День города. Обзор Концепции безопасности
Правительство РФ утвердило концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город». Впервые городские локальные системы безопасности будут объединены в понятную прозрачную инфраструктуру с общими алгоритмами построения. Но проект заметен не только этим. Концепция предполагает участие в наведении порядка в «безопасных городах» как силовых структур и органов власти всех уровней, так и бизнеса. При этом предпринимателям отводится не просто традиционная роль поставщиков решений. К экспертному мнению интеграторов и разработчиков государство готово прислушаться уже на старте, при разработке единых технических требований для будущего АПК. Насколько эффективным окажется такое партнерство, покажут ближайшие пять лет: на реализацию отвели период с 2015 по 2020 год.
Текст: Дмитрий Воронин
ПРЕДЫСТОРИЯ
На момент принятия единой концепции российские города уже имели почти десятилетний опыт реализации локальных проектов по безопасности. Большая часть при этом была реализована и профинансирована в соответствии с поручением президента РФ от 2005 года «О создании государственной системы профилактики правонарушений». Тогда ответственным за направление было МВД РФ, которое через свои региональные и городские управления вело работы по созданию подсистем видеонаблюдения, экстренной связи, мониторинга мобильных объектов. Тогда же впервые появился термин: аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (АПК «Безопасный город»).
С 2007 года ответственными за АПК «Безопасный город» наряду с МВД стали органы региональной власти — по итогам заседания госсовета в Ростовена-Дону им было рекомендовано предусмотреть развертывание аппаратно-программных комплексов технических средств в целях обеспечения правопорядка и безопасности на улицах и в других общественных местах. С этого момента, собственно, и начал формироваться российский рынок устройств и комплексных решений для «Безопасного города».
Проектом заинтересовались частные инвесторы, которые получили возможность вкладывать в него деньги на условиях частно-государственного партнерства. На отраслевых мероприятиях прошедшего года многие инсталляторы, вендоры и продавцы технических средств безопасности (ТСБ) называли «Безопасный город» одним из драйверов рынка. Уже началась самоорганизация путем создания различных экспертных сообществ и ассоциаций для взаимодействия с муниципальными и коммерческими заказчиками. О своих амбициях заявил «Ростелеком», который пообещал к началу 2015 года занять до 50% российского рынка решений для АПК «Безопасный город».
Однако системы АПК «Безопасный город», развернутые к 2014 году на территории России, оказались к этому не готовы. Они использовали несовместимые типы оборудования, их заказчики и пользователи никак не взаимодействовали между собой в данной сфере. По сути, региональные госорганы, муниципальные власти, службы быстрого реагирования, муниципальные и коммерческие организации создавали собственные автономные модели безопасных городов. Такой разобщенный подход и послужил главным аргументом для пересмотра подходов к АПК «Безопасный город».
Теперь построение АПК исходит из разработки единых технических требований и создания единого информационного пространства для всех участников этих проектов. Координировать работу поручено Межведомственной комиссии (МВК) под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина.
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНА
Термин «АПК «Безопасный город» за свою десятилетнюю историю претерпел значительные изменения. Если ранее под ним подразумевались системы видеонаблюдения и фотовидеофиксации, то теперь это концепция построения комплексной информационной
системы, которая обеспечивает:
• прогнозирование, мониторинг и предупреждение возможных угроз;
• контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений;
• интеграцию под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем различных организаций и обеспечение их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
Несмотря на то, что в 44 российских регионах АПК «Безопасный город» в той или иной степени уже реализован, эта работа все еще носит фрагментарный характер. Отдельные сегменты, которые в дальнейшем станут основой единого информационного пространства, сейчас не интегрированы между собой даже на уровне городов, не говоря уже о взаимодействии с федеральными системами. Кроме того, муниципальные проекты, как правило, не включают в себя инструменты для аналитики и прогнозирования угроз, что является ключевой составляющей любой системы проактивного реагирования.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Как изменился рынок?
Герой номера:
Александр Чуприян,
заместитель министра МЧС РФ
Продукт номера: Центры обработки данных