Дважды обязаны

25 августа 2018, 20:20    482

Рынок систем безопасности Беларуси вступит в 2015 год в непростом состоянии. После отмены единого лицензирования строительной деятельности в течение последних двух лет были приняты подведомственные нормативные акты, которые серьезно осложнили работу компаниям на рынке объектовых систем безопасности.

Теперь, помимо лицензирования, поставщикам и установщикам оборудования, в том числе охранно-пожарных систем, необходимо дополнительно пройти процедуру аттестации. Несогласованность требований, отсутствие координации между ведомствами, курирующими лицензирование и аттестацию, игроки рынка считают введением двойного регулирования одних и тех же видов деятельности. Ближайшим результатом бюрократической неразберихи может стать затягивание сроков сдачи объектов из-за отсутствия аттестатов у подрядчиков. В дальнейшем рынку грозит вынужденный отток из строительной сферы исполнителей на проектирование и монтаж систем безопасности с одновременным повышением расценок на услуги тех, кто в ней останется.

Лицензии: начало

Для выполнения в Беларуси работ по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, а также для их продажи сегодня требуется получение лицензии республиканского МЧС.

Другая лицензия — от МВД республики — необходима для ведения деятельности по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны (системы тревожной сигнализации, передачи извещений, контроля и управления доступом, телевизионные системы видеонаблюдения и иные системы). Получение этих лицензий регламентировано Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Соискатель каждой из лицензий обязан обеспечить:

  • наличие в штате не менее трех работников с необходимой квалификацией, прошедших оценку знаний и имеющих допуск к самостоятельной работе с электроустановками;
  • систему контроля качества осуществления лицензируемой деятельности;
  • наличие на балансе средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности.

Выполнение лицензионных требований не выглядит сложным и затратным (требуемые для лицензирования приборы и оборудование и так приобретаются компаниями для выполнения работ). К тому же соблюдение требований к лицензиатам (наличие квалифицированных специалистов, профессионального оборудования, системы контроля качества) гарантируют качество выполняемых работ и призваны отсечь из отрасли непрофессионалов. Тем более что соблюдение требований строго контролируется, как правило, только на момент получения лицензии.

По данным на октябрь 2014 года, более 650 компаний в республике имеют лицензии МЧС, еще более 500 лицензированы от МВД на проектирование, монтаж, наладку и ТО систем безопасности. Однако с появлением аттестации жизнь предпринимателей существенно осложнится.

Аттестат лицензии не помеха

Указ Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) запретил проведение большинства работ в сфере строительства без наличия у юридического лица аттестата соответствия.

Аттестат соответствия необходим для выполнения строительных работ (п. 32 Указа № 26):

•  на объектах первого класса сложности — с 1 апреля 2014 года;

•   на объектах второго класса сложности — с 1 июля 2014 года;

•  на объектах третьего класса сложности — с 1 октября 2014 года;

•  на объектах четвертого класса сложности —с 1 января 2015 года.

В указанный перечень входят: разработка разделов проектной документации для объектов строительства первого–четвертого классов сложности и строительные работы, такие как устройство слаботочных сетей и систем, монтаж систем пожаротушения. Порядок получения аттестата, а также перечень отдельных видов строительной деятельности определены Постановлением Совмина Республики Беларусь № 252 от 21.03.2014.

Таким образом, введение аттестации автоматически затронуло лицензиатов МВД и МЧС, бизнес которых построен на проектировании и монтаже слаботочных сетей и систем с напряжением 12–24 В (это 99% систем пожарной безопасности).

Выполнение работ без аттестата прямо запрещено законодательством, приравнено к незаконной предпринимательской деятельности и наказывается штрафом до 500 базовых величин (одна базовая величина равна 150 000 белорусских рублей, штраф составит около $7000) с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

Курировать получение аттестатов соответствия поручено Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь (МАиС). Основные требования и условия получения аттестата соответствия изложены в Постановлениях МАиС РБ № 25 от 02.05.2014 и № 15 от 26.03.2014.

Аттестату нужно соответствовать

Основной конфликт требований, предъявляемых МВД и МЧС для получения лицензий, и требований Министерства архитектуры при прохождении аттестации лежит в плоскости издержек. Соблюдение требований сопряжено для компаний с дополнительными затратами.

Во-первых, для допуска сотрудников к аттестационному экзамену компаниям потребуется их обучить. При этом количество специалистов, требуемых для аттестации на одни и те же виды работ, превышает то, которое было необходимо для получения лицензии.

Во-вторых, по условиям аттестации все специалисты должны быть оформлены в компании по основному месту работы с соответствующей записью в трудовой книжке. Минимальный опыт работы для главного инженера проекта (ГИПа) при этом установлен на уровне восьми лет. Поскольку в Беларуси нет достаточного количества опытных ГИПов, логично предположить, что те начнут зарабатывать не только проектированием, но и перепродажей себя из компании в компанию с периодами работы в месяц–два — на время получения компанией аттестата (проверки выполнения аттестационных требований в последующем нигде не прописаны).

В-третьих, большинство компаний столкнется с проблемой подготовки документов, с которыми до этого никогда не имело дела. Описания документов говорят сами за себя — «свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля по каждому из заявленных видов деятельности» или «документы, подтверждающие наличие системы менеджмента качества, область действия которого соответствует заявленному виду деятельности». Это как минимум усложнит работу компаний, в худшем случае — повысит риск появления коррупционной составляющей в виде всевозможных «услуг по оформлению» и «консультаций».

Наконец, самое главное — цена вопроса и сроки. Получение аттестата станет недешевым (не менее 10 млн белорусских рублей) и небыстрым (около шести месяцев, не считая времени на обучение сотрудников и получение сертификата ISO). Аттестат соответствия для работы на объектах первой — третьей категорий сложности потребует от заявителя обеспечить наличие в компании основных средств на сумму 150 тыс. базовых величин (около $2 млн) и не менее двух аттестованных ГИПов. В Беларуси в принципе найдется мало компаний, соответствующих данным требованиям, а на рынке систем безопасности — тем более. Неудивительно, что к ноябрю 2014 года лишь считаные компании отрасли прошли процедуру аттестации либо находятся на стадии обучения специалистов.

Смутные объекты пятой категории

Все здания и сооружения в Беларуси относят к пяти классам сложности. Выполнять строительные работы без аттестата возможно только на объектах пятого класса сложности. К пятому классу сложности относятся:

•  здания и сооружения различного назначения высотой до 7 м (не отнесенные к другим классам);

• временные здания и сооружения; теплицы площадью до 1 га; павильоны, киоски комплектного заводского изготовления торговой площадью до 50 кв. м;

• садовые домики, хозяйственные строения на приусадебных, садовых и дачных участках;

•  одноэтажные бесподвальные гаражи боксового типа с выездами непосредственно наружу (вместимостью менее 100 автомобилей);

•  склады без процессов сортировки и упаковки площадью до 200 кв. м.

Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть очевидное: объекты пятой категории не являются основными источниками заказов на проектирование и монтаж средств и систем безопасности для компаний — лицензиатов МВД и МЧС. Наиболее привлекательны с точки зрения подрядов на установку пожарной и охранной сигнализации, СКУД, видеонаблюдения объекты первого — четвертого классов сложности (примеры объектов приведены в справке), в первую очередь объекты, относимые к первому и второму классам.

Рынок ждет

В настоящее время (до 01.01.2015) устройство слаботочных сетей и систем допускается выполнять без наличия аттестата только на объектах четвертого класса сложности либо на объектах первого–третьего классов сложности, но в рамках выполнения работ по ранее заключенным договорам. Подавляющее большинство проектных и монтажных организаций заняли выжидательную позицию. Как определяют ее сами представители компаний: «Ничего не делаем для прохождения аттестации, работаем без нее, ждем, что будет дальше. После первых санкций со стороны контролирующих органов начинаем действовать по ситуации. Надеемся на то, что всех сразу не накажут».

Сейчас аттестат соответствия позволяет работать на объектах более высокого класса сложности, чем указанный в аттестате, при условии работы на субподряде у компании-подрядчика, имеющей аттестат, соответствующий классу сложности объекта. Например, компания, аттестованная на право выполнения строительных работ только на объектах четвертого класса сложности, может работать на объекте второго класса сложности при заключении договора субподряда с организацией, имеющей аттестат на право выполнения строительных работ на объектах второго класса. На практике это будет означать монополизацию рынка крупными игроками и снижение маржинальности работ для более мелких компаний-субподрядчиков.

В дальнейшем ситуация с двойным регулированием может обернуться проблемами для всей строительной отрасли в Беларуси. Прежде всего из-за того, что сократится число организаций, оказывающих услуги по проектированию и монтажу систем безопасности на объектах строительства. Это будет грозить затягиванием сроков работ с одновременным повышением расценок на услуги исполнителей — оставшимся компаниям нужно будет компенсировать расходы на аттестацию.

Имеют право?

С юридической точки зрения применение норм по аттестации к лицензиатам МВД и МЧС является двойным регулированием предпринимательской деятельности. Это противоречит сути директивы Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», направленной на устранение избыточного вмешательства государственных органов в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С июня 2014 года в адрес МАиС был направлен ряд запросов от компаний на разъяснение норм аттестации и правомерности применения требований к категории субъектов хозяйствования, выполняющих работы по слаботочным сетям и системам в рамках лицензионных видов деятельности. Также со стороны отрасли безопасности было внесено предложение по смягчению требований для получения аттестата в отношении отдельных категорий компаний, выполняющих лицензионные виды работ (смежные со строительными работами). До настоящего времени единая позиция МАиС не выработана. Запланировано только создание рабочей группы для учета предложений компаний по изменению условий аттестации.

 


Был ли вам полезен данный материал?


Дважды обязаны

Вопрос номера:
Что будет с курсом доллара?
Ожидания рынка

Герой номера:
Владимир Капыш,
генеральный директор ОАО «Технологии безопасности»

Продукт номера:
Аналоговые системы видеонаблюдения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2358 s
queries: 153 (0.0210 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.