«Микрон» больших надежд
В рамках федеральной программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» в 2015 году производители компонентной базы претендуют на дотации из госбюджета в объеме 14,5 млрд рублей. Правда, потратить деньги налогоплательщиков с пользой им будет непросто.
На примере зеленоградского завода «Микрон» корреспондент журнала RUБЕЖ выяснила, что конкретно отечественная микроэлектроника готова предложить рынку и что нужно предприятиям от государства, помимо прямого финансирования.
Первое впечатление
Во дворе крупнейшего завода микроэлектроники в Восточной Европе посетителей поджидает необычная инсталляция. Железобетонные кнопки компьютерной клавиатуры, расставленные по уличной территории завода. Пройти мимо и не нажать кнопку Enter, естественно, невозможно. В административном корпусе нас встречает директор по корпоративным коммуникациям ОАО «НИИМЭ и Микрон» Алексей Дианов. Чтобы попасть в производственные цеха, необходима специальная экипировка — бахилы и фирменные темно-синие халаты без карманов.
На заводе строго соблюдают гигиену производства. Изготовление микросхем требует идеальной чистоты. Но халаты — это одежда исключительно для перемещения по общим и обзорным галереям, а за стеклом, в «чистых комнатах», сотрудники работают в еще более герметичных костюмах. Воздух в производственных помещениях полностью обновляется каждые 40 секунд при помощи специальной системы вентиляции. Отработанный воздух удаляется, комнату заполняют новым, прошедшим четыре стадии фильтрации. Температура в 22 градуса обязательна для всех помещений, ее колебание допускается не более чем на один градус. Климатическое равновесие важно для производства — от него напрямую зависит процент годных микросхем на выходе.
Производство сейчас
Сегодня на долю отечественных производителей микроэлектронных компонентов приходится всего 10–15% российского рынка. Весь остальной объем занимают такие мировые гиганты, как Intel, IBM, Infineon, Texas Instruments, ST Microelectronics. В мире существует более 100 тыс. различных видов микросхем, «Микрон» производит около 500 наименований из этого списка. Минимальная топология, по которой «Микрон» выпускает микросхемы, составляет 65 нанометров (нм). Также завод выпускает схемы по топологии 90, 180, 250 нм.
В группе компаний «Микрон» выстроена полная производственная цепочка — от разработки чипа до выпуска конечного продукта. Это существенно расширяет и ассортимент, и круг потенциальных заказчиков. На заводах «Микрона» выпускаются микроконтроллеры для защищенных электронных удостоверений личности (биометрические паспорта, универсальная электронная карта, социальная карта), транспортные билеты, SIM-карты, RFID-метки.
Алексей Дианов: «Средний срок разработки нового изделия в микроэлектронной отрасли составляет от девяти месяцев до полутора–двух лет в зависимости от его сложности. Это важно учитывать при постановке задач».
«Микрон» освоил серийное производство силовых элементов, процессоров, микропроцессоров, памяти микросхем для космического применения, микропроцессоров с энергонезависимой памятью — последние используются в электронных документах, транспортных и социальных картах, картах и ключах для систем контроля и доступа. Силовая электроника выпускается для шлагбаумов, поворотных механизмов, автоматических ворот, дверей, блоков питания, зарядных устройств и т.д. Как рассказали в «Микроне», подобная продукция миллионами уходит на экспорт — за рубежом силовую электронику производят далеко не все крупные бренды в микроэлектронике. «Компании TSMC, Intel, Samsung специализируются на процессорах, памяти. Силовые модули у них заказывать бесполезно — их нет».
Алексей Дианов: «Описание одной только технологии производства по топологии 65 нм, если его распечатать, займет целый цех».
Основной спрос на микропроцессоры «Микрону» обеспечивают Мосгортранс и Московский метрополитен — заказами на транспортные карты. Еще несколько лет назад элементная база для транспортных билетов, SIM-карт и биопаспортов закупалась у зарубежных компаний, а на «Микроне» осуществляли только сборку. Сегодня все заказы «Микрон» исполняет на чипах собственного производства. Завод производит 40 млн транспортных микросхем в месяц.
Перспективы
Следующий рынок, за который намерен побороться «Микрон», — чипы для банковских карт. Завод уже открыл R&D по этому продукту. Но все будет зависеть от действующего законодательства. В России по-прежнему разрешено использовать даже в картах российских банков импортную электронную начинку. Для «Микрона» это значительно усложняет выход на потенциальные рынки сбыта. Сейчас завод оказывает услуги по сборке 20 млн банковских карт в год на чипах импортного производства.
Аналогичную проблему «Микрон» уже испытал при производстве схожего по специфике продукта — универсальной электронной карты (УЭК). Карта предоставляет доступ к электронным услугам и сервисам — государственным, муниципальным и коммерческим. Чип УЭК сертифицирован в международной платежной системе MasterCard, т.е микросхема обладает достаточной защищенностью для работы в международной платежной системе. Во всем мире только семь компаний, у которых есть такие сертификаты: Atmel в США, NXP, Infinion, ST Microelectronics в Европе, Elpida и Renesas в Японии, Samsung в Корее и, наконец, российский «Микрон».
Сделать производство УЭК выгодным завод так и не смог — у государства поменялись планы. Из обязательной для всех 80 млн совершеннолетних граждан России карту перевели в категорию добровольной. И рынок сбыта УЭК тут же сократился до 500 тыс. карт.
«Мы под этот проект оборудование закупили, микросхему разработали, серийный выпуск наладили. А в результате спрос — всего полмиллиона. Это даже не Москва», — не скрывает своего разочарования Алексей Дианов.
Веру в будущее руководству завода вернул курс государства на импортозамещение. Эту инициативу Дианов всячески поддерживает: «Была отличная идея с созданием национальной банковской платежной системы на российской элементной базе. Для нас такой проект был бы очень кстати — мы сможем загрузить производство, на вырученные деньги откроем новые разработки, расширимся, будем выпускать новые типы микросхем. Но пока мы фактически финансируем голландские и азиатские компании».
Алексей Дианов: «Самая лучшая помощь для нас — большой инфраструктурный проект, в котором запрещено использование импортной элементной базы. Такие проекты может инициировать только государство».
Импортозависимость
Практически все оборудование на заводе — импортное. Отечественного нет, потому что его просто не производят в России. Незначительная доля приходится на белорусское измерительное оборудование, но оно работает в основном с пластинами меньшего диаметра. Своих зарубежных поставщиков на «Микроне» уважают — все компании отмечены на специальной карте, где показано, какой производитель из какой страны. Бóльшая часть приходится на Европу и Японию. При этом никаких опасений, связанных с использованием импортного оборудования, в «Микроне» не видят. На заводе уверены: технологии производства и так всем известны, копировать их нет смысла. Куда более серьезные проблемы могут быть связаны с использованием импортных чипов.
Главная угроза — так называемые закладки и недокументированные возможности микросхем, о которых знает только производитель. Обнаружить их в готовой схеме практически невозможно. «Предположим, мы используем импортный чип в транспортной системе. В самом чипе может быть заложена программа, чтобы в определенное время обнулить поездки. И представьте, что в восемь часов утра в Москве никто не может зайти в метро, потому что импортные микросхемы по заранее заложенной в них команде обнулили все поездки в билетах. Происходит коллапс. Кому это выгодно? Кто может воспользоваться этой ситуацией?» — озвучивает свои опасения Дианов.
Попытки экспорта
Большие производственные возможности и ограниченный спрос на внутреннем рынке подтолкнули «Микрон» искать потребителей за рубежом. Сейчас завод экспортирует около 50 млн различных типов микросхем в месяц. Бóльшую часть закупают китайские сборочные производства, выпускающие компоненты для того же Samsung и других компаний. В планах у «Микрона» —расширить географию своих поставок на рынках Азии, Европы, США. Представительства компании уже работают в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Тайвань), в Германии и США. При этом на «Микроне» в любой момент готовы увеличить объемы сбыта на российском рынке.
«Если западные компании сократят или прекратят поставки необходимой комплектации в российское приборо- и аппаратостроение, то, безусловно, мы сможем предложить адекватную замену высокого качества и аналогичного функционала», — отмечает директор по маркетингу «Микрона» Денис Вараксин. Сравнение с лидерами Одним из мировых лидеров по производству микроэлектронных компонентов на «Микроне» называют компанию Intel. На заводе даже прикинули, как догнать и перегнать известную корпорацию: потребуются 15 лет и $350–400 млрд инвестиций плюс гарантированные рынки сбыта. Но реальность пока далека от мечты.
Алексей Дианов: «Последнее вложение государственных средств в завод было в размере 350 млн рублей. Мы не можем сказать, что нам совсем не помогают, но создание инфраструктуры, разработка новых изделий и их серийное производство стоят намного дороже. Если мы на эти средства успешно заместим одну импортную микросхему, которая нужна тиражом всего 100 штук в год, то мы не сможем окупить все затраты».
Впрочем, «Микрон» и сам способен находить возможности для развития без оглядки на мировых гигантов. В частности, для освоения собственных разработок на основе ранее приобретенных технологий. «Мы купили технологию 90 нм у ST Microelectronics. На ее основе разработали свою на 65 нм, а дальше наши специалисты будут думать, как из 65 нм сделать 45», — приводит пример Алексей Дианов.
Льготы важней денег
На «Микроне» уверены: эффективность бюджетных вливаний в электронную промышленность возможна только в сочетании с продуманной системой государственных льгот. Иностранные компании, приводит аналогию Алексей Дианов, благодаря таким льготам и субсидиям со стороны своих государств могут позволить себе устанавливать на продукцию самые выгодные на рынке цены. В том же Китае новый завод микроэлектроники освобождается на пять лет от любых налогов, а в следующие пять платит около 5% от базовой налоговой ставки. А в Европе или США можно взять кредит под строительство завода сроком на 20 лет и со ставкой 3–5%. Также доступны льготы по импорту комплектующих и оборудования, химических реагентов, которые используются для производства микрочипов, льготы по оплате электроэнергии и водоснабжения. Все эти субсидии позволяют экономить до 30–40% затрат при производстве микросхем. Отдельные льготы необходимы для направлений R&D.
В Германии государство возвращает предприятиям до 50% стоимости затрат на разработки. Значительные льготы можно получить внутри особой экономической зоны (ОЭЗ), благо в Зеленограде она есть. Для предприятий тут действует пониженная ставка налога на прибыль и отсутствует налог на имущество в течение первых 5–10 лет работы. Но в этом вопросе «Микрону» не повезло с пропиской. Завод оказался расположен вне пределов бизнес-заповедника. Изменить статус и стать резидентом особой зоны «Микрону» в рамках действующего законодательства почти невозможно.
«Увы, в 1964 году мы промахнулись на пару километров и поставили завод немного не в том месте», — комментирует ситуацию Алексей Дианов.
Перспектива
Развитие микроэлектроники, уверен Дианов, нельзя обеспечить простым вливанием денег в ее производство. Эффект госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» не в том, сколько и на что потратить. Поддержка должна подразумевать прозрачную и понятную окупаемость бюджетных расходов. Если такое условие станет обязательным, изменится логика подхода к финансированию производств в России. Государство станет учитывать не только собственную точку зрения, но и прислушается к интересам тех, кого решило поддержать.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Что будет с курсом доллара?
Ожидания рынка
Герой номера:
Владимир Капыш,
генеральный директор ОАО «Технологии безопасности»
Продукт номера: Аналоговые системы видеонаблюдения