Время для умных

25 августа 2018, 20:10    454

Под конец года рынки и их игроки попали в затруднительное положение. Все  прогнозы рухнули, а обзоры  макроэкономической ситуации пестрят  противоположными оценками. Однако  участники рынка безопасности не считают  текущую ситуацию  кризисом, импортозависимые производители,  которые не сделали этого раньше, готовятся к переходу на расчеты в рублях и юанях. Но  уже очевидно, что «некризис» 2014 года переживут далеко не все компании. Что делать с рублевой выручкой, к чему готовиться в 2015 году, как скорректировать стратегию развития — на эти и другие вопросы ответили журналу RUБЕЖ сами участники рынка безопасности и эксперты, среди которых оптимистов  оказалось больше.

Для оптимизма у российского рынка систем безопасности есть как минимум три повода: новые инфраструктурные проекты во всех крупных городах России, доступность муниципальных тендеров по программам «Безопасный город» и «Безопасный транспорт». Если прибавить к этому неизбежное развитие транспортных узлов и хабов к Чемпионату мира по футболу, то можно прогнозировать устойчивый рост спроса на системы видеонаблюдения и контроля доступа, а также интегрированные системы безопасности. Однако по состоянию на «48 рублей за доллар» все эти факторы так и не смогли переломить четкую тенденцию к снижению деловой активности.

Что делать с рублями

Привычка при любых колебаниях рынка переводить рублевую выручку в доллары или евро уступила место здравому смыслу. Производители рассматривают сложившуюся ситуацию как лучшее время для создания запасов комплектующих. Понятно, что цены на импортные технические средства безопасности (ТСБ) будут расти, продавцы и так держались до последнего, компенсируя потери за счет внутренних резервов. Но когда на фоне растущего курса доллара цены подняли вендоры, резервы закончились. О намерении потратить выручку на закупку ликвидного технологичного товара и комплектующих уже заявил ряд компаний рынка. Мнение большинства выразил коммерческий директор ТД ГК «Приборы охраны» Владимир Василенко: начиная с 1998 года рецепт выживания в кризис один — деньги в товаре.

Одновременно компании меняют подход к управлению дебиторской задолженностью: двух- и трехмесячных отсрочек по платежам, к которым уже было привыкли покупатели, больше не предоставляет никто. Сокращаются суммы товарных кредитов, некоторые компании и вовсе отказались от этой практики. В общем, мелким инсталляторам в такой ситуации придется несладко.

Что делать со стратегией развития

Некоторые компании решили пойти по пути расширения присутствия на рынках стран СНГ. Это видно как по деловой активности российских компаний на специализированных выставках  сопредельных государств, так и по растущему числу открытых мультивалютных счетов для работы с клиентами в рамках Таможенного союза.

Присутствие российских компаний на европейских выставках и открытие офисов в  государствах ЕС свидетельствуют о том, что уверенные в своих силах российские вендоры рассчитывают на валютную выручку. Для компаний, ориентированных на внутрироссийский рынок, этот путь не подходит. К тому же российские компании и ТСБ в некоторых зарубежных странах открыто саботируются из-за санкций или по иным причинам внутреннего характера. Одинаково популярными будут два противоположных подхода к маркетингу в условиях нестабильного рынка: часть компаний намерена сократить издержки, в том числе за счет снижения расходов на продвижение, другие, наоборот, предпочитают в этот период агрессивную маркетинговую политику.

Что касается ассортиментной политики, то часть компаний намерена сократить номенклатуру выпускаемой продукции, сосредоточившись на маржинальных решениях и сопутствующих сервисах. Такой подход наблюдается у всех крупных российских производителей ТСБ. Насколько он себя оправдает, покажет уже ближайшее время.

По словам технического директора ООО «ПромАвтоматика» Александра Рыжова, в кризисах есть свой плюс: покупатели вынужденно оптимизируют работу, изучают рынок и переориентируются на более эффективные решения с хорошей технической поддержкой. «Мы от этих движений только выигрываем, что отчасти компенсирует нам минусы кризисных времен», — уверен Александр Рыжов.

Другие производители, наоборот, намерены идти по пути расширения бизнеса. По словам директора по продажам Axis Communications Дмитрия Стрельцова, компания настроена на развитие новых рынков, на которых до сих пор работала неактивно. Например, шведский гигант присматривается к российскому рынку небольших систем, которые в среднем используют три-четыре камеры. У Axis есть новые решения для этого, есть новая недорогая продуктовая линейка с бесплатным ПО. Маркетинговые усилия компании в следующем году будут направлены в том числе и на продвижение решений для небольших проектов. При этом уходить с российского рынка Axis не собирается и падения объемов продаж из-за растущих цен на продукцию не прогнозирует.

Что делать с импортными комплектующими

Некоторые российские компании, которые покупают комплектующие в долларовой или еврозоне, будут вынуждены отложить или скорректировать планы развития. Например, компания «Эскорт Технолоджис», которая планировала в этом году вывести на рынок систему оповещения собственной разработки, всерьез задумалась о целесообразности такого решения. По словам главного технического специалиста компании Игоря Лозового, отказываться от развития и расширения ассортимента компания не собирается, но вопрос с покупкой части комплектующих за доллары явно требует пересмотра.

Эту проблему будут так или иначе решать все производители ТСБ, использующие импортную элементную базу. По словам Александра Журина, директора «Журин Электроникс», компания активно ищет российских производителей комплектующих, но это не так просто. Найти замену американским микросхемам и швейцарской оптике на российском рынке не представляется возможным. «Электронной промышленности, я считаю, в России практически нет», — признается Александр Журин.

Компании «Росби информ» и «ЛУИС+» никаких затруднений с импортозамещением не испытывают. Технический директор «ЛУИС+» Федор Жидомиров уверен, что в кризисное время разумно использовать российские изделия. Очевидно, что придется использовать и недорогие китайские.

Перспективы расчетов в рублях и юанях

Российские производители всегда корректны в высказываниях, когда речь заходит об  объеме и роли китайских изделий и комплектующих в отечественных ТСБ. Однако очевидно, что вопрос о переходе на прямые трансграничные расчеты в рублях и юанях интересует участников рынка в первую очередь.

По факту есть соглашение между РФ и Китаем на поставку энергоресурсов на длительный срок. Одновременно с этим российская экономика становится все больше связана с китайскими производителями товаров различного уровня. Поэтому вопрос оплаты за товар в международных контрактах в режиме рубль/юань напрашивается сам по себе. Сейчас оплата по контрактам происходит следующим образом: рубли конвертируются в доллары на коррсчетах в американских банках, зачисляются на счета китайских поставщиков и конвертируются уже в юань.

Получаются три валюты и две конвертации, которые ложатся на себестоимость продукции. Подобная схема расчетов существует не только на рынке ТСБ и, естественно, больше не устраивает продавцов, получающих выручку в рублевой зоне.

Переговоры о переходе на прямые расчеты в рублях и юанях сейчас ведут все крупные компании, работающие с восточно-азиатскими экспортерами.

Благоприятный момент для национальных валют

Китайские финансовые институты готовятся к увеличению трансграничных расчетов в юанях и рублях. По словам вице-президента, члена правления АКБ «Банк Китая (ЭЛОС)» Гао Ян, в последнее время все больше российских банков и компаний открывают счета в юанях, потому что канал по расчетам в юанях уже построен и понятен рынку. Аналогичный процесс происходит в Китае по открытию рублевых счетов. «Если контракты между российскими и китайскими компаниями будут подписаны в рублях или юанях, их конвертация в своих банках будет происходить свободно по торговым контрактам. И трансграничные платежи вполне могут осуществляться как через наш банк в Москве, так  и через другие отделения банка в Китае. Поэтому, думаю, сейчас очень благоприятный момент для импортеров и экспортеров двух стран: они вполне уже могут осуществлять расчеты между собой в наших национальных валютах», — говорит г-жа Гао Ян.

Единственное, что может этому помешать, — элементарное незнание валютного законодательства участниками рынка безопасности. Китайские компании просто не в курсе, каким образом открыть рублевые счета в Китае, а российские не знают, как работать со счетами в юанях. Сейчас в Банке Китая (ЭЛОС) коррсчета имеют около 200 банков по всей России. По оценке г-жи Гао Ян, это достаточное количество, чтобы обеспечить потребность российских импортеров и экспортеров. Однако пока у российских и китайских компаний нет единого понимания, насколько расчеты в национальных валютах могут снизить себестоимость. Поэтому процесс перехода на расчеты в рублях и юанях будет длительным. Не ускорит его и падающий курс рубля к юаню, однако, по мнению китайских банкиров, это временное явление: рост расчетов рубль/юань стабилизирует курсовые колебания.

Прогноз: кто уйдет с рынка

Участники рынка ТСБ категоричны в своих прогнозах: с рынка уйдут случайные компании, которые приш ли из смежных рынков, — продавцы компьютеров, средств связи, электробытовой техники и прочих непрофильных для ТСБ товаров. Также к этой категории могут добавиться те компании, которые не успеют сориентироваться в изменяющемся технологичном рынке по ассортименту, стратегии и партнерам. Кроме того, рынок освободится от компаний, которые сидят на коррупционных госзаказах и теряют сейчас обороты из-за увеличивающейся прозрачности рынка госзакупок.

Генеральный директор ООО «КМ-Юг» Андрей Чермянинов прогнозирует большие  проблемы для контрабандистов, везущих мелкие партии изделий из Китая. И это не может не радовать. А вот тревогу у всех участников рынка ТСБ вызывает неизбежное банкротство мелких инсталляторов, которые формируют значительный объем спроса.

По мнению заместителя генерального директора ЗАО «Аргус-Спектр» Михаила Левчука, четкая тенденция текущего года — уход с рынка компаний, которые, не имея собственных разработок, пытались конкурировать ценой с изделиями других производителей. Те компании, которые обладают уникальными разработками, будут продолжать успешно работать на рынке.

Неизбежным при текущей ситуации на валютном рынке выглядит и уход из России  некоторых западных компаний. По мнению заместителя генерального директора компании «Юнитест» Светланы Бурбуль, часто цены на брендовые импортные изделия неоправданно высоки, при этом аналогичные разработки российских компаний вполне конкурентоспособны. Отечественный рынок безопасности от импортозамещения только выиграет.

Одновременно на рынке ТСБ произойдет поляризация, традиционная для кризисных  периодов: комфортно будут чувствовать себя лоукостеры (у них маленькие издержки, нет инженерного штата и техподдержки) и крупные компании с сильной техподдержкой, хотя им, конечно, придется поднять цены. По мнению генерального директора ООО «Оникс» Владимира Овчинникова, в период стагнации с рынка в первую очередь уходят середняки, у которых цены относительно невысоки, но полной ответственности за изделия они не несут, техподдержка слабая, а хорошие инженерные кадры нечем привлечь.

Что делать с кадрами

На этот счет участники рынка ТСБ высказывают прямо противоположные мнения. Инсталляторы считают сокращение штата неизбежным, и тут с ними сложно спорить, потому что именно в этом сегменте ожидаются наибольшие потрясения. Производители и разработчики, которые в последние пять лет жаловались на дефицит квалифицированных инженерных кадров, наоборот, намерены любой ценой сохранить команду. И даже готовы ради этого инвестировать в развитие и расширение номенклатуры, несмотря на сложную финансовую ситуацию.

Таким образом, российский рынок ТСБ будет встречать 2015 год в противоречивом настроении. Градус оптимизма напрямую зависит от специфики бизнеса и успешности выбранной стратегии развития. Удорожание импорта дает российским производителям еще один шанс заполнить рынок ТСБ качественными изделиями собственного производства и укрепить свои позиции.

Преимущество здесь будет у тех, кто успел инвестировать в развитие в начале года, причем сделал это из прибыли без привлечения кредитных средств. Остальным компаниям придется собрать все ресурсы для рывка, поскольку сложившаяся ситуация как никогда благоволит российскому производителю.


Был ли вам полезен данный материал?


Время для умных

Вопрос номера:
Что будет с курсом доллара?
Ожидания рынка

Герой номера:
Владимир Капыш,
генеральный директор ОАО «Технологии безопасности»

Продукт номера:
Аналоговые системы видеонаблюдения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3113 s
queries: 75 (0.0170 s)
memory: 2 048 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.