Установка по требованию
Корреспондент журнала RUБЕЖ провел день с монтажниками систем видеонаблюдения и выяснил, насколько результат и качество на практике зависят от наличия у исполнителя всех нужных лицензий и сертификатов.
Мы встретились с монтажниками Александром и Иваном (в дальнейшем буду называть их просто Саня и Ваня) на перекрестке Ленинградского проспекта с Новопесчаной улицей.
— Езжай за мной, не отставай. Только будь внимательней: у меня стопы и габариты не работают, — заявил Саня перед тем, как мы поехали на работу. Не отстать было тяжело: «Жигули» четвертой модели двигались на удивление быстро. Вмятина на водительской двери и многочисленные дырки в кузове — следы коррозии — ничуть не мешали водителю на высокой скорости перемещаться из ряда в ряд.
За рулем своей «четверки» Саня нарушал все возможные правила дорожного движения. Чтобы не отстать от него, мне тоже пришлось пересекать сплошные линии разметки, выезжать на обочину и бессовестно подрезать дачников, заполонивших в выходной день Ярославку. Правда, на перекрестках Саня проявлял себя вежливым водителем, любезно подавая мне сигналы левой рукой, показывая из окна, в какую сторону он намерен повернуть.
Мы ехали в Ивантеевку, город, расположенный в 17 км от Москвы по Ярославскому шоссе. Задачей Сани с Ваней было установить в загородном доме две скрытые камеры с микрофонами. Мою задачу Саня позже обозначил так: — Не путайся под ногами и не мешай. Но задавай любые вопросы и фотографируй все, что хочешь. Только лица наши потом замажь в фотошопе.
Наконец мы припарковались у дома заказчика в закрытом коттеджном поселке под Ивантеевкой. Наши машины вышел встречать жизнерадостный мужчина, представившийся Маратом. Сане с Ваней он указал на комнаты, в которых надо установить скрытые камеры.
Узнав, что я журналист и интересуюсь системами безопасности, Марат сказал:
— Пойдем, я тебе покажу отличный система безопасность. Мы прошли на задний двор и увидели там огромного красавца-пса, сидящего у конуры. Марат рассказал, что привез собаку из Таджикистана. Порода «системы безопасности», по словам хозяина пса, —азиатский волкодав.
— А вы сами из Таджикистана?
— Да, вся бригада из Таджикистана. Мы этот дом уже полтора года строим.
— Кому дом строите?
— Большому человеку из госструктур.
Саня и Ваня достали из сумок свои инструменты и приготовились к работе. Дом заказчика находится на начальном этапе внутренней отделки. Первую камеру надо было установить под потолком в комнате на первом этаже. Процесс установки занял у монтажников примерно 15 минут. В бетонной стене Ваня просверлил перфоратором отверстие для видеокамеры.
— Просто нужно не торопиться, аккуратно сверлить, не совершая резких движений, и все будет получаться, — комментирует свои действия Ваня. Видеокамеру, а также микрофон Ваня зафиксировал в высверленном отверстии при помощи специальных деревянных заглушек. Габаритные размеры камеры —20×62 мм, а диаметр объектива —3,7 мм. Производителя камеры монтажники назвать отказались.
После того как бригада Марата завершит ремонт комнаты, где установлена камера, в зоне видимости останется лишь крошечный объектив, который крайне сложно будет заметить невооруженным глазом. Информация с камеры будет поступать на видеорегистратор Toshiba.
— На жестком диске регистратора может храниться видеозапись длительностью примерно в месяц, — пояснил Саня.
— То есть у заказчика где-то будет установлен дисплей, на котором он сможет посмотреть видео, снятое камерами?
— Нет, такого дисплея не будет. Заказчик сможет посмотреть видео в Интернете, у него будет персональный доступ к видеоархиву и прямой трансляции из дома. Просмотр возможен и с компьютера, и с телефона. В данном случае мы используем выделенный IP-адрес, который предоставляет Yota. Для просмотра видеозаписей используем программное обеспечение iVMS-4500.
Установить вторую видеокамеру монтажники должны были в подвальном помещении над дверью. Здесь процесс затянулся на час. Сане с Ваней надо было просверлить не только отверстие под камеру, но и так называемую штрабу — канавку в бетонной стене, предназначенную для проводов. Когда работы с перфоратором были закончены, монтажники прикрыли дверным косяком и камеру с микрофоном, и провод.
На этот раз камера держалась не при помощи деревяшек, а была закреплена на косяке горячим клеем, нанесенным термопистолетом.
Провода от обеих камер мастера протянули на второй этаж дома, где в одной из комнат, видимо, в личном кабинете хозяина, будет размещен регистратор. Что-бы проверить, есть ли в проводе сигнал от камеры, Саня с Ваней использовали тестер фирмы Mastech.
На второй этаж подняться можно было только по шатающейся лестнице, но монтажники проделали этот путь с вызывающей легкостью. На концы проводов, идущих от камер, мастера установили специальные разъемы, чтобы подключить камеры к регистратору. Качество изображения они проверили на дисплее и остались довольны результатом: на лице Марата, позирующего перед камерой специально для нас на первом этаже, можно было разглядеть улыбку.
Казалось бы, не самый длинный рабочий день подходит к концу. Ваня с Саней уже начали говорить о том, что неплохо бы вечером попить чего-нибудь холодненького. Я в этом начинании горячо их поддержал. Однако работа монтажника не исключает форс-мажорных ситуаций. Заминка у нас произошла из-за того, что у ребят долго не получалось обновить программное обеспечение на регистраторе. Они искали в Интернете на сайте производителя камеры софт, чтобы видеоконтент можно было просматривать с мобильного телефона. Эта работа заняла у монтажников почти три часа.
— Тяжелая у вас работа? — спрашиваю Саню.
— И да и нет. Монтаж систем безопасности — это не на пляже загорать. А с другой стороны, мы предоставлены сами себе. То есть сами планируем свое рабочее время. А есть такие работы, что хоть вешайся…Как-то мы монтировали систему контроля и управления доступом для одной компании, — вспоминает Саня.
— Нас попросили установить оборудование фирмы Biosmart для считывания отпечатков пальцев. В этой конторе все были как под микроскопом. Хочешь выйти в туалет — прикладывай палец к считывателю. Хочешь пройти в другой отдел — делай то же самое. На каждого сотрудника велся отчет: во сколько пришел, во сколько ушел, сколько раз выходил из офиса. Спрашивал у заказчика, зачем такой жесткий контроль.
Он мне говорит: «Чтобы искоренить практику взаимопомощи, когда один дает пропуск другому, чтобы тот за него отметился на входе в офис. И еще чтобы посторонний не проник по чужому пропуску на территорию офиса».
А у нас иначе — только что директор наш Вячеслав позвонил, спросил, как у нас дела, — вот и весь контроль.
— А какие еще заказы запомнились?
— Делали систему контроля доступа для элитного жилого комплекса, — с энтузиазмом начал рассказывать Саня. — Заказчик потребовал, чтобы не было никаких карт или брелков. Вообще сейчас в системах безопасности я наблюдаю тенденцию к упрощению: люди отказываются от лишних примочек.
Жильцы комплекса, о котором идет речь, в карманах или в сумке носили небольшие устройства-идентификаторы, которые система «видела» за 50 м и поднимала шлагбаум или открывала ворота. Как сказал заказчик, он не хотел, чтобы люди тратили время на поиск пропуска в сумке, кармане или бардачке и не мочили руки, высовывая их из машины в дождь, чтобы открыть ворота.
Считыватели дальней идентификации Parsec мы поставили в этом жилом комплексе на шесть ворот в подземный паркинг, два шлагбаума — один на въезд и один на выезд — и десять подъездов. Система по истечении определенного периода генерирует отчет о том, кто и когда въезжал на территорию комплекса и выезжал оттуда. Сейчас все нормально работает, наши сотрудники периодически выезжают туда на профилактические работы.
— А были нарекания к какому-то оборудованию? Александр задумался. В разговор включился Ваня.
— Делали как-то систему допуска еще в одном жилом комплексе. Там система должна была распознавать номера машин жителей. То есть машина подъезжает к шлагбауму, камера «ловит» ее номер и поднимает шлагбаум. Мы использовали программное обеспечение Trassir и IP-камеры Sony. Вообще у каждого оборудования есть свои плюсы и минусы, о которых мы всегда предупреждаем заказчика. Так вот, Trassir, например, не всегда считывает номера, если они загрязнены. Мы это отметили еще во время тестов системы. Но жители предупреждены об этом и регулярно моют машины или протирают номерные знаки.
— Смотрю, работа у вас есть…
— Не жалуемся. Вячеслав нас вызывает, когда у него не хватает штатных сотрудников для выполнения заказа. Иногда он заключает договор с ИП, нанимает сотрудников со стороны. Но чаще обращается к нам.
— А у вас лицензия есть?
— У нас нет, — похоже, Ваня смутился, — но сейчас, насколько я знаю, на монтаж систем видеонаблюдения и не требуется разрешительных документаций. Если только это не какой-то секретный объект. В таком случае надо получать у ФСБ специальное разрешение. А так не нужен допуск для работы с напряжением в электросетях до 1000 В. Мы к электрике особого отношения не имеем. Нам подводят 220 В, и для монтажа этого хватает. Для установки систем контроля управления доступом лицензии тоже не нужны. Они необходимы, например, для налаживания противопожарной сигнализации или охранной системы.
— Для чего люди обычно устанавливают у себя в домах скрытое видеооборудование? — спрашиваю я у парней, когда, закончив все работы, мы выходим из дома.
— Для наблюдений за нянями, прислугой. Часто скрытые камеры просит установить администрация магазинов для ловли воришек, — говорит Саня.
— Кто он — типичный заказчик скрытых систем видеонаблюдения?
— Это обычно люди с достатком выше среднего. В основном, чиновники и бизнесмены. Каких-либо известных людей среди наших заказчиков пока не было.
— Саня, Ваня, счастливо! — говорю своим новым друзьям. Мы садимся в машины и едем по домам. Ребята уже начали планировать свой следующий выезд. Детали будущей работы они и обсуждают в своей машине: как будут устанавливать камеры в линейном отделении полиции на станции Кашира.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Что бы вы хотели изменить
в новой контрактной системе?
Герой номера:
Сергей Сергеев,
начальник департамента тыла МВД России
Продукт номера: Камеры с объективом fish-eye