/ /

44 ФЗ: руководство пользователя

44 ФЗ: руководство пользователя

25 августа 2018, 13:41    567

Прошло полгода с момента вступления в силу федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Вопросов, которые породило нововведение, отнюдь не стало меньше, напротив, закон вызвал множество новых — как у заказчиков, так и у участников конкурсов. Журнал RUБЕЖ рассмотрел основные изменения, с которыми компании могут столкнуться и уже сталкиваются на практике. С учетом анализа опыта, уже
полученного игроками рынка систем безопасности, мы подготовили краткое практическое руководство для тех, кому еще только предстоит работать с госсектором по новым правилам.

Требования к участникам

Большей частью обязательные условия для участия компаний в конкурсах на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг госзаказчикам в новый закон перешли из 94-ФЗ и сохранились в прежнем виде. Однако появились и новые требования. Например, понятие подтверждения правомочности участника закупки заключать контракт, которого не было в прежнем нормативном акте. Для этого при необходимости к заявке нужно прилагать копии учредительных документов, приказы о назначении руководителя, выписки из ЕГРЮЛ, копии уставов и т.п. Много внимания в документе уделено антикоррупционной составляющей. В частности, у участника закупки —физического лица либо руководителя компании, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера не должно быть непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

То же касается административного наказания в виде дисквалификации кого-либо из руководства компании или лишения судом права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. Представители рынка отмечают, что данные поправки, несомненно, пойдут на пользу. «Раньше, когда действовал 94-ФЗ, в список неблагонадежных поставщиков вносились конкретные компании, сейчас в него попадают еще и учредители, которых стали отслеживать.

И это хорошо, это попытка борьбы с подставными компаниями и нездоровой конкуренцией», — говорит руководитель проекта ЗАО «НПО «Сенсор» Александр Андреев (подробнее читайте в рубрике «Вопрос номера» на стр. 12). Предусмотрел закон и предотвращение практики закупок у «своих», «нужных» компаний. Если раньше государственное пассажирское транспортное предприятие объявляло конкурс на изготовление билетов, то чаще всего его выигрывала компания, принадлежащая сыну или дочери руководителя.

Теперь этот вариант должен быть исключен. Ст. 31 закона оговаривает, что между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов. Причем под конфликтом подразумевается не только описанный выше вариант, но и случаи, когда родственные узы связывают членов закупочной комиссии, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего. Со стороны участника закупки это касается совладельцев (выгодоприобретателей) и руководителей (директоров, управляющих, президентов и т.д.). Неприемлемыми связями признаны брак или родство по прямой линии — между родителями, детьми, бабушками, дедушками, братьями и сестрами, а также усыновителями и усыновленными. Выгодоприобретателем считается владелец более 10% акций или такой же доли в уставном капитале. Причем обладание долями в бизнесе учитывается как прямое, так и косвенное — через одно или несколько юридических лиц.

Таким образом, исключается популярная схема, когда успешная компания оказывается подконтрольной другой фирме, та, в свою очередь, третьей, третья — четвертой, зарегистрированной в офшоре, а совладельцем спрятанной в этой «матрешке» компании оказывается либо сам чиновник, либо его супруга или дети. Исключается, во всяком случае, номинально. Номинально — поскольку подтверждать свое соответствие всем перечисленным требованиям участнику закупки не обязательно. Достаточно лишь заявить о нем, загрузив соответствующую декларацию в предусмотренное на электронной площадке поле при подаче заявки на участие в аукционе или представив письменный документ при участии в конкурсе и запросе предложений. Впрочем, стоит помнить, что в случае обнаружения заказчиком или конкурсной комиссией несоответствия участника требованиям или недостоверности поданной декларации претендента на исполнение госзаказа могут отстранить на любом этапе закупки до момента заключения контракта.

Появились новые требования и к предоставлению информации в составе котировочной заявки. Порядок подачи заявок в запросе котировок значительно упрощен в отличие от других процедур закупок. Процедура проводится, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. руб., но совокупный объем таких закупок не должен превышать 10% от общего бюджета расходов на тендеры (но не более 100 млн в год для тех, у кого 10% — миллиарды). Однако заказчик зачастую забывает потребовать ИНН учредителей, руководителя, членов правления компании — участницы запроса котировок. При этом не забывает он отклонить заявку в случае, если эта информация не предоставлена.

Обеспечение заявки

Более жесткие положения о подтверждении состоятельности претендента на госконтракт и обеспечении его заявки на участие в закупке уже вызвали некоторое недоумение среди бизнесменов. Особенно среди компаний, участвующих в борьбе за заказы, исчисляющиеся сотнями миллионов рублей. «Тезис «чтобы стать поставщиком государства, нужно быть очень богатой организацией» подтверждается обязательным обеспечением заявок. Если требуется поставить серию, то размещение обеспечения требует огромных денежных вливаний.

Это делает продукт более дорогим, так как приходится использовать кредиты, надолго замораживать оборотные средства», — считает руководитель отдела продаж представительства компании Sealegs в России и СНГ Максим Маргиев. Sealegs производит лодки-амфибии, способные передвигаться и по воде, и по суше. Само собой, стоимость судов такого типа не соизмерима с небольшой партией огнетушителей, например. Действительно, 44-ФЗ, в отличие от своего предшественника, предусмотрел не только право заказчика устанавливать требование к обеспечению заявки, но и обязал его делать это. Существуют два способа обеспечения — банковская гарантия и внесение денежных средств. Если при участии в аукционах можно перечислить деньги на счет площадки, где проводятся торги, то при участии в конкурсе появляется выбор — либо безотзывная банковская гарантия, либо перечисление на счет заказчика. Гарантия может быть выдана банком, включенным в перечень, предусмотренный ст. 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Она также должна соответствовать определенным срокам: дата окончания заявки плюс два месяца.

Выбирая второй способ, нужно помнить, что деньги лучше перечислить примерно за шесть рабочих дней, а к пакету документов заявки необходимо приложить платежное поручение. Деньги поступят на счет заказчика через казначейство, и подтверждение о внесении средств он получит в течение 3–5 дней.

Возврат средств осуществляется не позднее, чем через пять рабочих дней после проведения конкурса. Средства, перечисленные на счет площадки, разблокируют в течение дня после того, как участие компании в нем окончено. Лишиться средств, выделенных на обеспечение заявки, представители бизнеса могут в следующих случаях.

Во-первых, при уклонении или отказе от заключения контракта. Во-вторых, при попытке отказаться от участия в конкурсе или внести изменения в документацию уже после окончания срока подачи заявок. Наконец, обеспечение заявки не вернется, если победитель не внес в определенный срок средства для обеспечения контракта. В этом случае договор не подписывается.

Так было, например, с контрактом на поставку интегрированной системы безопасности для ФСИН на 70 млн руб., проведенным в марте 2014 года. Компания-победитель отправила платежку на 21 млн, но средства не поступили, и контракт заключен не был, а обеспечение заявки составляло ни много ни мало 3,5 млн руб.

 Антидемпинг

Следующим новшеством, которое очень важно для рынка, стало введение антидемпинговых мер. В принципе, возможность снижения цены до бесконечности, имевшаяся в 94-ФЗ, осталась: хоть даром отдавай. Правда, теперь при снижении цены более чем на четверть от первоначальной размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза. Понятнее в цифрах: первоначальная максимальная цена — 100 млн, обеспечение установлено максимальное — 30%, то есть 30 млн. Снизил цену до 70 млн — сумма обеспечения выросла до 45 млн. Впрочем, если закупка меньше, чем на 15 млн, существуют варианты — либо увеличение суммы обеспечения контракта, либо предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника конкурса/ аукциона.

Наличие положительной истории можно подтвердить документами об успешном исполнении без штрафов и пеней нескольких договоров по госконтрактам. Для одобрения нужно выполнить три и более контрактов в течение последнего года либо четыре за последние два года. Или же три и более контрактов в течение трех лет, но с оговоркой: цена одного из них должна составлять не меньше 20% от стоимости той закупки, на которую претендует демпингующий участник.

Таким образом, к внушительной кипе документов придется приложить копии контрактов и их реестровые номера, акты сдачи-приемки выполненных работ. Компании на рынке безопасности по-разному оценили антидемпинговые меры.  

Замдиректора по коммерческим вопросам AT Consulting Антон Долгоновский считает, что конкурсы теперь будут проходить в более корректном русле. «Не будет ситуаций, когда на аукцион выходит непонятная компания, образованная накануне, выигрывает контракт и после этого самоликвидируется. Надеюсь, в связи с новыми требованиями станет больше порядка», — поделился он своим видением.

Директор по развитию ЗАО «Сатис-ТЛ-94» Владимир Каханович уверен, что при цене заказа в несколько миллионов рублей вновь принятые меры неэффективны. Начальник отдела разработки компании «ЛитТрансСервис» Александр Карелин привел пример того, как на практике по-прежнему реализуется принцип: создай компанию, выиграй конкурс, вынуди производителя продать оборудование тебе по нужной цене. «Пришел человек, заплатил 10% от суммы тендера кому-то и выиграл контракт на 80 млн. А у него и оборудования- то не было, он покупал потом часть у нас, — говорит Карелин. — То есть закон не защищает от таких вот «поставщиков».

Сжатые сроки

Существенные изменения произошли в сроках, отведенных участникам закупки на те или иные действия, соответственно, возрос и риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Теперь победитель обязан в течение десяти дней с момента появления итогового протокола подписать контракт, причем одновременно представив заказчику документы о переводе средств на его обеспечение. Нарушил — попал в черный список.

 Заказчикам жизнь тоже усложнили. По 94-ФЗ запрос на разъяснение документации можно было направить не позднее чем за пять дней до окончания сроков подачи заявок или за три дня при сумме контракта меньше 3 млн руб. 44-ФЗ этот срок сократил до трех дней вне зависимости от начальной максимальной цены. Ответы на запрос заказчика обязали предоставить за двое суток. Впрочем, этот момент компенсируется тем, что раньше отменить закупку государственное учреждение могло не позже, чем за десять дней до даты окончания подачи заявок, теперь же — за пять дней. Госструктуры также обязали размещать заказы как минимум за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками. В случае внесения изменений в документацию (не позднее, чем за пять дней до этой даты) срок подачи заявок должен быть увеличен до десяти дней.

«Ты у меня одна»

Единственных претендентов на исполнение крупных контрактов по требованию нового закона будут более тщательно проверять. Если раньше при подаче только одной заявки закупка признавалась несостоявшейся и договор автоматически заключался с единственным участником или тендер объявлялся повторно, с 2014 года такое заключение контракта возможно только по согласованию с соответствующим органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

«Приходится проходить длительный период дополнительного согласования с Федеральной антимонопольной службой. Мы вынуждены предоставлять аргументацию цены, доказывать, что являемся единственными производителями, и ждать подтверждения», — говорит представитель компании Sealegs в России и СНГ Максим Маргиев.

Начальник отдела госзаказа департамента подводно-технического оборудования ОАО «Тетис Про» Андрей Ахрименко считает, что интересы производителя тем самым ущемляются: «Для промышленности важно успеть спланировать производство, мобилизовать ресурсы своих специалистов, заказать комплектующие, чтобы вовремя выполнить контракт».

В начале июня президент России Владимир Путин подписал закон о внесении поправок в 44-ФЗ. Наиболее существенные изменения произошли в части некоторых случаев обоснования осуществления закупки у единственного поставщика, цены и существенных условий контракта. Сам перечень случаев закупок у единственных поставщиков расширился. Также увеличен максимальный порог малых закупок у единственного поставщика — со 100 тыс. до 2 млн руб. (но не более 5% от общего объема или не более 50 млн руб. в год).

 Итоговая проверка

В новом законе, в отличие от старого, оговорены и особенности исполнения контракта. Теперь для проверки выполненных работ, оказанных услуг или поставленного товара заказчик обязан провести экспертизу. В отдельных случаях она может производиться своими силами, и перечень таких ситуаций июньские поправки расширили. В других случаях экспертизу должны делать сторонние специалисты. С этой стороны для добросовестного исполнителя все чисто, данная мера скорее направлена на чиновников, закрывающих «за спасибо» глаза на разного рода недостатки со стороны поставщика. С другой стороны, этот пункт может стать инструментом для получения откатов. В случае, если договор не выполнен в полном объеме (впрочем, как и по другим причинам), в действие вступает ст. 95 нового закона. Она предполагает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке, если это было оговорено в договоре. Не стоит забывать, однако, что это же право дается и поставщику, так что, если госзаказчик начнет «кошмарить», разорвать с ним отношения будет проще.


Был ли вам полезен данный материал?


44 ФЗ: руководство пользователя

Вопрос номера:
Что бы вы хотели изменить
в новой контрактной системе?

Герой номера:
Сергей Сергеев,
начальник департамента тыла МВД России

Продукт номера:
Камеры с объективом fish-eye

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2488 s
queries: 137 (0.0165 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.