/ /

Чтобы вы хотели изменить в новой контрактной системе?

Чтобы вы хотели изменить в новой контрактной системе?

25 августа 2018, 13:20    700

С 2014 года в России действует Федеральная контрактная система. Журнал RUБЕЖ опросил руководителей, топ-менеджеров компаний и представителей госсектора об их опыте работы по новым правилам закупок. Мы выяснили, какие положения 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не устраивают игроков рынка и нуждаются в корректировках.

Валерий Кутыркин, замдиректора по региональным продажам ЗАО «Дыхательные  системы-2000»

- Самое основное, что не устраивает в действующем законодательстве, — это отсутствие у покупателя права выбирать именно тот товар, который ему необходим. Выбор оборудования по принципу самого дешевого не всегда может оказаться верным. Самый дешевый товар не означает самый лучший. В этом плане, конечно, закон нужно усовершенствовать, чтобы было как можно меньше бумажной волокиты. Закон представляется очень сырым и недоработанным. 5% от плана-графика (без конкурсных процедур. — Прим. ред.) для организации, которая проводит закупку, — это очень мало. Они вынуждены тратить горы бумаг, искать предприятие, которое согласится поставлять товар, скажем, на 3 тыс. руб. И для таких сумм необходимо устраивать аукцион. Поставщики тоже должны подготовить кучу бумаг, чтобы продать на эти самые 3 тыс. Это очень неудобно.

Наша компания выигрывает около 90% конкурсов, на которые мы подаем заявки. Сильно напрягает сама процедура подготовки к аукциону. В нашем тендерном отделе работают два человека, которые уже и ночами собирают необходимые документы. Ужесточение закона — это не тот метод, чтобы оптимизировать и прояснить процесс закупок. На деле получается, что участие в конкурсе принимают и подставные фирмы, перекупщики, которые снижают цену и в результате поставляют обезличенный товар. Бывали случаи, когда фирмы-конкуренты полностью переписывали техническое задание, а затем поставляли совершенно другой товар. Заказчик принимает его и не может вернуть, потому что боится ответственности за возврат.

Владимир Осипов, президент группы компаний «3С Групп»

- Необходимо применять штрафные санкции.

1. По факту штрафы прописаны, но на деле регламентированные 44-ФЗ антидемпинговые меры (-25%) не работают. Тендеры проходят с 40%-ным дисконтом не только по линии систем безопасности, но и в других областях. Поэтому необходимо прописать административные штрафы для компаний и лиц, которые решают, кто выиграл тендер, не спросив у победителя обоснования цен.

2. Ввести ответственность (вплоть до уголовной) для лиц, которые пишут ТЗ в тендерах под конкретного производителя. Даже неопытный менеджер, почитав документацию, сразу понимает, какое именно оборудование заложено в тендер и кто его производитель или дистрибьютор. В этом случае государству выгодно просто произвести закупку у производителя и теряется смысл тендеров как таковых.

3. Ввести ответственность (вплоть до уголовной) за реальные «договорняки».  

4. Убрать из ТЗ тендеров требования обязательной интеграции с российскими софтверными компаниями и иностранными поставщиками сетевого оборудования (Cisco и Huawei). По факту российские софтверные компании заняты интеграцией иностранного оборудования, а иностранные производители сетевого оборудования — продвижением исключительно иностранной техники. Всем нет дела до малого бизнеса, который «мешается под ногами». В итоге страдает российский малый бизнес систем безопасности.

5. В 44-ФЗ считаю правильным ввести понятие отсутствия тендера по сервисным услугам в системах безопасности. По этому принципу работает департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы. По факту с ДИТ снимается ответственность за конечную реализацию проекта систем безопасности. А сервисным провайдером выступает одна из нескольких компаний, предоставляющих услуги связи на оборудовании, которое заранее прописано и одобрено технической и иной службой компании связи.

В итоге получается тендер без тендера. Деньги государство потратило, а ответственных нет. Противников данного пункта могу пригласить на публичное слушание отчета главы МВД по району г. Москвы, которое проходит раз в год. Можно узнать, как новые системы безопасности помогают бороться с преступностью в конкретных районах. Результат почти нулевой.  

Андрей Бушуев, руководитель направления по работе с госорганами ЗАО «Сфера»

- Думаю, что нам нужно отходить от системы бумажных конкурсов. Чисто технически неудобно, когда формируются и копятся кипы бумаг. Введение электронных конкурсов значительно упростит работу. Также целесообразно было бы сократить число электронных торговых площадок. Кроме того, необходима типовая и единая форма банковской гарантии. Говорить о том, стало ли с вступлением в силу 44-ФЗ сложнее или удобнее, честно говоря, трудно. Просто поменялся порядок, и все. При этом он варьируется постоянно.

Главная сложность заключается, наверное, в том, чтобы успевать отслеживать и готовиться к этим изменениям. Например, очень многих отклоняли по вторым частям заявок в аукционах в связи с тем, что не указан ИНН учредителя и ИНН лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа. Кто-то указывал только ИНН учредителя, а про директора забывали. Либо наоборот.  

Однако больших проблем для себя в этом не видим: надо просто готовиться к этим изменениям так, чтобы успевать реагировать на них до возникновения сложной ситуации. Надо искать не сложности, а новые решения и, соответственно, положительные моменты для работы.

Григорий Орлов, коммерческий директор ЗАО «Сириус»

- Основной документ не дает исчерпывающих разъяснений. К закону есть масса приложений, которые содержат более полную информацию. Наш тендерный отдел, несмотря на то что имеет огромный опыт, регулярно проходит соответствующие тренинги и обучения, и все равно вопросов масса. Как коммерсанты мы столкнулись с проблемой, что рынок был практически парализован в первые три месяца 2014 года.

Госзаказчики боялись объявлять тендеры, смотрели друг на друга. Было много сложных вопросов. Пользовались успехом привычные процедуры — аукционы. Конкурсы, особенно новые, двухэтапные, были практически не востребованы. Кроме того, сейчас происходит множество изменений внутри компаний, так как по новому закону у компаний должны появиться конкурсные управляющие. Поэтому сказать о серьезных плюсах 44-ФЗ пока не можем. Все еще очень сырое. Мне, например, понравилась процедура двухэтапного конкурса.

После прохождения первого этапа подачи заявок заказчик вправе общаться с претендентами, вести диалог. Это уже не кулуарные нелегитимные схемы, а вполне открытый диалог с претендентами. Проводятся процедуры конкурентных переговоров. Такого раньше не было. Общение с чиновником расценивалось почти как преступление. Теперь же заказчик может уточнить для себя какие-то требования и второй этап конкурса объявить уже в соответствии с ними. Он может понять, что точно ему нужно. Это особенно актуально для различных проектных работ, когда заказчик сам еще пока не понимает, какой продукт он хочет получить.

Иван Сергеев, руководитель отдела продаж ООО «СМП-Сервис»

- Чтобы исключить коррупционную составляющую из госзакупок, необходимо запретить прописывать в техническом задании требования к оборудованию, по которым сразу можно понять, о каком бренде идет речь. Если проанализировать закупки видеорегистраторов в МВД, то обнаружится, что многие требования в технических заданиях противоречат друг другу, и становится очевидно, под какое конкретное оборудование написано задание. Необходимо прописать в законе возможность предлагать альтернативное оборудование.

Техническое задание должно содержать прежде всего цели использования оборудования, а не указание с точностью до миллиметра размеров корпуса или его цвета. Без возможности альтернативных предложений по оборудованию невозможен конкурентный рынок. Сейчас получается, что технические задания составляются под диктовку конкретных компаний.  

Николай Фролов, главный специалист ФБУ «Авиалесоохрана»

- Главным образом не устраивает, что все процедуры сбора и подготовки документов, проведения отбора участников и дальнейшего аукциона занимают очень много времени. Для каждой закупки нужно то план-график закупок предоставить, то обоснование, то найти единого исполнителя. И даже для того, чтобы попасть на отраслевую выставку, нужно собрать огромную пачку документов. Возникают вопросы предоплаты для гарантии участия в мероприятии. Каждый раз нужно искать пути решения этих проблем, созваниваться с руководством, договариваться. И это все время, время, время… То же самое касается и оборудования для нашего подразделения — на все нужно устраивать конкурс, что тоже происходит не быстро. А если какая-то закупка нужна срочно, то в такой ситуации приходится работать с теми поставщиками, кто откликнется на объявленные аукционы, и особо уже выбирать не приходится. Общее впечатление от закона — одни проблемы.

Олег Сучков, технический специалист ЗАО «СЕТ -1»

- Закон еще достаточно новый, конечно, есть определенные трудности в его реализации. Многие программы застопорились именно потому, что люди на местах (собственно, заказчики) не знают, как правильно устроить тендер, какие документы подготовить. Исполнителям тоже зачастую понятны далеко не все позиции конкурсной документации. Приходится во всем разбираться.

Все это —начальная стадия, я думаю, что в этом году все освоятся и в дальнейшем все будет легче — так же было и с 94-ФЗ. Если говорить о личном опыте работы по 44-ФЗ, то недавно у нас была поставка средств защиты в одну организацию, и в этом тендере, несмотря на все «бумажные» трудности, у нас все прошло гладко и красиво. Никаких нареканий к нам со стороны заказчиков не было, так же и со стороны аукционной комиссии — по всем документам сделали все хорошо. Сам конкурс отыграли на понижении цены, учитывая, что наше предложение и предложение конкурента по техническим характеристикам было практически одинаковым. Однако тут есть еще такой момент, что мало просто выиграть аукцион. В случае с упомянутым тендером нам нужно было также пройти процедуру проверки оборудования, с которым мы победили. Мы предоставили необходимые образцы заказчику на тестирование, где их проверяли на соответствие прописанным требованиям, после чего были сделаны специальные акты по экспертизе, и только после этого мы смогли осуществить уже полноценную поставку. Считаю, что такая схема является правильной.

Сергей Тусеев, начальник отдела продаж «Связь и оповещение» ООО НП КО «Элект»

- По-прежнему пишутся технические задания, под которые подходит один производитель. Как это возможно? Где сам механизм регулирования? Как можно выжать выгоду для заказчика при единственном поставщике? Ради интереса посмотрите, как проводятся конкурсы в Беларуси. Лукашенко — красавчик! Как они цены ломают! В два раза дешевле закупки осуществляются. Это образец для подражания. Вообще изменения нас не то чтобы не коснулись, но сказались мало. В основном изменения — для заказчиков. Больше стало бумажек, часть бумажной работы заказчики переложили на нас. Просят пять счетов от пяти разных организаций, например. Конечно, были трудности, особенно в начале года, когда кто-то пытался действовать еще в рамках 94-ФЗ. Были у нас заказчики на Дальнем Востоке, которые допустили нарушения. За это они поплатились.

Галина Ахмерова, коммерческий директор компании «БАРС Груп»

- В 44-ФЗ заложено множество полезных идей, но, чтобы эти идеи принесли ожидаемый эффект, многие положения закона нуждаются в конкретизации либо в корректировке. Исходя из нашего опыта, в изменениях нуждается целый ряд положений. Формально заданы сроки подписания государственного контракта. Десять дней, указанные в 44-ФЗ, — это слишком короткий срок для такой большой страны, как Россия. В IT-отрасли исполнителем работ для заказчика во Владивостоке вполне может быть компания из Калининграда. И этот исполнитель легко может попасть в реестр недобросовестных поставщиков только потому, что почта дошла с опозданием.

Есть варианты с платными сервисами доставки почты или с командировкой своих сотрудников, но они накладывают на исполнителей дополнительную финансовую нагрузку, и это не помогает созданию равных условий для конкуренции. Недостаточно гибкие критерии (30% — цена, 70% — качество) не позволяют объективно оценить возможности исполнителей. Чтобы оценка была более объективной, необходимо вернуть в качестве критерия сроки исполнения контракта.

Также необходима возможность обжалования решений по критерию качества в ФАС. Не учитывает специфику IT-отрасли положение о неустойке. Разработка программного обеспечения отличается от строительства здания, и здесь нужны специфические расчеты, чтобы понять, выполнены работы на 50% или меньше. Неясной остается процедура уменьшения суммы обеспечения исполнения контракта, хотя такая возможность указана в законе.

Тимур Векилов, генеральный директор компании «Вокорд»

- Федеральный закон № 44-ФЗ, безусловно, очень важен для экономики страны, так как призван обеспечить прозрачность закупочных процедур. Учитывая тот факт, что более половины наших заказчиков — государственные, мы приветствуем изменения, повышающие прозрачность и объективность выбора поставщика. Более того, мы приветствуем открытые конкурсы, ведь с их помощью заказчик имеет возможность понять, какая компания что из себя представляет. Однако закон изменен достаточно недавно, прошло слишком мало времени, чтобы делать однозначные выводы.

Ольга Бутько, генеральный директор компании SVC Tender

- Гораздо удобнее было бы подачу заявок на конкурсы, а затем и подписание контрактов перевести в электронный вид, добавив этот функционал на ЭТП или в ЕИС. Нехватка времени по доставке заявок на конкурс, с которой все сталкиваются постоянно, зачастую приводит к ограничению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в участии, особенно в регионах, удаленных от центра страны.

Есть сложности на этапе обоснования предложенной цены контракта. Если предметом является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, то в случае применения на таких торгах антидемпинговых мер сразу возникают вопросы в отношении подтверждающих документов. И, что удивительно, ни поставщик, ни заказчик зачастую не понимают, какие это должны быть документы. В этой части закона не хватает конкретики. Также я бы внесла предложение по отмене запроса котировок как способа закупок, добавив при этом еще одну градацию в открытые аукционы в электронной форме — аукционы до 500 тыс. руб. Это в значительной степени упростило бы саму процедуру. И, наверное, самое главное — это внести изменения в 44-ФЗ в части заключения контракта с единственным поставщиком, подавшим заявку без согласования с контролирующим органом. Например, в закупках до 3 млн руб.

Уверена, эти меры дали бы ощутимые преимущества, повысив эффективность работы как заказчиков, так и контролирующих органов на крупных торгах.

Александр Маркин, начальник отдела закупочной деятельности ОАО «НПК «Дедал»

На мой взгляд, к 44-ФЗ необходимо создать документ, который будет регламентировать численность сотрудников отдела закупок, должен быть прописан алгоритм расчета численности. Законодательство в области закупок постоянно совершенствуется, параллельно изменения претерпевают локальные нормативные документы и отраслевые стандарты организаций, функционала становится больше, а количество работников не изменяется.

Александр Андреев, руководитель проекта ЗАО «НПО «Сенсор»

Наша компания в этом году по 44-ФЗ пока не заключила ни одного контракта. Но с самим законом мы, конечно, знакомы. И если сравнивать 94-ФЗ и 44-ФЗ, то каких-то явных плюсов в новой системе для себя мы не увидели. Процедуры проведения конкурсов не стали проще. Можно отметить, что раньше, когда действовал 94-ФЗ, в список неблагонадежных поставщиков вносились конкретные компании, а сейчас в него попадают не только компании, но и учредители, которых тоже стали отслеживать. И это хорошо, потому что это попытка борьбы с подставными компаниями и нездоровой конкуренцией.

Другой момент касается попытки борьбы при помощи 44-ФЗ с демпингом при проведении аукционов. В новом законе прописано, что при сильном снижении цены на торгах необходимо предоставить обеспечение контракта в двойном размере при его заключении либо собрать дополнительные документы, которые смогут объяснить, почему была предложена именно такая цена. Но на практике это не работает должным образом. Это не те меры, которые могут защитить от демпинга.

Ольга Дятловская, замдиректора департамента конкурсных технологий группы «Астерос»

- Когда компания участвует в торгах, регулируемых данным законом, совершенно точно можно сказать, что 44-ФЗ в значительной мере отразится на организации работ по подготовке заявок. Федеральная контрактная система регулирует отношения, начиная с планирования закупки заказчиком и до полной реализации (закрытия) контракта, тогда как прежний 94-ФЗ регулировал только процесс закупки.

В 44-ФЗ прописаны требования к контрактам, к обеспечениям их исполнения/изменения, приведен перечень оснований для одностороннего расторжения контракта заказчиком, особенности приемки товаров. Таким образом, на этапе подготовки заявки как минимум должна увеличиться команда ответственных лиц, к которой целесообразно подключить специалиста (как правило, руководителя проекта), отвечающего за дальнейшую реализацию контракта.

Василий Климовец, технический директор ЗАО «СЛОТ»

На мой взгляд, нужно внести изменения в 93-ю статью 44-ФЗ, в которой перечисляются случаи, когда возможно осуществление закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, куда можно расходовать денежные средства в объеме до 2 млн руб. без проведения конкурсных (аукционных) процедур и запроса котировок. Среди перечисленных нет случаев, когда целью закупки является оказание услуг (работ), поставка продукции для обеспечения безопасности.

Такие малобюджетные социальные объекты, как школы, больницы, не имеют возможности в оперативном порядке закупать или ремонтировать оборудование, которое им совершенно необходимо для обеспечения безопасности в рамках текущей деятельности. Система безопасности является неотъемлемой частью функционирования социально значимых объектов. Также в 94-ФЗ была возможность организовать закупки одноименных товаров, работ, услуг с ограничением до 100 тыс. руб. один раз в квартал. В 44-ФЗ этого нет. В законе значится, что можно расходовать на закупки без проведения конкурсных процедур не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.

Реальную жизнь не впишешь ни в какой план-график, а бухгалтер при отказе в оплате услуг, товаров для безопасности всегда может сослаться на то, что закупки для сферы безопасности не вписываются в 5%, есть дела куда более важные (крыша течет или весь бюджет уже израсходован на другие нужды). Другой вариант развития или хотя бы поддержания комплексной системы безопасности социального объекта —это организация конкурсных процедур. Это довольно хлопотное дело, оно требует большой бюрократической работы. Руководители социальных объектов просто не хотят связываться с такими сложностями. Результат — оборудование не ремонтируется, система безопасности не развивается. Вывод такой: с введением 44-ФЗ руководители небольших социальных объектов фактически лишились возможности оперативного развития системы безопасности хотя бы на минимально необходимом уровне. Это можно легко проверить, проанализировав цели расходования денежных средств руководителями таких учреждений в соответствии со ст. 93 44-ФЗ. Считаю целесообразным внести изменения в 44-ФЗ, обеспечивающие хозяйствующим субъектам (бюджетным учреждениям) возможность совершать закупки одноименных товаров, работ, услуг, пусть даже с ограничением до 100 или 200 тыс. руб. в квартал.

Михаил Левчук, заместитель генерального директора ЗАО «Аргус-Спектр»

С одной стороны, понятно, что 94-й закон должны были изменить, потому что невозможно многоплановые вещи оценить только со стороны денег. С другой стороны, со стороны рынка безопасности, нам, условно говоря, повезло.  Внедрение нового закона связано с переходным процессом, когда люди понимают новые процедуры и знают, как им следовать. В плане пожарной сигнализации мы попали в число исключений. Наш код ОКП остался в старых правилах, то есть мы по-прежнему можем наши системы безопасности поставлять по 94-ФЗ. Я и мои коллеги чувствуем, что на нас сильного влияния этот новый федеральный закон не оказал.


Был ли вам полезен данный материал?


Чтобы вы хотели изменить в новой контрактной системе?

Вопрос номера:
Что бы вы хотели изменить
в новой контрактной системе?

Герой номера:
Сергей Сергеев,
начальник департамента тыла МВД России

Продукт номера:
Камеры с объективом fish-eye

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2464 s
queries: 137 (0.0176 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.