Александр Демуренко: «Безопасность - это демонстрация силы»
Герой этого номера — Андрей Владимирович Демуренко, начальник отдела ситуационного управления Дирекции железнодорожных вокзалов РЖД. Главный пункт транспортной безопасности (ГПТ Б, Ситуационный центр) под его руководством осуществляет контроль безопасности на железнодорожных вокзалах, в том числе в Сочи. Во время Олимпиады в его зону ответственности входил первый рубеж безопасности — досмотр пассажиров, направлявшихся на спортивные мероприятия на многочисленных электропоездах.
1611 камер вели наблюдение за сочинским транспортным узлом.
В Сочи мы создали три зоны безопасности. Так называемая грязная, в нее попадали еще никем не проверенные пассажиры, по пути из города на вокзал. Получистая — тут были те, кто уже прошел первичный досмотр, и совсем чистая — зона посадки на поезда «Ласточка», идущие до стадионов и трасс. Мы договорились по терминам. В чистой зоне после досмотра не было никакого «бесхоза». Могли быть забытые предметы, но реагирование на них у силовиков куда как более спокойное. Эта разница прописана в инструкциях — «бесхоз» и «оставленные вещи».
В системе мониторинга вокзалов мы не первопроходцы. В Израиле есть так называемый скоростной трамвай, там похожая система. Правда, израильские специалисты проявляют очень большой интерес к нашим разработкам.
Мы используем уникальное программное обеспечение. Его разработала питерская компания «Протей». В Сочи использовались готовые решения компании SeeTec (интегратор — «Информсвязь»). Но работать с нашим софтом удобнее, он полностью подстроен под наши запросы. Например, помогает расставить приоритеты реагирования при одновременном срабатывании нескольких тревожных кнопок.
«Интегра-С» — наш главный поставщик решений по видеоаналитике. Мы формулируем описание тревожных событий, они предоставляют решение. Например, сейчас тестируем обнаружение людей, чье поведение отличается от основной массы пассажиров.
Компания «ВокзалИнфоком» — наш основной партнер и коллега. Компания поставляет нам оборудование, помогает подобрать нужные камеры, серверы для хранения архива.
73 вокзала отслеживает наш Ситуационный центр в Москве, есть семь региональных пунктов транспортной безопасности. Вокзалов стратегического значения можно насчитать около 350, общее число в России — до 2 тыс. Мы хотим довести число подконтрольных вокзалов хотя бы до 300.
Не важно, сколько стоит система безопасности. Важно, насколько она эффективна.
Критерии безопасности пытаются сформулировать в документах. Но на практике опираются на опыт и интуицию. К сожалению или к счастью, сегодня такие критерии нигде, ни в одной инструкции или законе четко и логично не сформулированы. Мы действуем на основе своего личного опыта.
Я удален от решения финансовых вопросов. Даже не могу сказать, сколько стоит наша система мониторинга. Это экономит мне нервы и позволяет делать максимальный акцент на обеспечении безопасности. Тем более что денег на развитие таких систем на других вокзалах в 2014 году не предусмотрено.
Армия научила меня работать с людьми. Считаю, что не ошибся, когда-то приняв решение стать профессиональным военным.
И сейчас со мной работают люди, которых я набирал сам. Все они в прошлом сотрудники силовых ведомств, мы прекрасно находим общий язык.
Бизнес и войсковые операции строятся одинаково, разница в терминологии. Приказ и в армии, и в бизнесе — это финальная часть работы управленца.
Везде начальная часть работы — это выяснение того, что мы можем друг другу дать. И очень важна обратная связь от специалистов, которые знают технологию. Глубокое уяснение задачи и еще более глубокая оценка обстановки — вот золотое правило руководителя. При этом самое большое внимание должно быть уделено оценке негативных факторов.
Кто был на войне, тот знает: нужно сделать все, чтобы не допустить крови. Это не всегда понимают штатские. Им неизвестна цена несогласованных действий, отсюда многие нестыковки и накладки. Многие подразделения внутри организаций действуют как лебедь, рак и щука.
Настоящий солдат — это не мальчишка 18 лет. Настоящий солдат — это пять и более лет службы. Настоящий солдат любого генерала поучить сможет.
Я миротворец. Моя специализация лежит в области нетипичных операций. Один из приемов таких операций — демонстрация силы, демонстрация намерений.
Да, с усилением досмотра пассажирам стало немного сложнее, не так удобно. Однако именно осязаемая система безопасности гарантирует ее высокую эффективность.
Бизнес стал моим разочарованием. Будучи еще в погонах, я вполне успешно решал крупные административно-хозяйственные задачи. Но ничего подобного не получилось в бизнесе. Слишком часто нужно переступать через себя. Есть честь офицера, а такого понятия, как честь бизнесмена, нет.
Я отличный командный игрок. То, что американцы называют team spirit.
Мой рабочий день начинается в семь утра. Заканчиваю часов в 17, чтобы осталось время на спортзал (хожу ежедневно), чтение.
У меня есть две мечты. Одна есть несбыточная, гигантская, как горизонт, — попасть в крупный проект, поднять завод или построить плотину. А вот мечту поменьше реализую уже сейчас. Взял на себя спортзал в Тверской области, сделал секцию для подростков. Содержу зал на свои деньги, провожу соревнования, покупаю гантели, грамоты. С удовольствием наблюдаю, как светятся глаза мальчишек.
Я по натуре романтик. Люблю книги Александра Грина, могу много раз их перечитывать. Хотя рос на разных фильмах и литературе. В музыке я люблю Beе Gees.
Для меня социальная сеть — это живое общение, ничего общего с Интернетом. Это клуб рыболовного спорта FishBand, где я состою, или спортивный клуб по кроссфиту. Вот это да — коммьюнити. А от твиттера и фейсбука стараюсь держаться подальше, чтобы не увязнуть в липкой пасте взаимных комментариев.
Я люблю спорт, сам немного «качок». Но не как Шварценеггер. Бодибилдинг мне кажется скучноватым, что ли. Мне ближе кроссфит — направление, в котором силовые тренировки сочетаются с аэробными. Соревнования кроссфитеров даже так и называются — «на самого гармонично развитого человека».
Мне довелось получить высшее военное образование в США. Это были 90-е годы, и я вспоминаю то время как одно из самых лучших. Мы и американцы тогда искренне поверили, что, может быть, и не друзья друг другу, но точно не враги. Работали плечом к плечу. Такого доверия и открытости между нашими странами не было ни до, ни после.
Жизнь всегда дает шанс, важно быть к нему готовым. Английский язык я выучил сам, «на коленке». Служил тогда в Дальневосточном военном округе, в деревне Поздеевке. Свободное время в гарнизоне проводили по-разному, мне было интересно чему-то научиться новому. И оказался в итоге единственным подполковником во всем округе, кто подходил под условия для стажировки в США.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Ваши бизнес-цели
на 2014 год?
Герой номера:
Андрей Демуренко,
начальник отдела ситуационного управления, РЖД
Продукт номера: Досмотровые комплексы