Жизнь в порядке

25 августа 2018, 00:43    987

На время подготовки и проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр — 2014 Сочи получил уникальную возможность — примерить на себя статус самого безопасного населенного пункта страны. Насколько изменился при этом привычный распорядок для самих сочинцев, как сильно были заметны гостям курорта беспрецедентные меры безопасности? С чем сталкивались болельщики и просто посетители олимпийских парков и объектов? Корреспондент журнала RUБЕЖ собрала подробности жизни внутри «безопасного города».

«Безопасность будет незаметной. Не будет бросаться в глаза, не будет мешать участникам и гостям Олимпиады. Все принимаемые меры направлены не только на обеспечение безопасности гостей, но и на создание комфортных условий для участников и организаторов Игр», —обозначил приоритеты еще до старта Олимпийских игр в Сочи начальник службы ФСБ России Алексей Лаврищев.

Промежуточные итоги работы силовиков — сразу после завершения Олимпиады — были профильными ведомствами и руководством страны оценены беспрецедентно высоко. Впрочем, Международный олимпийский комитет об уверенности, что власти России смогут обеспечить безопасность участников и гостей Олимпийских игр, заявил еще за полгода до церемонии открытия. А как безопасность выглядела для самих гостей и участников Игр?

«Напоминаем, что с 7 января по 21 марта въезд автотранспорта в Сочи ограничен», — напутствовали баннеры на выезде из Москвы южного направления. Один из самых заметных эффектов от введения усиленных мер безопасности перед Олимпиадой — свободные дороги привычного к пробкам курорта. Указ Президента Российской Федерации № 686 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» был подписан еще в августе 2013 года и сразу же стал одним из самых обсуждаемых.  

Помимо введения зон, в которых возможно движение транспорта без специального аккредитационного свидетельства, указом прописывались такие нюансы, как ограничение на проведение митингов, демонстраций, шествий и т.п., закрывалась часть береговой полосы от устья реки Псоу до устья Лоо — на 12 миль вглубь от уреза. В основном это ограничение касалось плавсредств — на рейде в олимпийские дни были только военные суда и плавучие гостиницы, а многочисленные сочинские рыбацкие лодки так и остались у пирсов.  Из-за усиления мер безопасности была отменена парусная регата, которая традиционно проходила в Сочи зимой.

«Передвижение и стоянка судов, в том числе маломерных, в указанных границах была возможна только для некоторых специальных и экстренных служб», — четко ограничил круг допущенных в акваторию Игр командир Новороссийской военно-морской базы Сергей Пинчук.

К патрулированию с моря должны были присоединиться корабли ВМС США. Однако, как сообщило Agence France-Presse, после дозаправки в Турции один из них — фрегат Taylor — сел на мель и к вахте прибыл с некоторым опозданием. Эсминец Ramage и штабной корабль Mount Whitney были в акватории Черного моря с 5 февраля и в территориальные воды России не заходили.  

За соблюдением запрета на купание в море следили менее строго: февраль, как бы подтверждая слоган сочинских Игр «Hot. Cool. Yours», выдался даже для местных субтропиков жарким, и многие гости зимней Олимпиады не отказали себе в экстремальном заплыве.

Гораздо жестче ставились вопросы безопасности на вокзалах, в аэропорту, в проходах к стадионам. В соответствии с программой, которая, как надеялись разработчики, поможет осуществлять борьбу не только с террористическими угрозами, но и с бытовыми преступлениями, железнодорожный вокзал Сочи был окружен ограждениями, созданы и оснащены современной техникой досмотровые зоны и системы видеонаблюдения, практически не имеющие мертвых зон, а также появился ситуационный центр.

Пассажиропоток поездов дальнего следования и электричек (число последних увеличилось к Играм в разы) отделили от тех, кто ехал из центра города к олимпийским объектам. Пассажиры поездов фактически не могли заметить усиления мер безопасности. С другой стороны вокзала для пассажиров «Ласточек» — поездов производства Siemens, которые стали основным транспортом для зрителей и волонтеров Игр, —были установлены досмотровые павильоны с самым современным оборудованием.  

«Всего было запланировано строительство 88 пунктов досмотра, на которых будут работать сотрудники МВД, на вокзале Сочи и еще 56 досмотровых проходов — в терминале «Адлер», — заявил Виктор Андреев, начальник участка досмотра вокзала Сочи. По его словам, в пиковые нагрузки система досмотра пропускала около 7200 человек в час. 

Сами пассажиры могли убедиться в том, что досмотр осуществляется сотрудниками правоохранительных органов, только прочитав об этом на бейджах. Всю Олимпиаду те проработали не в привычной форме, а в фиолетовых костюмах от «Боско».

Всего в город на период проведения Олимпиады было привлечено свыше 40 тыс. сотрудников правоохранительных органов и более 23 тыс. спасателей.

Помимо классических рентгеновских установок, для досмотра багажа использовались установки для сканирования обуви. Изымались все жидкости, объем которых превышал 100 мл, все без исключения ножи, ножницы и, как описывается в инструкции, «предметы, на них похожие», медикаменты и продукты. Сами пассажиры досматривались с применением ручных детекторов.

Пассажиров автобусов, перевозивших различные клиентские группы Олимпиады, перед отправлением транспорта не досматривали вообще. Однако на проходе в Олимпийский парк всех ждал еще один тщательный досмотр. На этот раз уже с проверкой «паспортов болельщиков», прозванных в Сочи «фан-аусвайс». Огромные досмотровые комплексы с оборудованием для рентгеноскопии большегрузов работали на всех объектах главного заказчика строительства олимпийских объектов «ГК «Олимпстрой» со старта строительства. Эти досмотровые точки на въезде в прибрежный кластер пригодились и во время проведения соревнований, и перед ними, когда поставки оборудования на олимпийские объекты достигали максимума.

Сам Олимпийский парк у моря выглядел очень дружелюбно. Например, для охраны лондонских олимпийских объектов применялись и провода под напряжением, и снайперы на крышах ближайших к стадионам домов. В Сочи безопасность была максимально прикрыта.

«Мы постараемся сделать так, чтобы осуществление мер безопасности не было навязчивым, не бросалось в глаза, не давило на участников соревнований и гостей Олимпиады, на журналистов. Но в то же время сделаем все от нас зависящее, чтобы эти меры были эффективными», — заявил за месяц до Игр Владимир Путин.

Напомним, западные наблюдатели тогда выражали опасения по поводу безопасности Олимпиады: на слуху были теракты в Волгограде, не скрывалось и положение дел на Северном Кавказе. Российское руководство неоднократно заверяло, что сделает все для обеспечения безопасности Игр. В ноябре Сочи принял международную конференцию для представителей спецслужб и правоохранительных органов стран — участниц Олимпиады.  

И все же, по сообщению газеты USA Today, Американская федерация лыжного спорта и сноубординга  подписала контракт с частной охранной компанией Global Rescue об обеспечении безопасности спортсменов во время зимней Олимпиады в Сочи. В  частности, был подготовлен план массовой эвакуации людей на случай чрезвычайных обстоятельств: наготове стояли пять самолетов. Многие отели и некоторые «дома партнеров» решили предпринять дополнительные меры безопасности.

Например, «Секьюр Системс» на объектах, расположенных как в прибрежном, так и в горном кластере Олимпийских игр, оснастила шесть независимых досмотровых пунктов. Однако результат сочинской многоступенчатой проверки посетителей олимпийских объектов уже очевиден: ни одного серьезного ЧП. Подводя итоги проведенной работы, начальник УВД по городу Сочи Василий Умнов отметил: «К нам за время проведения Игр поступило порядка 100 сообщений о подозрительных предметах, но всякий раз тревога оказывалась ложной. За время Игр не зафиксировано ни одной попытки провести диверсию».

Так что все, кто работал на обеспечение безопасности Сочи-2014, вполне достойны олимпийского золота — за спокойно прошедшие Игры.


Был ли вам полезен данный материал?


Жизнь в порядке

Вопрос номера:
Ваши бизнес-цели
на 2014 год?

Герой номера:
Андрей Демуренко,
начальник отдела ситуационного управления, РЖД

Продукт номера:
Досмотровые комплексы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3322 s
queries: 137 (0.0367 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.