Свои среди чужих
Анализ тендерных заявок первых месяцев 2023 года обнаружил интересный разворот в вопросах импортозамещения. Наиболее ярко спрос на российское проявился в сегменте систем видеонаблюдения, здесь лидерами стали отечественные бренды, включенные в реестр промышленной продукции Минпромторга. Сокращает дистанцию в гонке за технологическим суверенитетом и сегмент речевого оповещения и управления эвакуацией. Однако популяризацию этих отечественных решений тормозит элементарный дефицит предложения.
Маргарита Александрова, руководитель аппарата АНО КПОПСБ
Данные для обзора были взяты с сайта zakupki.gov.ru. В исследовании участвовали закупки на поставку и монтаж систем безопасности, по 44-ФЗ и 223-ФЗ, в сегментах, где импортозамещение объявлено официальным государственным приоритетом. Без учета закупок на капремонт и в сфере строительства.
Рейтинги брендов в настоящем исследовании составлены по данным технических заданий или опубликованных закрывающих документов, в которых бренды оборудования указаны. Закупки систем безопасности без указания брендов и моделей оборудования в техзадании учитывались только для представления общих данных.
Сегмент систем видеонаблюдения (СВН)
За первые 4 месяца 2023 года на поставку и монтаж систем видеонаблюдения было объявлено более 260 закупок на общую сумму 2 396,58 млн руб. Нужно отметить, что в 64,42% тендеров стоит ограничение из-за Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 («О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), что на 43,02% больше, чем в прошлом году.
Наибольший прирост в данном сегменте показали такие бренды систем видеонаблюдения, как TRASSIR, НИЦ «Технологии» и Si-Cam. Нужно отметить, что бренд Si-Cam только с этого года стал активно фигурировать в государственных закупках, например — на поставку видеокамер для проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
Также необходимо отметить, что, несмотря на активный прирост российских брендов в закупках, оно все же уступает по количеству запросов и общей сумме китайскому, в частности Hikvision: оборудование китайского производителя фигурировало в 52 закупках на общую сумму 134,69 млн руб.
Сегмент ОПС и СОУЭ
Данные два сегмента — охранно-пожарных сигнализаций и систем оповещения и управления эвакуацией — мы рассматриваем совместно, так как закупки ОПС и СОУЭ, как правило, идут в одном тендере. За прошедшие 4 месяца 2023 года было объявлено 350 тендеров на сумму 2 511,38 млн руб. Нужно отметить, что в основном в сегменте ОПС фигурирует оборудование российского производства, несмотря на то, что ограничений по Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 практически нет, а именно оно фигурирует лишь в 11% закупок.
Совсем другая ситуация в сегменте СОУЭ. Тут чаще встречаются зарубежные китайские бренды, такие как LPA и Inter-M, однако в этом году лидерство удерживает бренд Sonar, который в объеме закупок вырос на 43,25% по сравнению в аналогичным периодом прошлого года.
Сегмент СКУД
За 4 месяца 2023 года в сегменте систем контроля и управления доступом было объявлено 85 закупок на сумму 434,94 млн руб. В данном сегменте ситуация схожа с разделом ОПС. Первые места в запросах заказчиков, как правило, занимает оборудование российского производства, однако ограничения в закупках допускаются редко. Наиболее часто встречается Приказ № 126н от 04.07.2018 г. («Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). В этом году он упомянут в 31% тендеров, что на 5% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Однако в данном сегменте все равно встречаются крупные закупки с иностранными брендами, к примеру АО «Системный оператор энергетической системы» объявил тендер на сумму 74,67 млн руб. на модернизацию систем контроля и управления доступом в помещениях, где фигурировали бренды Apollo, ОМА и Smartec.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Как потратить миллиард господдержки?
Герой номера: Максим Богданов, генеральный директор, АСКОН
Продукт номера: Российские вендоры видеонаблюдения