Как страны защищают свою экономику?
Роль политики протекционизма в сфере внешнеторговых отношений много десятилетий изучается научным сообществом. История свидетельствует о том, что свободная торговля и протекционизм находятся в противостоянии, что зачастую приводит к настоящим торговым войнам. Барьеры и ограничения в рамках политики протекционизма препятствуют входу на внутренний рынок иностранных компаний и накладывают отпечаток на экономику самой страны.
Китайский протекционизм
Торговля — это вопрос взаимности. Однако в Китае исторически преимущество в вопросах торговых взаимоотношений имеет особая политика — меркантилистская. Именно поэтому экономическую экспансию, происходившую в последние четыре десятилетия в Китае, нельзя назвать устойчивой. Из-за стремления КНР расширить свое влияние на мировой арене и масштабного усиления экономики у США появились серьезные проблемы: этой стране становится все сложнее удерживать мировое первенство как в экономической, так и в политической сфере.
Пока доля Китая в мировой экономике была небольшой, его меркантилистская политика не была важна в мировых масштабах. Сегодня все иначе. Согласно данным рейтинга Doing Business за 2017 год, по уровню свободы предпринимательской деятельности Китай занимает 78-е место, а по легкости ведения международной торговли— 93-е место. Нельзя не отметить, что многие меры по защите собственной экономики, которые принимает правительство Поднебесной, основаны на агрессивной политике США. Но последствия ощущают и другие страны, имеющие торговые отношения с Китаем.
Увеличение доли экспорта с одновременным сохранением небольшой доли импорта — особенность торговой политики Китая. В частности, вплоть до кризиса 2008 года действовала отмена экспортных пошлин для высокотехнологичной продукции. Поддержка предприятий и отраслей, поставляющих продукцию на международный рынок, продолжается. Особое внимание уделяется недопущению возникновения зависимости китайских предприятий от экспорта, ревальвации китайского юаня. Экспорт составляют только товары с добавленной стоимостью (например, это относится к обрабатывающей промышленности КНР).
ПОШЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
Тарифные барьеры — один из основных механизмов защиты национального рынка. После вступления в ВТО страна руководствуется общими правилами торговли, поэтому в положениях КНР «Об импортных и экспортных пошлинах» (редакция 2017 года) в системе внешней торговли используется три тарифа: общий (для стран, не участвующих в ВТО), тариф режима наибольшего благоприятствования (для участников ВТО) и преференциальные тарифы для участников зон свободной торговли. Причем снижение тарифов происходит очень медленно. Интересна система пошлин, которые применяются во внешней торговле. Помимо непосредственно таможенной пошлины, экспортеры товаров платят НДС, а также потребительский налог (на определенную продукцию). Основа пошлин — страховка и доставка до границы страны. На практике действуют две ставки таможенных пошлин: обычная и преференциальная (в основном для импортеров из ВТО). Ставки отличаются в десятки раз: на пиломатериалы хвойных пород обычная ставка составляет 30% а преференциальная — 4%. На подсолнечное масло— 160% и 9% соответственно. Импортный НДС — 17%, а потребительский налог (например, на импорт водки, механических и электронных часов)— 20%. Экспортной же таможенной пошлиной в Китае облагается всего 47 товаров.
Китайское правительство приняло все меры для защиты своих производителей, в том числе за счет игнорирования рекомендаций ВТО. Высокие пошлины — лишь часть мер; существует масса требований к сертификации, квоты и так далее. Пошлины на зерновые, поставляемые в страну вне квот, достигают 65%. На удобрения — 50%. Одновременно существуют товары с 0-й ставкой: нефть и нефтепродукты, бумага и древесина, электрические машины и механизмы (их очень мало). Ввоз сельхозпродукции по большей части запрещен (мясо, молочные продукты) за счет серьезных ветеринарных и фитосанитарных ограничений. Для своих же производителей предлагается ряд налоговых и кредитных льгот.
Не позволяя интересам своих партнеров по внешней торговле превалировать над интересами своей страны, Китай «раздражает» в первую очередь США, которые ощущают увеличение масштабов китайской экономики и нависающую угрозу интересам американских компаний направлен против стран Северо-Восточной Азии. В 2015 году 62% дефицита торгового баланса США приходилось на КНР, Японию и Республику Корея, а для ЕС эта доля составляла всего 20%.
Противостояние экономик США и Китая в период администрации Д. Трампа достигло состояния торговой войны. Впрочем, для протекционизма в торговой политике США есть и иные причины (например, неравенство доходов и распределения, усилившееся с 2000-х годов, а также меньшая зависимость экономики США от глобальной торговли). Так или иначе, еще правительство Б. Обамы в своей программе экономических стимулов в 2009 году ввело оговорку «Покупай американское», что ознаменовало взятие курса на протекционистскую политику.
В период администрации Д. Трампа тенденция усилилась лозунгом «Америка прежде всего».
КАКИЕ МЕРЫ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ БЫЛИ ПРИНЯТЫ США?
- В отношении Китая — суровые торговые ограничения и санкции. Ввозная пошлина на товары объемом $50 млрд из Китая была увеличена до 25%.
- США вышли из ТТП, показав, что не готовы в будущем отменять тарифы на торговлю товарами и расширять связи с 11 странами Транстихоокеанского партнерства.
- Было заявлено о пересмотре соглашения НАФТА, что грозит серьезными последствиями для экономики Мексики и Канады.
Стоит понимать, что протекционизм в торговле имеет свои ограничения из-за существенного воздействия на глобальную экономику и рисков торговой войны глобального масштаба. В экономике Штатов основой выступают снижение налогов, инвестиции в инфраструктуру и протекционизм в торговле. И если первые два фактора могут быть легко реализованы на внутригосударственном уровне, то при снижении налогов и увеличении инвестиций в инфраструктуру текущий счет страны увеличится — будут использоваться государственные облигации. Объем импорта может не снизиться, а, напротив, возрасти. Соответственно, возрастет и экспорт стран Северо-Восточной Азии как глобального производственного хаба в другие страны, откуда США импортируют товары. Что благоприятно отразится на экономиках стран-экспортеров. Речь, конечно же, о КНР, Южной Корее и Японии.
КАК В США ОБСТОИТ ДЕЛО С ПОШЛИНАМИ?
Тарифное регулирование в государстве основано на законе о тарифе 1930 года (который с тех пор не менялся) и Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Нельзя не отметить, как мастерски США используют тарифное регулирование. Так, среднеарифметический таможенный тариф в Штатах составляет всего 3,4% — один из самых низких показателей в мире. Однако относиться к этому показателю стоит скептически — это механизм манипуляции. Дело в том, что в США пошлины на некоторые товары (около 7,5% от всех ввозимых позиций) превышают этот показатель втрое (это товары, чувствительные с точки зрения национальных экономических интересов).
США заключают преференциальные соглашения только на основании своих интересов. То есть они заключаются лишь на ту часть экспорта, которая не конкурирует с американскими производителями.
Ставки пошлин в таможенном тарифе разделены на две колонки.
- Первая колонка с двумя подколонками (общими и преференциальными ставками). Общие ставки применяют к государствам, которым предоставлен РНБ. Среди них есть те самые высокие ставки (на специфические товары), ставки, относящиеся к товарам с тарифными квотами, сезонные пошлины, которые могут меняться. Возможно также изменение пошлин на отдельные группы ввозимой продукции на основании экономических интересов США. Что касается преференциальных ставок, то список государств, из которых по таким ставкам ввозятся товары, пересматривается ежегодно.
- Вторая колонка— ставки, установленные законом о тарифе 1930 года. Они не меняются и применимы к продукции, ввозимой из стран, не входящих в список РНБ.
КАК В США ПОДДЕРЖИВАЮТ БИЗНЕС?
Большого внимания заслуживает государственная политика Штатов по поддержке предпринимательства. С 2003 года в стране работает особая программа с целым рядом мер. Это и организация крупнейшего в мире фонда правительственных грантов, и снижение налогов, и упрощение системы налогообложения, а также система правительственных контрактов. На сегодняшний день число малых предприятий в США составляет порядка 7 млн. Из них особым вниманием пользуются инновационные предприятия, стимулирующие привлечение венчурного капитала. Ежегодно малому бизнесу оказывается поддержка в размере $17 млрд.
Противоречивая экономическая политика Индии
Индия, являясь одной и трех крупнейший азиатских экономик, четко следует курсу государственной поддержки национальных производителей и активного присутствия государства во внутрихозяйственной деятельности. До 1991 года страна придерживалась политики импортозамещения (согласно исторической традиции Свадеши), уровень тарифной защиты достигал 200%, а удельный вес внешней торговли (в том числе экспорта) составлял в 70-х годах прошлого века всего 6-7%!
Сегодня правительством разработаны законы, устанавливающие предельный уровень и условия допуска иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы могут пользоваться автоматическим режимом инвестиций (просто уведомляя местное отделение Резервного банка Индии и предоставляя в Резервный банк документацию по установленной форме) или проходят специальную процедуру одобрения.
Автоматический режим применим только к проектам, которые не противоречат государственным интересам страны. Режим специального одобрения предусматривает рассмотрение проекта Советом по содействию иностранным инвестициям (FIPB), который рекомендует уровень доли иностранного капитала.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЭКОНОМИКЕ?
Хотя сельское хозяйство страны и считается наиболее развитой отраслью в Индии, основу экономики составляет сфера услуг (доля с/х в ВВП — всего 17,5%, тогда как доход от сферы услуг — 55,9% от всех поступлений в казну).
При этом экономика зависима от сырой нефти, в сельском хозяйстве есть огромный недостаток механизации, хранилищ для продукции имеются проблемы с дорогостоящей транспортировкой и так далее. По сути, Индия, скорее, социалистическая страна. Государственные корпорации доминируют в основных секторах экономики, уровень бюрократии очень высок. Многие товары, производимые в стране, не соответствуют международным стандартам. Вместе с тем в последние годы Индия держит курс на создание благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций, проводит политику реформ.
Лидерами по инвестициям являются такие отрасли, как фармацевтика, энергетика, нефтедобыча, и отрасли, продукция которых может направляться на экспорт. Ограничения на инвестиции государство сохранило в наиболее чувствительных для Индии отраслях: розничной торговле, сельском хозяйстве, обороне, атомной энергетике. Иностранные инвесторы очень охотно вкладываются в экономику страны (по уровню инвестиционной привлекательности Индия стоит на 2-м месте после Китая).
Индия уделяет большое внимание технологическим секторам. Например, в стране действует специальная программа субсидирования производства и экспорта телекоммуникационного оборудования, в рамках которой объем субсидий достиг $1,68 млрд. А в программу производства смартфонов вложено порядка $6,6 млрд. Возможностями получения субсидий активно пользуются иностранные инвесторы, такие как Foxconn, Wistron и Pegatron. Примечательно, что экспортироваться произведенная продукция будет в США.
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНДИИ
Таможенная деятельность регулируется законом о таможне (1962) и законом о таможенном тарифе (1975). Что касается пошлин, установленных на иностранную продукцию, то в Индии действуют базовые таможенные пошлины, дополнительные (равные акцизному сбору на аналоги товаров, производимых в государстве), специальные антидемпинговые (механизм защиты местных производителей) и компенсационные пошлины — в рамках соглашения ВТО. Самые высокие ставки таможенных пошлин применяются к сельхозпродукции (до 100%, например, на сахар и чай), а некоторые виды сельхозтоваров ввозятся с большими ограничениями (такие как рис и пшеница). На автотранспорт и мототехнику таможенная пошлина составляет 162% и 144% соответственно.
Ставка базовой пошлины может быть фиксированной, или она определяется в размере определенного процента от стоимости импортируемого товара. Максимальная ставка — 40%, но есть товары-исключения, например крепкий алкоголь, на который ставка пошлины доходит до 245%. Компенсационные пошлины применяются к товарам, которые производятся и перевозятся за счет субсидий другой страны. Антидемпинговые пошлины устанавливаются в зависимости от ущерба, нанесенного местным производителям ввозом товара. Валютное регулирование в Индии осуществляется на государственном уровне в соответствии с соответствующим законом от 1999 года.
Все валютные сделки требуют разрешения РБИ. РБИ издал «Инструкции по валютному контролю», которым обязаны следовать все организации, осуществляющие валютные операции. Несмотря на все заявления и меры, принимаемые Индией для либерализации международных торговых отношений, протекционизм в стране превалирует. Это необходимость для быстро развивающейся экономики страны. Однако протекционизм накладывает свой негативный отпечаток на торговые взаимоотношения Индии с другими странами, а главное— приводит к перекосу в развитии разных штатов. Разрыв между штатами страны по уровню доходов постоянно увеличивается. И это, без сомнений, негативный фактор протекционистской экономической политики Индии.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Какой господдержки ждет рынок систем безопасности в 2022 году?
Герой номера: Иван Покровский: «Важен переход на программно-аппаратные платформы российской разработки»
Продукт номера: Российские PSIM: обзор решений