/ /

Консорциумы: отрасль систем безопасности консолидирует усилия

Консорциумы: отрасль систем безопасности консолидирует усилия

30 апреля 2023, 21:04    262

9 февраля 2022 года Минюст РФ выдал свидетельство о регистрации Автономной некоммерческой организации в сфере поддержки отечественных производителей «Консорциум Производители охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (далее — АНО «Консорциум ПОПСБ»). Учредителями АНО «Консорциум ПОПСБ» выступили российские производители систем пожарной сигнализации, пожаротушения, систем контроля и управления доступом охранной сигнализации. Новый консорциум сразу получил легитимный статус в диалоге с госструктурами. С ним подписали соглашение о сотрудничестве Минпромторг и МЧС.

АНО «Консорциум ПОПСБ» ведет активную работу по внесению изменений в законодательство, нормативные акты и постановления. За последние три месяца были отправлены правки и предложения по следующим запросам Минпромторга.

  • Внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Основной смысл внесения изменений заключается в том, что Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, который на текущий момент существует в рамках этого постановления, будет ликвидирован. Данным постановлением будет утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для осуществления закупок с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. В рамках перечня АНО «Консорциум ПОПСБ» предложил правки по коду 26.30.50 «Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура», чтобы продукция, происходящая из иностранных государств по этому коду, не могла фигурировать в государственных и муниципальных закупках.

  • Внесение изменений в Постановление Правительства РФ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» № 719 от 17.07.2015 г.

В рамках этого постановления будут устанавливаться требования к оборудованию для включения в реестр российских промышленных товаров. Включение в данный реестр будет производиться исходя из выполнения совокупности требований по выполнению на территории Российской Федерации технологических операций, наличия исключительного права на товарный знак и научно-производственной базы. В рамках правок к этим требованиям АНО «Консорциум ПОПСБ» предложил вынести код «26.30.50 Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура», а также запустил подготовку проекта балльной системы — с ее помощью российские производители смогут более точно и детально фиксировать статус импортозамещения в своей продукции и оборудовании.

  • Внесение изменений в перечень ОКПД 2. В рамках данного запроса АНО «Консорциум ПОПСБ» наравне с другими консорциумами предложил расширить существующий перечень ОКПД 2, дополнив его новыми подкодами из перечня, предложенного Минпромторгом.
  • Внесение правок в проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 167 Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроектом предлагается снизить с шести до трех месяцев минимальное значение длительности производственного цикла товаров (работ, услуг), перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 г. № 468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев». Налогоплательщик-изготовитель вправе при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) определять момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) как день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
  • Внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2392 «О ведении реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции».

В рамках данного постановления предлагается установить налоговые льготы по налогу на прибыль для компаний, осуществляющих проектирование (разработку) и (или) производство электронной компонентой базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции согласно утвержденному перечню ОКПД 2. Для получения таких льгот необходимо, чтобы организация была включена в действующий Реестр российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентой базы и электронной (радиоэлектронной) продукции или же подала заявку на включение в реестр. Правки к этому постановлению вступят в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», но не ранее даты его официального опубликования.

  • Программа льготного кредитования российских организаций на приобретение приоритетной для импорта продукции согласно Постановлению Правительства РФ от 18 мая 2022 г. № 895 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции». На текущий момент готовятся итоговые варианты постановлений с правками, которые были получены от АНО «Консорциум ПОПСБ» и отраслевых объединений. По всем запросам, поступающим в адрес АНО «Консорциум ПОПСБ», ведутся активная работа и контроль результатов, прямой диалог с Минпромторгом и другими государственными организациями.

Сергей Камышанский, генеральный директор АНО «Консорциум „Производители охранных, пожарных, СКУД систем“»

Одной из целей созданного в конце 2021 года консорциума является совместное гибкое реагирование государственных органов и профессионального сообщества на изменение ситуации в области производства российских систем безопасности, в том числе охранно-пожарных и СКУД. Данная задача стала особо актуальной после февраля 2022 года. «Ахиллесовой пятой» российских производителей стало использование элементной базы, в значительной степени обеспечивающейся импортными поставками. Мировыми монополистами здесь являются тайваньская компания TSMC, производящая микросхемы и полупроводниковые приборы, и нидерландская компания ASML, производящая оборудование для печатных плат.

Необходимо отметить: тайваньская фабрика полупроводников TSCM создана не только путем предпринимательских усилий, инвестиций и рисков частного бизнеса, а в большей степени в рамках государственной программы госдепартамента США по организации подконтрольных промышленных кластеров на территории азиатских государств. То же можно сказать и о нидерландской фабрике ASML, которая также смогла нарастить нынешний статус мирового монополиста благодаря прямой поддержке со стороны заинтересованных государств (причем не только национальных).

Совершенно понятно, что эти действия продиктованы в большей степени вопросами геополитики, возможностью доминировать и управлять столь чувствительной в сегодняшнем мире одной из самых востребованных областей любого промышленного производства. Объективности ради необходимо отметить, что в нашей стране существует ряд заводов, миссией которых является разработка и производство полупроводниковых приборов, самые заметные из них — «Микрон», «Ангстрем», «Миландр», МЦСТ.

Но объемы производства на них электронных компонентов не соответствуют объемам российского рынка и по своим параметрам ниже технического уровня мировых производителей. Нельзя сказать, что государственные институты устраняются от решения данной проблемы. Минпромторг РФ принимает определенные меры в этом вопросе, находится в постоянном диалоге с бизнес-сообществом. Но для скорейшего, в 4-5 лет, решения вопроса нужны неимоверные усилия.

Сканируя мировую практику, перенося известный опыт на сегодняшнюю российскую действительность, становится очевидным, что без воли, усилий, инвестиций и государственных институтов решить амбициозные задачи по эффективному конкурированию с импортными игроками самостоятельно российскому бизнесу не удастся.

И в этих условиях одна из задач консорциума — перевести диалог бизнеса и государства в более активную фазу, форсировать инициативу, взяв на себя рекомендации конкретных мер господдержки и механизмы государственного регулирования.

В связи с изложенным представляется целесообразным определение некоторых болевых точек, без решения которых решить данную проблему не удастся.

  1. Необходимо сформировать государственную программу создания национальной промышленности микроэлектроники, определить ответственные институты за ее реализацию, этапы и сроки, объемы финансирования и контроля.
  2. Важнейшим элементом решения является создание национальных кадров. Для этого должна быть создана совместная программа подготовки кадров с ведущими техническими вузами страны — МФТИ, МГУ, МГТУ и др.
  3. Необходимо определиться с площадками разработки и производства. Это могут быть и специальные зоны с особыми преференциями от государства и уже действующие крупные предприятия, которым государство предоставляет особый статус.
  4. Государство должно взять на себя бремя дотаций, компенсировать разницу в стоимости отечественной продукции по сравнению с импортной. Покупать российское должно стать экономически выгодным.

Консорциум обязан выступить триггером приоритетов, дать государству понимание направлений и номенклатуры изделий, которые будут востребованы гражданским рынком, подготовить аналитику по объемам производства. И мы уже делаем это: консорциум изучил, рассчитал и представил в Министерство промышленности и торговли РФ консолидированный прогноз по объемам спроса и производства систем пожарной безопасности, охранных систем и систем контроля управления доступом. К нашим данным министерство рассчитает и добавит потребности военной сферы, сформирует общий годовой план по развитию микроэлектронной промышленности.

Безусловно, перечисленных мер явно недостаточно для решения столь масштабной государственной задачи. Целью этой статьи являлось обозначение проблемы для дальнейшего глубокого обсуждения профессиональным сообществом производителей систем пожарно-охранных и СКУД, иных заинтересованных смежных сообществ, при самом активном участии государственных институтов.

Иван Волков, директор по развитию компании RUBEZH

В текущих реалиях как вы оцениваете роль консорциума в поддержке бизнеса?

И. ВОЛКОВ: Решение собрать предприятия отрасли безопасности в объединение в формате консорциума продиктовано объективной необходимостью. В качестве приоритетных для консорциума можно назвать три задачи. Во-первых, это глобальное взаимодействие по нормативной базе с органами государственной власти, упреждающее регулирование нормативов на основе пожеланий игроков рынка систем безопасности. Отрасль должна работать на принципах саморегуляции. Не нужно ждать, пока за нас сформулируют будущее, определят цели и направление. Пора научиться видеть в государственных структурах партнеров, а в нормативной базе— управляемый инструмент, а не созданный кем-то ограничитель. Во-вторых, политика импортозамещения будет эффективна ровно настолько, насколько в ней будет заложено лоббирование интересов российских производителей. И тут опять же никто не предложит мер, более эффективных и нужных, чем сам бизнес. Российским компаниями настало время прекратить стесняться себя на собственном внутреннем рынке. Выжить мы сможем только с проактивным подходом к регулированию правил работы внутри собственной страны. В-третьих, консорциумы обязаны стать экосистемой, узловыми точками координации в смежных отраслях и в масштабах всей экономики. Производство систем безопасности невозможно без технологичной и актуальной базы производства электронных компонентов. Помочь промышленным секторам радио- и микроэлектроники важно именно с учетом реальных потребностей и планов развития тех, кто использует эту электронику в своем оборудовании, производителям конечной продукции. Консорциум производителей охранных и пожарных систем безопасности должен работать в тесном взаимодействии с другими отраслевыми объединениями, создавать работоспособные альянсы с разработчиками, производственными площадками, представленными в отраслевых объединениях смежных направлений.

Что сейчас может помочь выстроить правильный конструктивный диалог бизнеса и государства?

И. ВОЛКОВ: Большая и интересная задача — изменение нормативной базы— должна быть направлена не просто на увеличение объемов рынка. Важно развивать потенциал российских инженеров, повышать интеллектуализацию отечественных систем безопасности.

Еще одна задача консорциума состоит в изменении правил предоставления государственной поддержки путем финансирования производства и разработки сложных технических продуктов. Господдержка должна стать повседневно доступной, встать на поток и не требовать от компаний отвлечения больших ресурсов на оформление заявительной документации и подготовку бесконечных отчетов. Любой практик в бизнесе знает: проверить реалистичность производства и представленность продукции на рынке можно простыми, общедоступными для понимания способами. Вот такими же, логичными и прозрачными, должны быть механизмы финансирования предприятий в рамках господдержки. Сделать их такими должен, в том числе, консорциум.

Один из принципиальных инструментов импортозамещения — балльная система происхождения продукции. Она необходима индустрии систем безопасности для прозрачного подтверждения российского производства продукции. И успеть разработать ее оперативно — также одна из главных задач созданного нами Консорциума производителей охранных и пожарных систем безопасности. Мы, компании российского рынка, ждем новой волны экспансии иностранных брендов, на этот раз она придет из Азии, из Китая. Балльная система даст нашим заказчикам возможность сохранить качественный уровень оснащения объектов, отбирая на них только проверенную продукцию, которая гарантированно была целиком разработана и произведена на территории России. Да, для этого консорциум должен выступить принципиально, где-то и жестко,  например, настояв на введении совместного с Минпромторгом выездного аудита предприятий, заявляющих российское производство продукции.

Компания RUBEZH готова подготовить свой пакет предложений по данному вопросу и предложить их на рассмотрение Минпромторга через созданный отраслевой АНО «Консорциум ПОПСБ».

Наталья Хазова, генеральный директор ООО «Пожтехника»

В текущих реалиях как вы оцениваете возможности и роль консорциума в поддержке бизнеса?

Н. ХАЗОВА: Реальная поддержка бизнеса со стороны консорциума, на мой взгляд, заключается в организации прямого диалога между реальными российскими производителями и государством в лице, например, Минпромторга. Консорциум мог бы стать проводником консолидированной позиции своих участников, донося эту позицию до лиц, влияющих на принятие решений на государственном уровне. Такой диалог нужен всегда, но на фоне современных реалий он просто необходим.

Что сейчас может помочь выстроить правильный конструктивный диалог бизнеса и государства? Как должен действовать бизнес и какую роль в этом могут/должны играть отраслевые объединения?

Н. ХАЗОВА: Выстраивание конструктивного диалога необходимо обеим сторонам, но инициатива должна исходить от наиболее заинтересованной стороны, то есть от бизнеса, тем более такого нишевого и специфического, как обеспечение пожарной безопасности. И поговорка «Вместе мы — сила» в нашем случае особенно актуальна. Инициативы отраслевых объединений, безусловно, будут иметь больший вес и внимание со стороны государства, чем инициатива отдельных участников отрасли, пусть даже наиболее активных.

Какие ожидания у ООО «Пожтехника» от взаимодействия в рамках консорциума?

Н. ХАЗОВА: Мы рассчитываем, что консорциум станет объединением наиболее ответственных и идейно близких российских производителей, позволит эффективно аккумулировать их мнения, идеи и пожелания в сторону представителей правительства, курирующих отрасль.

Юрий Козырин генеральный директор НПО «Спектрон»

Консорциум в нашем понимании— это центр координации запросов игроков отрасли. В формате «единого окна» он собирает от компаний-участников потребности в прямой и опосредованной поддержке, разрабатывает на их основе необходимые инициативы, направляет в  соответствующие инстанции и возвращается с готовыми ответами и решениями. Более того, консорциум обязан принимать на себя роль консультанта в определении оптимального решения для конкретных задач, которые стоят перед тем или иным участником.

На примере Научно-производственного объединения «Спектрон» можно привести экспортное направление. Даже в условиях санкционного давления «Спектрон» видит перспективы именно в освоении внешних рынков. Нашей компании важен выход на рынки таких стран, как Иран, Объединенные Арабские Эмираты.

В каждой из стран мы провели предварительный анализ и столкнулись с многоступенчатой системой сертификации продукции, без прохождения которой невозможны поставки продукции, в том числе и российской. При этом признаются сертификаты далеко не всех специализированных центров. Одной из задач созданного консорциума, по нашему мнению, должно стать как раз изучение данной специфики и консультирование по направлению международной сертификации для поставок в конкретные страны — какие сертификаты нужны, как их получить и так далее.

Также мы ждем взаимодействия нашего консорциума с отраслевыми объединениями в приоритетных для нас странах, с целью изучения структуры заказчиков, типов применяемых на объектах решений и систем безопасности. Помощь в установлении целевых контактов, возможно даже организация семинаров и обучений по практике применения систем пожарной безопасности должны входить в сферу деятельности консорциума, мы на это рассчитываем.

Такая практика важна и с точки зрения пользы для поддержки отдельных производителей систем безопасности, и для расширения собственных компетенций в такой специфичной сфере, как сертификация. Очевидно, что такой опыт можно будет применить для совершенствования системы сертификации продукции внутри России, в целях продвижения интересов отечественных производителей.

Николай Самойлов директор ООО «НПФ «Полисервис»

В текущих реалиях как вы оцениваете возможности и роль консорциума в поддержке бизнеса?

Н. САМОЙЛОВ: Помощь и содействие консорциума по параллельному импорту необходимых компонентов для производства продукции. Организация общей базы данных по проблемным позициям на ввоз, кооперация по закупкам, доставке и обмену между компаниями излишками компонентов. Помощь в выходе на зарубежные рынки и в экспорте выпускаемой продукции.

Какие у вас ожидания от взаимодействия в рамках консорциума?

Н. САМОЙЛОВ: Рассчитываем на информационную поддержку, надеемся получать актуальную информацию по появлению новых документов, указов, связанных с нашей отраслью. Ожидаем, что консорциум будет связующим звеном между нашим предприятием и государственными структурами. Надеемся, что благодаря консорциуму сможем указывать на недочеты в нормативной документации.

Виктор Голубев, генеральный директор ПАО «Тензор»

В текущих реалиях как вы оцениваете возможности и роль консорциума в поддержке бизнеса?

В. ГОЛУБЕВ: Роль консорциума в современных условиях— это представление интересов участников перед государством в первую очередь, а также формирование стандартов для производства и реализации продукции. Кроме этого, хотелось бы отметить, что в рамках консорциума необходимо рассматривать вопросы выделения со стороны государства денежных средств на НИОКР, для строительства заводов по производству ЭКБ.

Что сейчас может помочь выстроить правильный конструктивный диалог бизнеса и государства? Как должен действовать бизнес и какую роль в этом могут/ должны играть отраслевые объединения?

В. ГОЛУБЕВ: Только постоянное взаимодействие и реальный диалог, где посредником и должен выступать консорциум. Любые вопросы должны находить отклик со стороны государства и контролирующих структур. Но, с другой стороны, и в адрес консорциума должны поступать различные предложения от государства. То есть должен идти диалог. Стоит отметить, что все предприятия созданы прежде всего для извлечения прибыли. Но нельзя забывать и о другой стороне медали — это обороноспособность и научно-технологический потенциал страны, который должен быть вектором развития, в том числе, частных предприятий в стране. Государство должно «давать задания» частному бизнесу на разработку и претворение в жизнь различных идей (потребностей для государства и граждан).

Какие у вас ожидания от взаимодействия в рамках консорциума?

В. ГОЛУБЕВ: Это создание новых образцов продукции, создание новых производств, поддержка от государства для проведения НИОКР.


Был ли вам полезен данный материал?


Консорциумы: отрасль систем безопасности консолидирует усилия

Вопрос номера:
Какой господдержки ждет рынок систем безопасности в 2022 году?

Герой номера:
Иван Покровский: «Важен переход на программно-аппаратные платформы российской разработки»

Продукт номера:
Российские PSIM: обзор решений

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.6936 s
queries: 142 (0.1285 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.