Екатерина Кирик: «Мы движемся к цифровизации пожарной безопасности»
Несколько разработчиков программных платформ заявили в 2021 году о пилотных проектах по автоматизации мониторинга и передачи извещений. Кандидат физико-математических наук старший научный сотрудник Института вычислительного моделирования СО РАН, технический директор компании «3к-эксперт» Екатерина Кирик рассказала журналу RUБЕЖ о том, какие основные принципы будут определять эффективность таких решений.
В чем суть тенденции, складывающейся вокруг платформ пожарного мониторинга?
ЕКАТЕРИНА КИРИК: Отрасль пожарной безопасности начинает смотреть в сторону цифровизации своей деятельности — создания «цифровых двойников» здания и «портрета» его противопожарного состояния. В основе лежит единый источник информации о здании, его системах противопожарной защиты, их состоянии, графиках обслуживания и т.п. Причем преследуется цель максимально автоматизировать сбор текущей информации о состоянии систем, то есть их мониторинг. Он должен быть цифровым и облачным. Тогда можно организовывать разноуровневый доступ к информации об объекте различным категориям пользователей (собственникам, обслуживающим организациям, посетителям, МЧС, МВД и т.д.) — каждый вид пользователей может видеть свой допустимый объем информации. По сути, это путь в цифровой надзор. А такой подход к созданию и хранению информации об объектах — создание цифрового ПБ-двойника здания.
В зависимости от текущих данных мониторинга систем противопожарной защиты (СПЗ) каждая сторона-участник процесса формирует свои действия: пришел сигнал о неисправности — реагируют одни, а если возгорание происходит и приходит соответствующее сообщение — это уже информация для пожарной части. Посетитель, кстати, тоже может оставить информацию об объекте через доступный для него сервис.
Передачу каких сигналов должна обеспечивать СПЗ в цифровую платформу?
Е. КИРИК: Из основных, что прибор находится на связи, о неисправности, ну и, собственно, тревога — если мы говорим про адресную систему. Мониторинг состоит не только в получении сигнала о сработке датчика, потому что случился пожар. В том числе речь идет об отслеживании работоспособности самой системы, каждого устройства — такие требования к СПЗ предъявляют и 123-ФЗ, и Правила противопожарного режима на объектах (ППРФ № 1479 от 16.09.2020).
Можно ли выделить технологические новации, в направлении которых следует двигаться производителям СПЗ, чтобы легко вписаться в процесс цифровизации пожарной отрасли?
Е. КИРИК: В настоящий момент система отдельного производителя — это вещь в себе по большей части с закрытыми протоколами передачи данных. Чтобы «вписаться» в цифровую платформу, производители должны обеспечивать свою систему выводом сигнала не только на собственный ПЦН (пульт централизованного наблюдения), но и вовне. И это прямо связано с вопросами мониторинга за системами СПЗ из единого центра посредством программной платформы. И чем проще, удобней и оперативней будет взаимодействие системы с внешней средой (периферией), тем она будет востребованней. И, конечно, важно снижение себестоимости адресных и радиоканальных систем, потому что они наиболее эффективны в решении задач цифровизации.
Какие сейчас известны пилоты/примеры цифровых платформ пожарного мониторинга?
Е. КИРИК: Мне известны два пилотных проекта. Один делает компания «Фортес Про» в Тульской области, другой делает во Владикавказе наш партнер компания «Комплексные Системы Безопасности» — у них есть пульт мониторинга, они обеспечивают прием сигналов примерно от двухсот объектов, которые находятся в Северной Осетии, у них есть определенная система ведения объектов. И оператор решает разные задачи, и их практическая ежедневная деятельность породила определенные запросы на новые технологические решения.
Можете привести пример такого запроса и решения?
Е. КИРИК: На ПЦН приходит сообщение о неисправности датчика СПС с адресом 1.1.1 на объекте «Драматический театр им. Пушкина». Как определить, где он находится, чтобы отправить обслуживающую организацию? Предложенное нами решение состоит в том, что оператор открывает 3D-модель здания, у него выделен тот этаж, где расположен неисправный датчик, и сам датчик выделен, оператор точно знает помещение и сопутствующую информацию по устройству и дает точные указания ремонтной бригаде, что очень экономит время. Сейчас тестируем это решение. Ранее, если и была какая-то визуализация расположения устройств систем, то она просто на чертежах: у каждого устройства на чертеже стоит номер (идентификатор), его нужно руками найти, не всегда по номеру устройства можно понять, даже на каком этаже он находится.
Имея цветовую индикацию статусов устройств, в каждый момент можно увидеть всю картину по этажу и зданию в целом. И наше решение по интегрированию 3D-модели здания с соответствующей начинкой с ПЦН очень облегчит работу оператору.
В чем разница между решением, с которым вы сейчас во Владикавказе работаете, и платформой «Прометей» от компании «Фортес Про»?
Е. КИРИК: В масштабности, наверное, разница. Решение во Владикавказе — это частное решение одной команды, для своих объектов. «Прометей» — это система, которая предполагает, в общем-то, открытую национальную платформу, куда можно будет заходить через web-интерфейс и в соответствии со своим уровнем доступа видеть информацию об объекте или ее туда заносить. А по сути, сейчас во Владикавказе — это локальная версия, в чем-то, может, усеченная, но уже работающая.
В чем состоит ваше сотрудничество с платформой «Прометей»? Какие задачи решали в рамках пилота?
Е. КИРИК: Мы выполняли расчеты сценариев пожара и эвакуации для объектов. Важно знать не только, где произошло возгорание. Важно понимать, что можно ожидать к моменту предполагаемого прибытия пожарных (области задымления и степень задымления, картину по температуре). Эта информация поможет определить первичные действия пожарного подразделения по прибытию к месту пожара.
Когда мы считаем пожарные риски, мы моделируем развитие пожара, мы моделируем эвакуацию. И мы поняли, что наступило время вносить изменения в правила расчетов и готовить информацию для того, чтобы она была пригодна и для пожарных подразделений. Размещать данные в системах мониторинга следующим образом: соотносить определенные датчики, которые есть на объекте, с определенными сценариями. На текущий момент это ручная работа, но, тем не менее, она выполняемая. И вот на программных платформах мы сможем загружать таблицу соответствия, тогда при сработке определенного датчика с помощью этой таблицы соответствия можно подгружать к системе соответствующий сценарий. И так решим задачу оценки состояния объекта на момент прибытия пожарного расчета. К слову сказать, все результаты расчетов отображаются в 3D-модели. Пожалуй, это важно отметить — сегодня стало больше возможностей по работе с визуализацией 3D-графики через технологию rdp. Это позволяет размещать на мощных серверах цифровых платформ сами модели, их «начинку», расчеты и все это наглядно визуализировать.
Что представляет собой блок 3D-моделирования, который «Сигма ПБ» готова предложить для цифровых платформ?
Е. КИРИК: Цифровой двойник здания и мониторинг СПЗ невозможен без использования на разных уровнях 3D-модели здания. Пример операционной деятельности в режиме мониторинга приводила ранее. В случае пожара аналогичный вопрос — где находится датчик? Где конкретно находится это помещение в здании? Как узнать, какую опасность этот очаг представляет для людей, особенно поблизости с очагом? Какая обстановка будет на момент прибытия по температуре, по задымлению внутри здания? Сейчас просто выезжают на пожар и разбираются на месте.
В цифровой платформе пожарного мониторинга в 3D-модели здания выделен сработавший датчик, помещение, этаж. Оператор видит, что это третий этаж, например. И там младшая школа расположена. И, соответственно, идет формирование всех действий. А если имеется близкий расчет сценария развития пожара, то еще и можно оценить динамику развития пожара и что можно ожидать на прогнозируемый момент прибытия. Поэтому такой подход выводит на новый уровень вопросы, связанные с быстрым реагированием на пожар. Такой подход мы планируем использовать на арктических учениях в сентябре 2021 года, которые готовятся ГУ МЧС по Красноярскому краю и Сибирской пожарно-спасательной академией.
3D-модель здания, расчеты развития пожара и эвакуации, расположение знаков направления движения СОУЭ будут необходимы для обеспечения управляемой эвакуации и настройки указателей в системах 4- и 5-го типов с введением в действие новой редакции в СП 3.
Каков сейчас запрос на цифровые платформы пожарного мониторинга со стороны МЧС?
Е. КИРИК: Для МЧС — это, безусловно, удобный инструмент. С его помощью ведомство может решить одновременно несколько задач — повысить эффективность своей деятельности, повысить безопасность объектов. В рамках салона «Комплексная безопасность» отдельный «круглый стол» был посвящен автоматизации передачи извещений. Были горячие дискуссии о способах применения информационных (BIM) моделей и цифровых двойников для цифровизации пожарного надзора. Я об этом говорю уже лет пять последних, потому что понимаю, что технологии есть, их можно использовать. А сейчас, наконец, пришли к тому, что эта повестка возникла и на стороне МЧС.
Когда, по вашим прогнозам, цифровизация пожарного надзора войдет в рабочую стадию, перейдя от пилотов к построению федеральной системы?
Е. КИРИК: Могу сказать так: чем раньше это произойдет, тем удобнее будет всем сторонам. С нашей стороны мы готовы обеспечить наличие 3D-моделей, их начинки и удобное их использование разработчикам программной платформы, которая будет принята на вооружение.
Что должно стать результатом цифровизации пожарного надзора, в чем состоит главный ожидаемый эффект?
Е. КИРИК: Мы движемся к цифровизации пожарной безопасности. Глобальная задача — сделать ее состояние прозрачным и, тем самым, повысить уровень пожарной безопасности объектов. Я прогнозирую, что это будет стимулирующим фактором для собственников держать системы в порядке, потому что их состояние будет на пульте, оно будет видно на стороне МЧС. Это возможность в режиме non-stop знать, что происходит на объекте и насколько обеспечено безопасное пребывание людей в нем.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Как развить технологическую конкуренцию в пожарной отрасли?
Герой номера: Владимир Капыш, генеральный директор АО «СИБЕР»
Продукт номера: Центральные пульты индикации и управления