/ /

Александр Зорин: «Мы помогаем регионам внедрять эффективные цифровые решения»

Александр Зорин: «Мы помогаем регионам внедрять эффективные цифровые решения»

01 декабря 2022, 23:30    722

В июле 2018 года АНО «Цифровая экономика» при участии региональных властей и бизнеса создало базу эффективных кейсов для развития цифровой экономики в субъектах РФ и запустило цикл стратегических сессий, где формируется повестка цифрового развития, отталкиваясь от проблем и задач конкретного региона, приоритетов и особенностей его социально-экономического развития. О том, какие компании и каким способом могут принять участие в «цифровой прокачке» регионов, журналу RUБЕЖ рассказал директор АНО «Цифровая экономика» по региональной политике.

Александр, что представляет собой база успешных кейсов? И в чем ее отличие от банка умных решений Минстроя?

АЛЕКСАНДР ЗОРИН: База эффективных кейсов является не только примером использования цифровых технологий, основанных на использовании больших данных, технологий их обработки, искусственного интеллекта, позволяющих обеспечить повышение эффективности государства, бизнеса и качества жизни граждан, но и практическим инструментом для обеспечения  ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере в целом.

 Цифровую трансформацию регионов организация «Цифровая экономика» реализует вместе с представителями ведущих российских компаний цифровой экономики, представителями федеральных органов власти и институтов развития. Понимая, что успехи регионов в реализации цифровых проектов будут в значительной мере определять успешность национальных программ, мы сформировали для себя так называемый деятельностный подход в работе с регионами.

Суть его в том, что мы выезжаем непосредственно в субъект РФ, чтобы на месте сформировать практические предложения в региональную повестку развития цифровой экономики. Для этого мы делаем диагностику текущей ситуации в регионе с учетом задач федеральной повестки, определяем «белые пятна» и резервы развития и предлагаем возможные решения выявленных задач — решения, использующие отечественные цифровые технологии, которые уже доказали свою социальную, экономическую или управленческую эффективность в других субъектах РФ, т.е. решения из базы эффективных кейсов АНО «Цифровая экономика». При этом в поле нашего внимания находятся решения для всех приоритетных отраслей экономики, социальной сферы, государственного и муниципального управления, обозначенных майским указом президента РФ № 204.

Что касается непосредственно базы эффективных кейсов, она содержит как проекты, реализация которых не требует от органов власти финансовых затрат (реализуемые за счет бизнеса или некоммерческих организаций в логике частно-государственного взаимодействия), так и решения, не требующие инвестиционных бюджетных затрат и реализуемые по модели частно-государственного партнерства, а также решения, реализуемые за счет бюджетных средств. Последние, тем не менее, следует рассматривать как бюджетные инвестиции, которые в заданный период времени должны дать явный экономический, управленческий или социальный эффект.

Что касается банка умных решений Минстроя, мы, безусловно, являемся партнерами, в наших базах есть много пересечений, и регионам правильно использовать кейсы из обоих источников.

Существенное отличие наших баз в том, что мы делаем акцент на дата-ориентированные, платформенные продукты, решающие задачи цифровой трансформации не отдельно взятого органа власти или муниципалитета, а всей системы государственного и муниципального управления региона. То есть в фокусе нашего внимания не только и не столько город, сколько регион. Банк умных решений Минстроя в большей степени ориентирован на цифровизацию именно городов, цифровизацию городского хозяйства.

Как формируются стратегические сессии для регионов? Кто принимает в них участие со стороны заказчиков?

А. ЗОРИН: Федеральная команда «Цифровой прокачки» формируется из представителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, экспертного сообщества и, безусловно, представителей цифрового бизнеса. При этом нет задачи привязать проект к какому-то конкретному поставщику, есть задача решить проблему на оптимальных для региона условиях и максимально оперативно.

Какие схемы финансирования при этом рассматриваются?

А. ЗОРИН: Схемы реализации проектов могут быть самые разные, это зависит и от самих финансово-экономических моделей кейсов, и от имеющихся у региона ресурсов. Выбор остается за регионом, нам важно предложить и вместе с ним обсудить возможные варианты реализации проектов на оптимальных для бюджета условиях.

Например, если регион ставит перед собой задачу достичь в интересах повышения качества транспортного обслуживания жителей такую целевую модель, как «Информация о движении общественного транспорта доступна жителям всего региона в отношении всего общественного транспорта в режиме реального времени с использованием в том числе мобильного телефона», то для этого достаточно обеспечить передачу соответствующих данных, например, компании Яндекс, и с помощью мобильного телефона и сервиса «Яндекс.Транспорт» эта целевая модель очень оперативно будет реализована, причем без привлечения бюджетных средств. Целевая модель по «умному уличному освещению», например, может быть достигнута при реализации соответствующего проекта по модели ГЧП, не требующего инвестиционных расходов со стороны бюджета.

При этом регионы, обладающие значительными ресурсами развития, могут реализовать этот проект самостоятельно. А как вы выбираете, в какой регион ехать?

А. ЗОРИН: Прежде всего оцениваем готовность самого региона. Эту оценку делаем совместно с ведущими компаниями цифровой экономики, в основном учредителями АНО «Цифровая экономика».

Вендоры каких решений могут сопровождать такие стратегические сессии? Кого берете на борт?

А. ЗОРИН: Важно дать региону решения, которые уже доказали свою эффективность, поэтому работаем с компаниями, чьи решения вошли в нашу базу эффективных кейсов.

Когда говорите: «мы», вы все-таки имеете в виду АНО или Минкомсвязи России?

А. ЗОРИН: Я имею в виду, конечно, АНО «Цифровая экономика». Ведущие российские компании цифровой экономики, Минкомсвязи России, как и другие федеральные органы власти, — это наши коллеги, партнеры, вместе мы делаем одно большое дело, в конечном счете направленное на повышение конкурентоспособности и региональной, и национальной экономики. Включение России в топ-5 экономик мира— это, кстати, тоже про цифру.

То есть вы делаете аудит, а как попадают решения в кейсы?

А. ЗОРИН: Кейсы нам направляют цифровой бизнес и сами регионы. Мы рассматриваем все кейсы реализации проектов с использованием отечественных цифровых технологий и платформенных решений, обеспечивающих достижение конкретных результатов и эффектов. Оценка эффектов осуществляется экспертным методом с верификацией, в том числе, в субъектах РФ, где соответствующее решение реализовано.

Какие регионы чаще применяют ваш формат стратегических сессий для «цифровой прокачки»?

А. ЗОРИН: Чаще — это регионы, у которых имеется значительный потенциал для ускоренного внедрения цифровых технологий, т.е. те регионы, где в настоящее время значительная часть задач не закрыта соответствующими цифровыми решениями. Для таких регионов, как, например, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Новосибирск, ХМАО и др., нужен несколько иной формат. Формат, который позволил бы им сформировать «образ будущего» региона в перспективе, например 2035 или 2050. И, исходя уже из этого выстроить свою стратегию цифровой трансформации с учетом самых перспективных разработок и технологий. Такой формат мы как раз прорабатываем.

Тематика решений от бизнеса для базы успешных кейсов чем-то ограничена?

А. ЗОРИН: Нет. Главное, чтобы был обеспечен явный экономический или социально-управленческий эффект, например сокращение затрат на обеспечение той же общественной безопасности.

Какие приоритеты выстраивают сами регионы при рассмотрении предлагаемых АНО «Цифровая экономика» решений?

А. ЗОРИН: Первое — это сокращение расходов в системе госуправления. Цифровые технологии позволяют качественно изменить саму систему управления, сделать ее максимально «умной», использующей технологии больших данных, искусственного интеллекта, реализовать подход «государство как платформа». Второе — это увеличение доходов бюджета за счет цифровых технологий. И третье — это стимулирование внедрения цифровых технологий в реальный сектор экономики, позволяющих ему сократить свои затраты, увеличить сбыт, выйти на новые рынки и т.д. При этом приоритетом при реализации цифровых проектов есть и остается человеко-центричность, т.е. повышение качества жизни граждан и формирование комфортной среды проживания.

АНО предлагает от себя какие-то методики расчета экономической эффективности?

А. ЗОРИН: В региональных органах власти достаточно специалистов, способных делать необходимые экономические расчеты при внедрении цифровых проектов и имеющих опыт защиты проектов перед выделением бюджетных средств.

Каков список регионов для стратегических сессий на 2021 год? Мы сейчас формируем план на год, будет примерно 10 мероприятий по «цифровой прокачке» регионов.

МЧС как-то задействовано в этой работе?

А. ЗОРИН: В настоящее время такого запроса от регионов нет. Основные темы «цифровой прокачки»— это госуправление, здравоохранение, образование, кадры для цифровой экономики, транспорт, промышленность, городское хозяйство.

Как правильно выстроить бизнесу сотрудничество с регионами по цифровизации?

А. ЗОРИН: Нужно помогать региону решать его задачи, показывать явный экономический эффект от внедрения решений, искать оптимальные финансово-экономические модели реализации проектов, в том числе разделять ответственность за их реализацию, как, например, происходит при реализации энергосервисных контрактов.

Участвовать в стратегических сессиях по цифровизации регионов могут только члены АНО «Цифровая экономика»?

А. ЗОРИН: Участвовать могут любые компании, чьи решения включены в базу эффективных кейсов АНО «Цифровая экономика». При этом хочу подчеркнуть, что участие в «цифровых прокачках» регионов— это серьезная, прежде всего экспертная работа, направленная на формирование региональной повестки развития цифровой экономики в субъекте РФ исходя из его задач, приоритетов, особенностей социально-экономического развития.

Скачать pdf


Был ли вам полезен данный материал?


Александр Зорин: «Мы помогаем регионам внедрять эффективные цифровые решения»

Вопрос номера:
Как цифровая экономика влияет на ваш бизнес?

Герой номера:
Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Продукт номера:
IP-домофон — в каждый дом

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.6024 s
queries: 142 (0.0295 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.