Электроника дождалась господдержки
Начиная с 2014 года краеугольным камнем в отечественном импортозамещении оставалось направление электронных компонентов, точнее, их производство в России. И только в 2020 году государство подошло к решению проблемы. 17 января 2020 года правительство РФ распоряжением № 20-р утвердило «Стратегию развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года». Документ сулит десятки миллиардов рублей поддержки и широкие преференции в государственных закупках. Правда, воспользоваться шансом смогут только те производители, чье оборудование попадет в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (реестр РЭП).
ЦЕЛЬ
Новая стратегия принята в развитие предыдущей, которая была рассчитана до 2025 года. В ней более детально прописаны цели и измеримые результаты, которых нужно достичь. Установлены целевые показатели развития отрасли к 2030 году: доля гражданской электронной продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) будет составлять не менее 87,9%, доля электронной продукции российского производства в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) — 59,1%, объем экспорта электронной продукции должен составить около 850 млрд рублей. Общий объем выручки внутри российской электронной промышленности должен вырасти до 5220 млрд рублей.
Основными направлениями развития отрасли должны стать: создание высокотехнологичной продукции на базе российских технических решений, обеспечивающей реализацию национальных проектов; доминирование на внутреннем рынке электронной продукции, критически значимой для обеспечения национальной безопасности, технологического и экономического развития.
Стратегию планируется реализовывать в три этапа:
- 2020–2021 годы — увеличение доли российской электроники на внутреннем рынке в основном за счет традиционных рынков и национальных проектов, а также подготовка активного продвижения на международные рынки;
- 2022–2025 годы — продвижение российской электроники на существующие рынки и выход на новые международные рынки, включая комплексные предложения и сотрудничество с иностранными партнерами, а также масштабирование инвестиционных проектов;
- 2026–2030 годы— устойчивый рост отрасли, обеспечение ее лидирующих позиций на перспективных рынках и глобального технологического лидерства. Рынок систем безопасности относится к первому этапу реализации стратегии.
ТРИ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ
В стратегии рассматриваются три сценария развития электронной промышленности — консервативный, целевой и инновационный. Консервативный сценарий характеризуется умеренным долгосрочным ростом экономики Российской Федерации на уровне 2,8-3% в год. При этом модернизация экономики опирается в большей степени на импортируемые технологии. Совокупный объем инвестиций при консервативном сценарии сократится, на фоне чего произойдет снижение инвестиций в развитие отрасли.
Целевой сценарий характеризуется стабильной ситуацией на внутреннем рынке и среднегодовым ростом российской экономики на уровне 3,1-3,2%. Государство будет сокращать низкоэффективные затраты и перераспределять высвободившиеся средства на инвестиционные цели.
Приток иностранных инвестиций будет составлять около 3% внутреннего валового продукта. Целевой сценарий предполагает активное импортозамещение, что будет стимулировать разработку новой электронной продукции с приоритетом проектов, имеющих большое значение для инфраструктуры и обладающих экспортным потенциалом.
Инновационный сценарий предполагает форсированный рост российской экономики на уровне 3,4-3,6%. Такой сценарий будет характеризоваться нарастанием технологической конкурентоспособности. При этом, несмотря на увеличение экспорта, развитие отрасли будет больше ориентировано на внутренний спрос.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По планам Минпромторга общий объем финансовой поддержки отрасли электроники за 10 лет достигнет 1 трлн рублей (такие цифры озвучил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак на форуме «Микроэлектроника» в конце сентября 2020 года).
Среди источников ресурсного обеспечения в стратегии названы:
- средства федерального бюджета;
- средства Фонда перспективных исследований, Фонда развития промышленности и других институтов развития;
- средства бюджетов субъектов Российской Федерации;
- ресурсы организаций электронной промышленности;
- средства частных инвесторов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием;
- средства иных участников хозяйственной деятельности.
Конкретных данных о государственных субсидиях или плана внесения изменений в государственные акты стратегия не содержит. Однако в своих выступлениях руководитель курирующего ее Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак озвучил цифру в 350 млрд рублей.
На пленарной сессии форума «Микроэлектроника» чиновник сообщил, что средства предусмотрены национальным планом развития экономики, утвержденным 23 сентября на заседании правительства. Эти деньги российские предприятия радиоэлектронной промышленности получат в течение трех лет.
НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ
Обновленная стратегия возникла не на пустом месте. Еще до ее появления государство предложило российским производителям электроники целый набор мер стимулирования производства. Эти меры должны решить главную проблему всего импортозамещения, и особенно электронно-компонентной базы: проблему сбыта готовой продукции. Собственно, из-за нее российские заводы и не брались до сих пор конкурировать с азиатскими производствами, подмявшими под себя глобальные рынки.
24 августа 2020 года в ходе пленарного заседания «ОПК и нацпроекты. Стратегические приоритеты и главные задачи» форума АРМИЯ-2020 заместитель министра промышленности и торговли Олег Рязанцев пообещал, что обязательная доля отечественной радиоэлектронной продукции в закупках для госсектора составит не менее 45%. Соответствующие поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ Государственная Дума приняла в июле 2020 года.
А уже осенью 2020 года, со слов Рязанцева, правительство намерено составить списки с видами оборудования и изделий, для которых будет действовать новое правило.
КОД ДОСТУПА 878
Помимо преференций в закупках на момент появления стратегии, российские производители радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования могли опереться еще на один документ. Это постановление Правительства РФ №878 от 10 июля 2019 г. «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Самое важное— постановление № 878 вводит понятие Единого реестра российской радиоэлектронной продукции (реестр РЭП). С выходом новой стратегии стало понятно, почему реестр РЭП станет чуть ли не главным инструментом импортозамещения в сфере радиоэлектроники: только наличие оборудования в реестре может стать залогом участия в закупках по квоте и для получения госфинансирования.
Несмотря на то что термины «российский производитель» или «отечественный производитель» фигурируют во многих государственных документах (например, в законе 488-ФЗ «Об основах промышленной политики РФ» от 31.12.2014), четкого определения этого термина нормативно-правовые акты не содержат.
«Эксперты Координационного совета Союза машиностроителей России и Экспертного совета профильного комитета Госдумы сейчас очень плотно работают над системой критериев, которые в различных сегментах радиоэлектронного рынка дадут четкий ответ, что такое российский продукт и кто такой российский производитель»,— рассказал журналу RUБЕЖ Арсений Брыкин, председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России.
Таким образом, постановление № 878 пока единственный документ, где содержатся инструменты подтверждения статуса российского производителя радиоэлектроники.
КАК ПОПАСТЬ В РЕЕСТР РЭП
В реестре РЭП представлены две группы оборудования — собственно радиоэлектронная продукция, куда входят технические средства безопасности, и телекоммуникационное оборудование. Для внесения в реестр телекоммуникационного оборудования заявителю необходимо предоставить реквизиты решения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о присвоении телекоммуникационному оборудованию статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Правила оценки страны происхождения, вместе с формулами расчета локализации, представлены в самом постановлении правительства № 878.
Происхождение радиоэлектронной продукции (за исключением телекоммуникационного оборудования) подтверждается заключением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выданным в соответствии с постановлением правительства от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В свою очередь постановление правительства № 719 от оборудования систем безопасности (код 26) требует наличия сертификата формы СТ-1.
Сертификат СТ-1 предполагает выездную проверку производства со стороны местной торговопромышленной палаты или органов Минпромторга. И данное положение имеет все шансы стать заградительным барьером для попадания импортной техники. В рамках эксперимента редакция журнала RUБЕЖ под видом вендора иностранного оборудования обратилась в пять сертификационных центров с просьбой помочь получить сертификат формы СТ-1 на партию ввезенных в Россию видеокамер. Специалисты четырех назвали предложение невыполнимым.
КТО УЖЕ ПОЛУЧИЛ МЕСТО В РЕЕСТРЕ
По состоянию на конец сентября 2020 года в реестре РЭП было представлено всего 59 наименований оборудования для обеспечения безопасности от 12 компаний. Согласно постановлению № 878 для сохранения активного статуса реестровой записи производитель должен подтверждать ее ежегодно. Поэтому реально участвовать в торгах со всеми преференциями может только 35 позиций оборудования, остальные в реестре числятся, но их статус указан как «недействительный».
Системы безопасности упомянуты в стратегии всего два раза. Авторы стратегии относят электронику для систем безопасности к перспективным традиционным рынкам— сформировавшимся и достигшим технологической зрелости. Увеличение доли российских компаний на этих рынках запланировано до 37%. Представители компаний, уже вошедших в реестр РЭП, прокомментировали журналу RUБЕЖ свои впечатления от эффекта такого сотрудничества с государством.
BACKDOOR ДЛЯ ИМПОРТЕРОВ?
В целом позитивно оценивая новые системные усилия государства, производители обращают внимание на возможную лазейку в законодательстве для иностранных компаний. Статус российского производителя будет подтверждать включение в реестр РЭП радиоэлектронной продукции.
А что при этом первично — продукция или производитель, не сказано ни в постановлениях правительства, ни в стратегии. Таким образом, есть вероятность, что в реестр может попасть продукция, например, азиатских компаний, выпущенная внутри России по инвестиционным контрактам с российскими производствами. А сами меры господдержки уйдут в чужие руки. Единственное возможное оправдание— лазейка будет открыта до тех пор, пока российские производители осваивают производство собственной компонентной базы. После чего статус импортонезависимого производства начнут рассчитывать по интегральной схеме, с расчетом по перечню критериев, где помимо местоположения производства будут значимы этапы НИР, ОКР, и другие.
Был ли вам полезен данный материал?

Вопрос номера:
Что дало импортозамещение рынку систем безопасности
Герой номера:
Василий Шпак, Минпромторг
Продукт номера:
Пожарные шкафы управления