Модернизация нормативов необходима для развития ТЭК
Не все производители оборудования встретили проект свода правил по проектированию систем пожарной сигнализации с оптимизмом. Однако регуляторам не стоит считаться с мнением «несогласных», новый свод правил приведет отрасль к техническому обновлению и выведет российские разработки на мировой уровень, уверен эксперт по пожарной безопасности объектов энергетического комплекса Игорь Абрамов.
В соответствии с планом НИОКР МЧС России на 2019 год в ФГБУ ВНИИПО МЧС России разработан и направлен на утверждение в МЧС России проект Свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования». Представленный проект разработан взамен действующего Свода правил СП 5.13130.2009 в части систем пожарной сигнализации и аппаратуры управления установок пожаротушения.
Документ вызвал противоречивую реакцию у компаний рынка пожарной безопасности, и, думаю, производителей можно понять. Каждая компания выстраивает стратегию развития и модернизации оборудования, ориентируясь на собственные ресурсы и возможности. Не всегда это совпадает с трансформацией нормативного поля. Да и вряд ли должно.
Если абстрагироваться от интересов компаний-производителей и взглянуть на действующие в России нормативные правовые акты и нормативные документы по пожарной безопасности, очевидно, станет следующее: нормативное пространство должно отражать реальную картину рисков, угроз и технологий по защите и предотвращению возможных пожаров. Да, сегодня нормативные правовые акты и нормативные документы по пожарной безопасности в целом отвечают задачам, которые призваны решать. Однако есть некоторые неудобства в связи с тем, что требования, установленные российскими стандартами и сводами правил, несколько отличаются от стандартов и/или процедур, которые применяются за рубежом. В конечном счете выигрывает и заказчик, и экономика в целом. Более жесткие нормы гарантируют применение на промышленных объектах надежных качественных решений, с высокой степенью эффективности.
Стимулировать их применение помогают и сами требования, и система страхования, где ставки премий и взносов привязаны к уровню применяемого оборудования. Думаю, этот процесс у нас еще впереди.
Да, действительно, в настоящее время все технические средства пожарной автоматики, применяемые на объектах, сертифицированы на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№ 123-Ф3) или техническим регламентом Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), в соответствии с методиками, установленными ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний».
В настоящее время специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России проект Свода правил включает в себя ряд технических требований, отличных от требований, установленных ГОСТ Р 53325-2012. Сегодня во всех отраслях экономики технологии далеко шагнули вперед, соответственно требуется и обновление нормативных документов, в том числе их (нормативных документов) гармонизация с лучшими мировыми практиками, применяемыми в области обеспечения пожарной безопасности.
Разве говорит о неактуальности тот факт, что фактическое выполнение этих требований, возможно, не будет обеспечено оборудованием отдельных производителей? Не думаю. Можно бесконечно вести споры о том, насколько своевременно введение в действие нового Свода правил. Очевидно одно— время обновлений нормативных требований в области пожарной безопасности пришло. Проволочки никому не пойдут на пользу: те производители, кто до сих пор не нашел в себе сил, ресурсов запустить процессы модернизации производства и технологий, вряд ли сделают это по своей воле. И здесь жесткая, но четкая позиция разработчиков из ВНИИПО станет стимулом для развития всего рынка.
Гармонизация нормативных требований ведется, в том числе, рамках исполнения требований ЕАЭС. Нужно правильно понимать масштабы и значимость этого процесса. Речь идет о создании единой системы требований к пожарной безопасности объектов на территории сразу нескольких государств. Именно этой цели подчинены и все последующие изменения нормативных требований — непрофессионально было бы ограничивать изменение и гармонизацию нормативных документов по пожарной безопасности, обусловленную интересами только коммерческих компаний-производителей. Тем более что сам Технический регламент ТР ЕАЭС 043/2017 был принят, мягко говоря, не вчера, так что у производителей было в распоряжении более полутора лет для перестройки технологических процессов, модернизации оборудования, все это время можно и нужно было двигаться вперед.
Важно понимать, что гармонизация нормативных требований, устанавливаемых нормативными документами по пожарной безопасности с мировыми практиками, открывает для отечественных производителей новые перспективы, возможно по экспорту выпускаемой продукции.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Радиоканальные системы – конец легенды?
Герой номера: 30 лет МЧС России