В новом фарватере безопасности
Еще 16 июля 2016 года правительство РФ постановлением № 678 утвердило новые требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС морского и речного транспорта. Документ установил необходимость дополнительной оценки уязвимости и изменения планов обеспечения транспортной безопасности на всех объектах и судах, подпадающих под действие 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Но даже два года спустя эта работа далека от завершения из-за неразвитой системы аттестации сил транспортной безопасности, нормативных препонов и безалаберности собственников.
Валерий Капралов, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта
ВСЕ ВЗЯТЬ И ПЕРЕОЦЕНИТЬ
Мероприятия по проведению дополнительной оценки уязвимости и внесению изменений в планы обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), согласно пункту 2 постановления правительства № 678, должны были завершиться ко 2 февраля 2017 года.
Практика показала, что проблем с проведением дополнительной оценки уязвимости в целом у субъектов транспортной инфраструктуры не возникло. Однако определенные трудности проявились на стадии внесения изменений в планы ОТБ. Согласно подпункту 3 пунктов 5 и 6 требований постановления № 678, субъект транспортной инфраструктуры должен привлечь либо сформировать подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ или ТС от актов незаконного вмешательства. А согласно пункту 9 требований, положение или устав подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении подразделения должны быть включены в приложения к плану ОТБ.
Система подготовки сил обеспечения транспортной безопасности Росморречфлотом была оперативно создана на базе высших образовательных учреждений водного транспорта и их филиалов. В настоящее время подготовка сил ОТБ проводится с учетом новых подходов, установленных Федеральным законом № 273 «Об образовании». Исключена имевшая место проблема задвоения российских и международных требований к подготовке лиц, ответственных за безопасность, — мы разработали и внедрили на практике совмещенную программу подготовки лиц, ответственных за охрану и транспортную безопасность, которая включила в себя международные и национальные требования.
ТРУДНОСТИ АТТЕСТАЦИИ
Трудности возникли в отношении системы аттестации, которая на момент издания постановления № 678 только формировалась как в нормативном плане, так и в организационном. Достаточного количества аттестованных работников не было. Данное обстоятельство связано с непростым механизмом реализации правил аттестации, утвержденных постановлением правительства РФ от 26 февраля 2015 года № 172. Нет аттестованных сил — нет подразделения транспортной безопасности. Нет ПТБ — нет договора на защиту. Нет копии договора на защиту — нет изменений в план ОТБ.
В итоге сегодня процент утвержденных изменений в планы ОТБ ОТИ и ТС незначителен. Хотя система аттестационных центров по линии Росморречфлота и выстроена. Уполномоченным органом аттестации является ФБУ «Служба морской безопасности». Кроме того, с учетом удаленности Дальневосточного федерального округа, в целях повышения доступности процедур проверки знаний было принято решение о дополнительном наделении полномочиями по аттестации администраций морских портов Приморского края и Восточной Арктики. Приказ по данному вопросу зарегистрирован в Минюсте России.
В настоящее время аккредитовано 38 подразделений, предназначенных для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства. Но этого количества недостаточно. Строгий, но объективно необходимый для соблюдения законности подход к рассмотрению пакетов документов, представляемых на аттестацию и аккредитацию ПТБ, зачастую приводит к жалобам, а в отдельных случаях субъекты прекращают всякую деятельность в данной области, заявляя, что легче заплатить штраф.
Вместе с тем с самого начала работы без изменений остался подход самих заявителей к подготовке документов, необходимых для аттестации и аккредитации подразделений ОТБ. Данный подход был и остается поверхностным. Подтверждением служит количество отказов в допуске к проверкам — более трети. Росморречфлот неоднократно письменно и на различных дискуссионных площадках обращался к субъектам транспортной инфраструктуры и претендентам на статус подразделений транспортной безопасности с просьбой повысить качество работы. Для оказания им помощи всю необходимую актуальную информацию мы размещаем на официальном сайте агентства.
ПОД ФЛАГОМ ДВОЙНЫХ РАСХОДОВ
Другая проблема, с которой сталкиваются собственники ОТИ и ТС морского транспорта,— двойное регламентирование в сфере безопасности. После 11 сентября 2001 года на XXII сессии ассамблеи Международной морской организации (IMO) было единогласно решено разработать новые меры по охране судов и портовых средств.
12 декабря 2002 года Конференция договаривающихся правительств одобрила поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море от 1974 года (МК СОЛАС-74), касающиеся специальных мер, принимаемых для повышения безопасности и усиления охраны на море, а также Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС).
Новая Глава XI-2 МК СОЛАС-74 ввела требования, регламентирующие охрану судов и портовых средств с целью эффективного противодействия незаконным актам, направленным против безопасности мореплавания и перевозки морем различных видов грузов, в том числе опасных. В соответствии с требованиями Кодекса ОСПС каждое портовое средство или судно, работающее на линии международных перевозок, должно было пройти оценку охраны и иметь утвержденные Росморречфлотом отчет об оценке охраны и план охраны.
В соответствии с федеральным законом № 16 «О транспортной безопасности», выпущенным, в том числе, в развитие международных правовых актов, все прочие стивидоры в морских портах, не подпадающие под требования Кодекса ОСПС, обязаны были провести оценку уязвимости и разработать план обеспечения транспортной безопасности своих ОТИ и ТС.
К сожалению, сегодня проблема выполнения субъектами транспортной инфраструктуры требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности стоит по-прежнему довольно остро. Причин этому несколько. Так, положениями закона «О транспортной безопасности» морские конвенционные суда были включены в понятие «транспортное средство». Субъекты транспортной инфраструктуры, наряду с требованиями Кодекса ОСПС, обязаны выполнять также требования по обеспечению транспортной безопасности, что значительно увеличивает затраты на эти мероприятия в отличие от судовладельцев, работающих на международных линиях под другим флагом.
Росморречфлотом в целях гармонизации требований законодательства в области транспортной безопасности и международных норм, устранения избыточности и двойного регулирования были получены и проработаны предложения субъектов транспортной инфраструктуры, Российской палаты судоходства, Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта. Для решения вопроса были привлечены заинтересованные экспертные организации.
В результате этой работы в адрес Министерства транспорта были направлены конкретные предложения по внесению изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности», в том числе в части признания для конвенционных морских судов требований Кодекса ОСПС как достаточных и эквивалентных требованиям по транспортной безопасности.
Минтрансом России, в свою очередь, подготовлен проект Федерального закона № 750871-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Этот законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
СЕРТИФИКАЦИЯ 969
Росморречфлот в настоящее время также решает задачу изыскания средств для проведения сертификации ТСОТБ, которые установлены на объектах и транспортных средствах подведомственных бюджетных организаций.
Необходимо отметить, что участники прошедшей 6 июня 2018 года в Москве Первой отраслевой конференции «Транспортная безопасность на водном транспорте» обратились в Федеральное Собрание Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования и государственного управления в сфере транспортной безопасности, в том числе по совершенствованию процедуры проведения обязательной сертификации ТСОТБ.
В целях исполнения требований статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части, касающейся максимальной стоимости работ (услуг), при проведении процедуры обязательной сертификации ТСОТБ по схеме № 4 предложено внести изменения в Правила сертификации, предоставив субъекту транспортной инфраструктуры право обращения непосредственно в испытательные лаборатории с последующим направлением протоколов испытаний в орган сертификации.
Мы считаем, что подобные изменения в Правила проведения сертификации ускорят процесс получения сертификатов по схеме № 4 для собственников ОТИ и ТС.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
«Сертификация-969».
Кто диктует правила?
Герой номера: Сергей Тен, депутат Государственной Думы РФ
Продукт номера: Облачная архитектура для транспортной безопасности