Как заработать на комплексах

06 июля 2019, 00:21    1654

По итогам 2017года объем закупок комплексов фотовидеофиксаций (ФВФ) нарушений ПДД достиг 9,9 млрд рублей. Это почти 40% от общего объема закупок рамках построения АПК «Безопасный город». Секрет высокого спроса на комплексы — их доходность, ведь деньги от штрафов позволяют окупить затраты на установку комплексов. Очевидно, что до 2020 года тенденция на их применение в рамках АПК БГ сохранится. Журнал RUБЕЖ подготовил сравнительный обзор наиболее популярных моделей комплексов ФВФ — в помощь потенциальным заказчикам и интеграторам.

 

НЕМНОГО МАТЧАСТИ

Комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД представляют собой специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (формулировка определения — по ГОСТ 57144-2016).

На действия комплексов распространяются в РФ два государственных стандарта:

  • ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования»;
  • ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения».

Согласно указанным ГОСТам (оба вступили в силу 1 июня 2017 года), комплексы ФВФ необходимо устанавливать на участках дорог с плохой видимостью, около школ, на перекрестках и в местах, где произошло более трех ДТП с пострадавшими в течение года. При этом ставить муляжи камер можно только при условии, что зафиксировано снижение количества нарушений.

Список «гостированных» нарушений составляет 18 позиций и предписывает фиксировать, наряду с такими очевидными нарушениями, как превышение скорости и пересечение стоп-линии, даже разговор по мобильному телефону без устройства hands free.

Однако необходимо учитывать, что не всегда заявляемые производителями нарушения фиксируются комплексами в полностью автоматическом режиме. В некоторых случаях обязательно требуется промежуточная обработка оператором для отсеивания явного брака перед отправкой в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП).

Наряду с ГОСТами, которые, согласно российскому законодательству о нормативно-техническом регулировании, являются документами добровольного применения, технические и метрологические характеристики комплексов ФВФ регулирует приказ МВД России от 8 ноября 2012 года № 1014 «Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним». Требования приказа носят обязательный характер.

ТИПЫ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСОВ ФВФ

Типы комплексов

Комплексы фотовидеофиксации делят на стационарные, передвижные, носимые и мобильные. Стационарные комплексы предназначены для установки на опоре или ферме и работают в неподвижном положении. Они получили наибольшее распространение. Передвижные комплексы также работают в неподвижном положении, но не нуждаются в монтаже, легко перемещаются с места на место, например на автомобиле. На сленге автовладельцев эта группа шире известна как «треноги». В отличие от других групп передвижные комплексы зачастую принадлежат органам внутренних дел. Госавтоинспекция сама выбирает точки, куда поставить комплекс — не хаотически, а на основе анализа аварийности. Подобные технические средства появляются в совершенно неожиданных местах, чем существенно повышают «тонус» водителей, быстро привыкающих притормаживать в зоне видимости стационарных устройств.

С передвижными комплексами возникают свои трудности. Это дорогостоящее оборудование, поэтому ответственные подразделения ГИБДД привлекают сотрудников частных организаций для наблюдения за комплексами, либо располагают «треноги» на небольшом расстоянии от постов инспекции.

С помощью мобильных и носимых комплексов фиксируются преимущественно случаи нарушения правил парковки транспортных средств. Считывание номерных знаков происходит, например, во время движения с установленным оборудованием. Эти комплексы, как и стационарные, находятся в собственности органов муниципальной власти.

Конструктивные особенности

Существует два конструктивных исполнения комплексов: моноблочные и состоящие из нескольких разнесенных блоков.

Реализация комплекса из нескольких разнесенных блоков конструктивно проще. Производитель в данном случае волен использовать более доступные компоненты, вплоть до полного отказа от самостоятельного производства аппаратной части. Моноблочная конструкция проще в установке, обслуживании, менее подвержена вандализму и более технологична.

Правда, в ряде случаев, например при оборудовании перекрестков и переездов, использования конструкции из нескольких блоков нельзя избежать. На конструктивные особенности комплекса влияет вид вычислительного блока.

Интегрированный вычислительный блок предполагает фотофиксацию, измерение скорости, распознавание государственных регистрационных знаков (ГРЗ), выявление нарушений, хранение и передачу данных непосредственно основным блоком комплекса. Это обеспечивает компактную конструкцию, упрощает монтаж и обслуживание прибора.

При использовании внешнего вычислительного блока фотофиксация (и в ряде случаев измерение скорости) производится компактным измерительным блоком, который передает данные по проводной связи на отдельный вычислительный блок (промышленный компьютер), в свою очередь осуществляющий распознавание ГРЗ и обработку данных. В простейшем случае такой комплекс представляет собой несколько сетевых видеокамер (например, по одной на полосу движения), передающих изображения на сервер в уличном исполнении, осуществляющий выявление нарушений по видеоизображениям.

В некоторых комплексах ФВФ используется удаленный вычислительный блок, т. е. данные с измерительных блоков передаются на центральный вычислительный сервер, одновременно обрабатывающий данные с нескольких рубежей контроля. В этом случае требуется обеспечение высокой надежности самого сервера и его каналов связи, т. к. в случае сбоев будет остановлена работа сразу всей системы.

«Мозги» — на каком ПО работают комплексы ФВФ

Архитектура вычислительного блока комплекса ФВФ имеет два варианта построения: на базе промышленного компьютера с Windows или специализированный со встроенным ПО на базе Linux. Разработка ПО для промышленного компьютера с Windows легче. Однако  специализированный вычислительный блок со встроенным ПО обеспечивает более высокую эффективность работы оборудования, малые массогабариты и энергопотребление. Среди вошедших в обзор комплексов большинство имеют «на борту» систему Linux.

Тип и мощность процессоров имеют значение для комплексов на базе промышленных компьютеров с ОС Windows. Производители интегрированных комплексов со встроенным ПО могут не раскрывать спецификации применяемых электронных компонентов типа SoC («Система на кристалле»).

В большинстве случаев информация от комплексов передается по проводным каналам связи через Ethernet. Наличие беспроводных каналов связи (Wi-Fi, 3G, 4G) может быть необходимо в случае установки комплекса вне городской черты или для резервирования основного канала связи.

Комплексы ФВФ и защита данных

Заказчику также следует обратить внимание на кибербезопасность. Промышленные компьютеры с Windows требуют наличия защиты от вирусов. Известны случаи успешных вирусных атак на комплексы ФВФ, которые в результате прекращали работу до проведения внепланового обслуживания.

Специализированные компьютеры со встроенным ПО защиты от вирусов не требуют, поскольку защита осуществляется на уровне ядра. По соображениям информационной безопасности также нежелательно хранение данных в открытом виде. Выбор между шифрованием данных и сохранением их в специальном формате без использования файловой системы действующая практика оставляет на усмотрение разработчиков оборудования.

Функции видео на комплексах ФВФ

Возможностей видеозаписи в той или иной форме лишены, пожалуй, только некоторые комплексы фиксации нарушений правил парковки. Однако сам функционал видео дифференцирован.

Важная функция видео — запись роликов по каждому нарушению. Она крайне полезна при фиксации всех видов нарушений кроме скоростного режима. В случае фиксации выезда на встречную полосу или ДТП видеозапись будет «железным» доказательством нарушения.

Функция видеотрансляции позволяет избежать установки дополнительных видеокамер наблюдения на рубеже. Однако необходимо учитывать, что основная задача комплекса ФВФ — выявление нарушений ПДД.

Наложение распознанных ГРЗ на видео обеспечивает легкий контроль за качеством работы комплекса, используется в демонстрационных целях и позволяет быстро оценить качество распознавания ГРЗ.

Как правило, фотографии нарушений сохраняются в цветном или черно-белом JPEG. Изредка применяются собственные форматы, совместимые только с отдельными видами серверного оборудования ЦАФАП.

Энергопотребление

Еще недавно энергопотребление комплексов описывалось в сотнях Вт. Сегодня на рынке есть комплексы, работа которых требует 10-12 Вт, подобные комплексы могут быть запитаны от солнечной батареи. Заказчику необходимо учитывать, что в потребляемую мощность комплекса включается потребление внешнего вычислительного блока (при его наличии). О чем производители нередко умалчивают.

Чем выше потребляемая мощность, тем выше расходы на эксплуатацию, сложнее организация электропитания (особенно автономного), более напряженный режим работы электронных компонентов и системы вентиляции.

Возможность автономного питания от сети уличного освещения может быть необходима при невозможности подведения выделенного питания 220 В к опоре (фонарному столбу), на которой установлен стационарный комплекс. В таком случае питание осуществляется от аккумулятора, который автоматически подзаряжается в ночное время от сети уличного освещения. Особенно актуальна эта функция для оборудования, размещаемого на освещаемых участках автодорог вне населенных пунктов.

Защита от внешнего воздействия

Комплексы ФВФ, размещаемые на улице в течение длительного времени, должны иметь всепогодное исполнение. Как правило, размещаемые на улице приборы имеют защиту IP65 (пылезащита, защита от водяных струй). Более высокий уровень защиты от воды обычно не требуется и является избыточным, если только не рассматривать мытье приборов из брандспойта, для чего требуется IP66. IP67 уже не гарантирует защиту от струй воды, а подразумевает защиту от случайного погружения в воду, что к комплексам ФВФ неприменимо.

Уровень вандалозащиты производители и заказчики устанавливают самостоятельно, хотя она по ГОСТу и рекомендована. В реальной эксплуатации существенная часть внешних повреждений комплексов приходится на огнестрельное оружие, что уже выходит за рамки вандалозащиты.

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЮТ КОМПЛЕКСЫ ФВФ

Измерение скоростного режима транспортных средств

Первоначально все полицейские измерители скорости обеспечивали измерение лишь мгновенной скорости, а штрафы за превышение средней скорости отсутствовали в административной практике. В 2012 году начали появляться первые комплексы, измеряющие скорость транспортного средства (ТС) на протяженном участке — «среднюю скорость» косвенным методом: по времени, за которое была преодолена дистанция между рубежами контроля.

Сейчас измерение средней скорости не является редкостью. Более того, многие производители внедрили в свои разработки функции комбинированного измерения скорости, т. е. одновременное измерение средней и мгновенной скоростей.

Одновременное измерение мгновенной и средней скорости движения максимально эффективно, поскольку водители вынуждены соблюдать скоростной режим на всем протяжении зоны контроля, а не только на рубежах контроля.

Фактически тип измерения скорости определяется принципом измерения параметров транспортного средства (ТС). Среди принципов измерения параметров автотранспорта ГОСТы выделяют: радиолокационные, лазерные, с измерением по видеокадрам (видеосигналу), индуктивные, магнитные, пьезоэлектрические, хронометрические, комбинированные.

С помощью радиолокации комплексы измеряют мгновенную скорость. Работа радиолокационных или радарных комплексов основана на эффекте Доплера, измеряются изменения частоты сигнала, отраженного от объекта. Самостоятельно радар, естественно, не может зафиксировать ТС, поэтому в его составе в любом случае необходимо применение видеокамеры.

Последние несколько лет также начали появляться комплексы, измеряющие моментальную скорость по видеокадрам. Такие комплексы дешевле и не обнаруживаются радарами-детекторами, однако погрешность измерения скорости напрямую зависит от точности калибровки и стабильности положения комплекса на опоре. А преимущество комплексов без радара не очевидно, поскольку в программах навигации и в премиум радарах-детекторах есть регулярно обновляемые базы точек установки комплексов.

Для измерения средней скорости ТС применяется хронометрический метод, который как раз и предполагает использование зонального контроля на протяженных между рубежами участках дороги.

Комбинированный метод представляет собой совокупность нескольких вышеуказанных методов измерения с целью повышения достоверности, уменьшения погрешности и снятия других ограничений. Другие методы измерения в России получили очень ограниченное применение.

Распознавание автономеров

Распознавание государственных регистрационных знаков (ГРЗ) является важнейшей характеристикой комплексов. Большинство производителей заявляют, что их комплексы распознают номера с точностью до 98%.

В то же время на рынке представлено несколько десятков библиотек для распознавания номеров ТС. В том числе т.н. «свободные библиотеки», доступные для бесплатного скачивания и для разных языков программирования. Примеры таких проектов: Opos (C#), JavaANPR, Automatic License Plate Recognition (C#) и другие. Многие из них используют в качестве основы библиотеку компьютерного зрения OpenCV.

Эти и другие библиотеки прекрасно работают с операционными системами Windows, поэтому позволяют собрать простейший комплекс буквально «на коленке». Впрочем, производители используют аналитику собственной разработки. Тем более что для функций, отличных от распознавания ГРЗ (нарушения на пешеходном переходе, нарушения на перекрестке и т. д.), потребуются другие алгоритмы. Они в любом случае уникальны для каждого разработчика.

В 2018 году многие производители стали использовать в модуле распознавания ГРЗ технологию нейронных сетей. Эта технология обеспечивает возможность быстрого обучения системы распознавания новым форматам ГРЗ, без необходимости трудоемкой разработки новых подключаемых модулей.

Функция фиксации автомобилей без ГРЗ при проведении розыскных мероприятий позволяет оператору обнаружить разыскиваемый автомобиль, даже если его регистрационный номер был сделан неразличимым. Фиксировать автомобили с неразличимым номером в принципе могут комплексы ФВФ всех типов, хотя у некоторых производителей данный функционал и не реализован.

Движение по полосам

Довольно важный параметр также — количество контролируемых полос. Комплексы ФВФ первого поколения обеспечивали фиксацию транспортных средств только на одной полосе движения. Поскольку ранние измерители скорости имели ограниченные возможности по различению целей, параметры комплекса рассчитывались таким образом, чтобы в кадр мог попасть только один автомобиль. При необходимости контроля нескольких полос требовалась установка нескольких измерительных блоков (по одному на каждую полосу) на ферменной конструкции над дорогой. Подобная технология применяется вплоть до настоящего времени в ряде комплексов с внешним вычислительным блоком.

Появившиеся несколько лет назад многоцелевые комплексы обеспечивают одновременный контроль до 6 полос движения посредством одного измерительного блока. В этом случае измерительный блок может устанавливаться сбоку от дороги, например на опоре уличного освещения, что существенно упрощает и удешевляет монтаж, а также обеспечивает более гибкий выбор мест установки. Помимо этого внедрение многоцелевых измерителей скорости позволило увеличить количество полос, контролируемых одним передвижным комплексом, с 1 до 2-4, а также обеспечить работу таких комплексов в двух направлениях одновременно.

Несмотря на то что одна камера сегодня уже способна контролировать до 8-10 полос, в России наиболее популярны недорогие комплексы, фиксирующие 2-3 полосы движения.

ЛАЙФХАК ЗАКАЗЧИКУ

Хотя большинство камер ФВФ имеет разрешение Full HD и выше, важно понимать: рост разрешения не всегда приводит к росту качества. Тем более что постановления печатаются на принтере, не дающем фотографического качества. В этом плане возможности камер по работе в темное время суток гораздо важнее, чем их разрешение.

Опытные заказчики для экспресс-определения качества работы комплексов запрашивают ночные снимки в отсутствие уличного освещения. Результат считается удовлетворительным, если возможно определить марку ТС.

Задача усложняется тем, что ГОСТ требует применять только такую подсветку на камере, которая не ослепит водителей. В отличие от зарубежных стран применение видимых вспышек не допускается. Поэтому в российских комплексах ФВФ применяются встроенные или внешние ИК-прожекторы.

Скачать pdf


Был ли вам полезен данный материал?


Как заработать на комплексах

Вопрос номера:
Как построить
«Умный город»?

Герой номера:
Георгий Генс,
основатель группы компаний ЛАНИТ

Продукт номера:
Облачные сервисы CCTV в России

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3051 s
queries: 147 (0.0241 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.