«Безопасный Курск». Город-герой

05 июля 2019, 23:55    706

В адрес редакции журнала RUБЕЖ пришло приглашение из администрации Курской области — посетить Курск и протестировать работу комплекса «Безопасный город» и сопряженных с ним систем. Репортаж получился по-настоящему уникальным — хозяйственный и добросовестный подход местных властей позволил развить комплексную систему безопасности в отдельно взятом регионе без финансовой поддержки из федерального бюджета.

Комитет региональной безопасности

10.00.

После небольшой прогулки мы направляемся в Комитет региональной безопасности. Именно здесь, под руководством заместителя губернатора Михаила Горбунова, сосредоточена вся организационная деятельность по строительству систем безопасности в области.

Михаил Николаевич приветствует нас и рассказывает про родную область. Да, именно родную, потому что ключевые посты в областной администрации занимают куряне. Отсюда особое отношение: «неваряжское».

«Особенностью Курской области является ее приграничный статус. На западе мы граничим с Украиной. Сами знаете, какая там сейчас ситуация. Поэтому безопасность для нас на первом месте,— рассказывает Михаил Николаевич. — На ней мы не экономим и ищем способы административной и финансовой поддержки постоянно. Огромное значение имеют люди, именно сложившаяся команда позволила построить системы безопасности, в том числе «Безопасный город».

Теперь на очереди Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН) и Ситуационный центр губернатора»

10.30

Человек занятой, Михаил Горбунов передает нас в руки своего первого заместителя Людмилы Шаталовой. «Людмила Леонидовна стояла у истоков АПК БГ. Она введет вас в курс дела», — завершает встречу Горбунов.

Людмила Леонидовна с нескрываемым интересом изучает специальный выпуск журнала RUБЕЖ, посвященный теме построения АПК «Безопасный город». «Курская область сразу вошла в число пилотных регионов по построению АПК «Безопасный город». Многое приходилось и приходится делать в отсутствие всякой базы, в том числе нормативно-правовой. Однако наш опыт можно считать удачным. В этом вы сегодня убедитесь», — со знанием дела говорит Людмила Леонидовна.

По ее рассказу понятно сразу — у городских властей Курска насчет безопасности есть понятная стратегия и четкий план ее реализации.

Как поясняет Шаталова, в первую очередь средства будут вкладывать в создание и развитие функционала комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН), по ходу работы и возникновению потребностей расширяя и модернизируя аппаратную часть.

Уже в 2018 году будет модернизирована «Система-112» за счет получения от МЧС России универсального специального программного обеспечения, безвозмездно. Обновление ПО (разработчик — «Протей») позволит использовать некоторые подсистемы «Системы-112» для работы КСОБЖН на первых порах — например, геоинформационную подсистему, транспортную подсистему, подсистему информационной безопасности, вычислительные мощности, а также обеспечить сопряжение с соседними субъектами РФ и АПК «Безопасный город» в муниципальных образованиях.

В то же время на высвободившиеся из «Системы-112» мощности будет инсталлирована Интеграционная платформа КСОБЖН. Муниципалитеты подключатся к региональной платформе по централизованному принципу и получат сервис АПК «Безопасный город» без развертывания на своей территории дорогостоящих центров обработки данных.

«Также в 2018 году мы спланировали в КСОБЖН создание собственной платформы видеоконференцсвязи, что позволит заложить основу Подсистемы обеспечения координации и взаимодействия, собирать собственные видеоконференции, управляя ими из Мониторингового центра, используя при этом уже существующее в регионе программно-аппаратное обеспечение на местах.

На этом этапе планируется приобретение 60 лицензий, чтобы организовывать видеоконференции 19 региональных органов исполнительной власти, 33 муниципалитетов и 8 территориальных органов федеральных исполнительных органов власти, т. е. весь основной состав абонентов»,— говорит Людмила Шаталова.

На втором этапе внедрения системы в 2019 году планируется:

  • создание видеоплатформы для получения видеоинформации от муниципальных сегментов АПК «Безопасный город», обработку и хранение такой информации, а также трансляцию ее в заинтересованные службы и ведомства;
  • внедрение Подсистемы информирования и оповещения, которая позволит замкнуть существующие в области средства информирования и оповещения в единый контур управления;
  • работа по модернизации Подсистемы информационной защиты. До 2019 года будут использоваться существую щие средства информационной защиты «Системы-112».

На третьем этапе в 2020 году планируется:

  • внедрение подсистемы видеоаналитики, которая существенно расширит возможности видеоплатформы и автоматизирует множественные процессы, а также позволит предоставить все необходимые видеосервисы для муниципальных сегментов АПК «Безопасный город»;
  • внедрение подсистемы комплексного мониторинга;
  • внедрение подсистемы поддержки и принятия решений;
  • внедрение геоинформационной интеграционной подсистемы;
  • завершение модернизации системы информационной безопасности.

Таким образом, будет фактически закончено формирование основного комплекса функционала КСОБЖН.

На четвертом этапе в 2021 году планируется приобретение программно-аппаратных средств, которые полностью сформируют функциональный облик КСОБЖН Курской области. Также на этом этапе запланирована серьезная модернизация имеющейся транспортной сети с учетом поддержки дальнейшего развития как самого КСОБЖН, так и муниципальных сегментов АПК «Безопасный город».

На пятом этапе в 2022 году запланировано оснащение Мониторингового центра дополнительными средствами аудиовизуализации, т. к. к этому времени система КСОБЖН должна заработать на полную мощность и потребуется внедрение средств, способных облегчить работу персонала центра.

Делится Людмила Шаталова и данными по финансированию проекта: «В рамках государственной программы Курской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением администрации Курской области от 11.10.2013 № 723-па, в соответствии с проектом планируется израсходовать на построение КСОБЖН (АПК) более 186 млн рублей из регионального бюджета».

Цифры и планы впечатляют. Теперь нам предстоит своими глазами убедиться в том, что уже реализовано. Людмила Шаталова знакомит нас с планом визита на объекты комплексной системы безопасности Курска. В течение одного дня нам предстоит посетить:

  • Мониторинговый центр Курской области;
  • Центр обработки вызовов экстренных оперативных служб Курской области;
  • МКУ «Управление по делам ГО и ЧС при Администрации г. Курска» (АПК БГ и Единый центр оперативного реагирования);
  • диспетчерский центр АО «РЦНУ по Курской области» (диспетчерский центр региональной информационно-навигационной системы (РНИС) Курской области, федеральный фильтрующий контактцентр «ЭРА-ГЛОНАСС).

Людмила Леонидовна приглашает в кабинет и знакомит нас с нашим гидом по «Безопасному Курску»— им будет начальник Мониторингового центра Евгений Пустовалов.

Мониторинговый центр

11.00

Осмотр начинаем с Мониторингового центра. Благо далеко ходить не нужно — центр создан здесь же, на базе Комитета региональной безопасности. Мониторинговый центр создан в 2015

году. Сейчас в его состав входят:

  • отдел комплексного мониторинга и выработки превентивных мер;
  • отдел использования результатов космической деятельности;
  • отдел по работе с территориальным страховым фондом;
  • отдел обеспечения деятельности Сети наблюдения и лабораторного контроля;
  • химико-радиометрическая лаборатория.

«Мы вам покажем работу первых двух, так сказать, «боевых» отделов»,— говорит Евгений Пустовалов. Евгений поясняет, что к основным задачам центра относятся:

  • интеграция автоматизированных систем и формирование единого информационного пространства в целях комплексной безопасности на территории области;
  • межведомственное взаимодействие и информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти области в сфере комплексной безопасности;
  • мониторинг, анализ и своевременное выявление предпосылок к возникновению кризисных ситуаций;
  • определение оптимального комплекса мероприятий по снижению и преодолению последствий рисков, локализации и ликвидации последствий от рисков, а также минимизация ущерба от них.

Деятельность центра выглядит всеобъемлющей, и Евгений пытается объяснить проще: «Мы аккумулируем данные из множества источников, в том числе от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций региона независимо от их организационно-правовой формы собственности. Вся информация после анализа и систематизации превращается в статистику, ее мы используем для прогнозирования ЧС и т.д. Ежедневно готовим оперативный отчет для заместителя губернатора. Когда будет создан Ситуационный центр губернатора, будем передавать информацию туда».

КОСМОС в муниципальном управлении

 Курск — единственный на сегодня город в России, где в рамках городского управления применяют Систему комплексного использования результатов космической деятельности (СКИ РКД). Местные инженеры в партнерстве с федеральными внедрили уникальную для регионов практику использования и обработки спутниковых снимков. По словам начальника отдела использования результатов космической деятельности Александра Калюжного, система была запущена в 2017 году.

«Потребность в системе возникла из-за необходимости интеграции различных систем и сервисов на единой геоинформационной подложке. Работа по созданию СКИ РКД началась еще в 2014 году, костяк системы разработала московская компания ООО «НПК РЕКОД», — говорит Калюжный.

Благодаря cоглашению комитета региональной безопасности Курской области с Роскосмосом отдел Калюжного может получать космические снимки Курской области, а получение топографических данных возможно благодаря cоглашению с Роскартографией. СКИ РКД также активно обменивается информацией с 5 городами и 28 муниципалитетами Курской области.

Ядро системы состоит из открытого и закрытого контуров. Закрытый работает через закрытую подсеть Курской области. К нему подключены четыре базовые подсистемы: лесного и сельского хозяйства, экологии, территориального планирования. А также 5 информационных подсистем:

  • ЖКХ и ТЭК;
  • образования;
  • промышленности, транспорта и связи;
  • социального обеспечения;
  • молодежи и туризма.

«Доступ к закрытому контуру есть у нас и у органов региональной власти. К открытому контуру подключены внешние системы мониторинга, предприятия, оттуда информацию может получать население. Сервер системы расположен здесь, на территории Мониторингового центра. Вскоре для работы с нашими данными станет доступно мобильное приложение для оперативного внесения информации на геопортал системы с любой точки области», — говорит Калюжный.

Информация от базовых и информационных систем загружается на сервер Мониторингового центра и выводится на геопортал региона.

12.00

С сожалением работники Мониторингового центра отмечают, что снимки в высоком разрешении удается получать с большим трудом.

«Получение обработанных снимков в высоком качестве идет с задержкой до семи дней. Но в этом году нам удалось использовать снимки во время паводка, для отслеживания его масштабов. Звонили каждый день по несколько раз. Получили снимки вовремя и передали их в ЦКУС»,— не скрывая гордости говорит Александр Калюжный. Причина заминки лежит в сложности алгоритма заказа обработанных снимков у Научного центра оперативного мониторинга Земли, а также в немногочисленности спутниковой группировки. У России всего два спутника, которые могут делать снимки в высоком качестве, — это «Ресурс-П» (разрешение до 2-3 метров) и «Канопус» (разрешение до 5-6 метров). Сравнительно проще добыть снимки с «Метеора-М», но их разрешение составляет всего около 60 метров.

«Снимки с «Метеора» подходят для мониторинга ситуации по области в целом, но для более точной информации они не годятся. Например, для получения информации по сельскому хозяйству нужны очень хорошие снимки. Анализируя их с помощью специального ПО, можно определить, взошли ли озимые на полях. Также мы можем по ним определить не только границы поля, но и количество фосфора, калия и других веществ в почве», — объясняет начальник отдела космического мониторинга.

Сейчас ПО для такого анализа используется центром в тестовом режиме, но на ближайшее время запланирована его закупка. Закупка софта ускорит работу, т. к. достаточно будет получить необработанные снимки, а обработку производить уже на месте. А своевременное получение данных сэкономит бюджету огромные средства. Отпадет необходимость постоянных выездов на местность.

Тем временем сотрудники продолжают знакомить нас с результатами работы системы. Мы переходим с одной веб-страницы геопортала на другую. Речь заходит уже непосредственно о безопасности. На геопортал подгружаются данные по промышленным объектам, ТРЦ, социальным учреждениям области. В новой вкладке браузера мы видим, как, кликнув на значок ТРЦ, можно получить данные по собственникам помещений, количеству арендаторов, численности персонала, увидеть план эвакуации объекта.

Не удерживаемся и спрашиваем: «А поступают ли данные по исправности систем безопасности, хотя бы пожарной?»

Мониториновый центр. Оперативный зал

12.30

С работой оперативного зала Мониторингового центра нас знакомит Сергей Барышников, начальник Отдела комплексного мониторинга, выработки превентивных мер. Название зала говорит само за себя, здесь собирается оперативная информация по области, в том числе от АПК «Безопасный город».

Три специалиста зала работают в круглосуточном режиме. А средняя обновляемость данных от мониторинговых систем — один раз в 15 минут. Мы останавливаемся за спиной хрупкой девушки-оператора, перед которой расположено сразу несколько экранов.

«Функции специалиста по мониторингу автоматизированных систем, информационных ресурсов, взаимодействию с ЦУКС включают в себя, например, мониторинг радиационной обстановки на территории области. Всего в области расставлено 18 датчиков. Как вы знаете, в нашем регионе есть атомная станция, в радиусе 30 км от нее расставлены датчики, кроме того датчики установлены в районах области, с учетом розы ветров. Ведь на северо-западе Воронежской области еще одна АЭС, а на юго-востоке от нас и вовсе Чернобыль»,— говорит Сергей Барышников.

Оператор наводит курсор на один из датчиков. Машина выдает число 0,21 микрозиверта, что не превышает норму. 0,3 микрозиверта— это предупредительный уровень, система обозначает его желтым, а 0,6 микрозиверта — это уже аварийный уровень радиации, датчик на мониторе загорится красным.

Здесь же можно посмотреть данные от навигационной системы «Сирена-Дельта», она предшествовала ГЛОНАСС, использует данные GPS, но до сих пор эксплуатируется. В основном к системе подключен общественный транспорт, маршрутные такси, а также «скорая помощь», пожарные автомобили и т.д.

Сергей Барышников поясняет: «У этой системы есть интересные функции. Например, система связана с пожарными сигнализациями на ряде объектов, и данные по их сработке приходят в единый центр оперативного реагирования, а также к нам. Примерно 20% объектов Курска заведены в систему. Стационарные объекты — объекты массового пребывания, торговые центры, больничные стационары, школы и т. п., а также подвижные объекты — автомобили, спецтехника, школьные автобусы».

По договору о взаимодействии с ФКУ «Упрдор Москва-Харьков» в Курске осуществляется мониторинг метеообстановки и состояния дорожного покрытия. Девушка-оператор демонстрирует картинку с комплексов фотовидеофиксации. Затем — показания приборов метеорологического мониторинга, по ним видно: скоро будет дождь. Другие специалисты собирают информацию о состоянии промышленной инфраструктуры, критически важных, потенциально опасных объектов, состоянии инфраструктуры ЖКХ, собирают и обрабатывают данные о химической и бактериологической обстановке, взаимодействуют с местными органами исполнительной власти. Посредством использования информационной системы дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства осуществляется наблюдение за лесопожарной обстановкой, а посредством взаимодействия с ЦУКС поступает информация о возникновении или угрозе ЧС.

В отделе комплексного мониторинга работа не утихает никогда. Из порядка десяти специалистов трое работают посменно в круглосуточном режиме. За специалистами зала также закреплена функция сбора и представления Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации информации о состоянии безопасности дорожного движения в Курской области, обработка инициатив граждан. Например, если жителей не устраивает отсутствие пешеходного перехода в каком-либо месте, можно подать заявку на информационном ресурсе «Безопасные дороги.рф».

Для этого всего лишь надо зарегистрироваться на портале госуслуг. На момент нашего осмотра в системе было зарегистрировано 9 инициатив. По четырем из них органы исполнительной власти приняли меры по устранению замечаний, представили ответ заявителю, остальные инициативы находятся на рассмотрении.

В штатном режиме идет подготовка справки-доклада для вышестоящего руководства. Такая справка включает:

  • информацию о метеорологической, гидрологической, лесопожарной обстановке, штормовые предупреждения;
  • анализ происшествий за прошедшие сутки;

«Система-112»

13.30

Чадаев Вячеслав Лаврентьевич, заместитель начальника ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области», встречает нас в боевом режиме: «Ребятки, времени совсем нет, вы у нас не первые, у меня сейчас из «скорой помощи» люди, потом еще, поэтому я быстро расскажу вам по нашим основным системам и особенностям».

«Система-112» Курска уже пятый год находится в промышленной эксплуатации. Строило систему санкт-петербургское НПО «Протей». Программное обеспечение от этого же разработчика стоит сейчас уже где-то в 30 субъектах. Постановлением Администрации Курской области от 26 августа 2014 года № 544-па оператором «Системы-112» Курской области является ОКУ «ЦОД ГОЧС Курской области».

Мы находимся в оперативном зале центра обработки вызовов (ЦОВ) экстренно-оперативной «Службы 112-ГЛОНАСС». Сюда поступают вызовы для экстренных служб и служб жизнеобеспечения: пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, газораспределения, службы антитеррора, службы реагирования в ЧС, а также водоканала, теплосетей и электросетей.

«Знаете, например, в Татарстане, если звонишь в «112», то тебе говорят: для соединения с полицией нажмите 2, для соединения с пожарными — нажмите 1. Разве человеку в чрезвычайной, да и просто жизненной ситуации до этого, сможет ли он сообразить, что там нажимать. Такая особенность зависит от архитектуры системы. У нас в Курской области реализован совмещенный вариант построения системы. Он обладает надежностью за счет автономности распределенных центров приема и обработки вызовов, исключает потерю вызова, т. к. не принятый на территориях по каким-либо причинам вызов после 3-го сигнала принимается в нашем центре. Благодаря чему время ожидания ответа оператора не превышает 20 секунд.

Здесь или в ЦОВ на местах оформляется унифицированная карточка информационного обмена (УКИО), мы ее передаем экстренным службам, в случае необходимости соединяем с ними», — рассказывает Чадаев.

Данный центр имеет областное значение. Подчиненные центры расположены в 5 городах и 28 муниципалитетах региона. В районных центрах работают по два диспетчера, когда они перегружены, звонки проходят в региональный центр.

В региональном центре десять автоматизированных рабочих мест. Одно из них занимает штатный психолог, одно— старший диспетчер, два места закреплены для диспетчеров с ограниченными возможностями, на остальных — обычные диспетчеры.

Перед каждым диспетчером мониторы и IP-телефон, по которому можно дозвониться до диспетчера экстренной службы по прямому каналу связи. «Система-112» в Курской области реализована по централизованной схеме с элементами децентрализации, ЦОВ дублирован резервным ЦОВ. Серверное ядро применено на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных с источниками гарантированного электропитания.

Система включает шесть функциональных подсистем:

  • телекоммуникационную — обеспечивает прохождение вызовов и сообщений;
  • информационно-коммуникационную — обеспечивает хранение и операции с данными;
  • консультативного обслуживания — оказывает информационно-справочную помощь по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • геоинформационную — отображает на основе электронных карт характеристики территории и местонахождение устройства, с которого произведен вызов, а также отображает транспортные средства экстренных служб;
  • мониторинга — предназначена для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», а также в системе «Ространснадзор-112» и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;
  • обеспечения информационной безопасности. Реализована интеграция с системами ГЛОНАСС и «ЭРА-ГЛОНАСС», системами радиационного, химического, пожарного, инженерного мониторинга.

Персонал «Системы-112» составляет 830 человек:

  • ЦОВ-112 и РЦОВ — 38 диспетчеров;
  • ЕДДС-112 городов и районов — 190 диспетчеров;
  • ДДС экстренных оперативных служб: пожарной охраны— 180 диспетчеров; полиции — 162 диспетчера; скорой медицинской помощи — 156 диспетчеров; газовой службы — 60 диспетчеров; службы «Антитеррор» — 4 диспетчера, психологической службы — 5 диспетчеров;
  • ДДС служб жизнеобеспечения — 25 диспетчеров;
  • ДЦС для глухих— 5 диспетчеров-переводчиков ЦОВ с российского языка жестов;
  • Диспетчерская служба проекта «Наш случай» — 5 диспетчеров.

В сердце «Безопасного города»

14.30

Наша следующая остановка — Управление по делам ГО и ЧС при Администрации города Курска. Именно здесь построен опытный образец «Безопасного города». Строго, по-военному, приветствует нас заместитель начальника учреждения Виталий Лазарев.

Сразу при входе в здание нас встречает застекленная витрина с двумя десятками дипломов и наград. Все они получены учреждением за внедрение передовых систем безопасности.

«Одними из первых в стране мы построили в Курске ЕДДС 112, затем были «пилотами» во многих других начинаниях, в том числе по внедрению АПК БГ», — видя наш интерес, комментирует Лазарев.

За неприметной дверью открывается просторный зал с видеостеной и оборудованными планшетами рабочими местами. В случае ЧС или другой необходимости глава города и члены комиссии по ЧС смогут отсюда контролировать ситуацию в режиме реального времени. В соседней с залом комнате работают операторы собственно АПК «Безопасный город», диспетчеры «Системы-112» по городу Курску, специалисты технической поддержки указанных систем. Все в совокупности образует Единый центр оперативного реагирования.

«Сейчас в тестовом режиме отсюда осуществляется мониторинг оперативной обстановки. Все события, которые поступают к диспетчерам, переводятся в систему АПК БГ. Если вкратце — это работает так: создается карточка события, она при помощи функционала «Безопасного города» распространяется на все службы, одновременно мы отслеживаем обратную связь по ситуации, т. е. службы выехали, и мы видим передвижение специальных транспортных средств, получаем информацию от реагирующих подразделений, они сообщают о необходимых и задействованных силах и средствах, время выезда, докладывают оперативную обстановку»,— живописует Виталий Лазарев.

Платформу для АПК «Безопасный город» в Курске развернули на базе решений компании «Техносерв». Припоминая, что по «Системе-112» работает «Протей», задаем вопрос: «А как удалось интегрировать системы от разных разработчиков?»

Виталий Лазарев отвечает честно, по-военному конкретно: «Пока удалось осуществить интеграцию только на организационном уровне, т. е. на программном уровне технического сопряжения пока нет. При поступлении карточки в «Системе-112» информация выводится на экран. Оператор «Безопасного города» эту информацию заносит в специальную карточку». Подрядчиком по АПК БГ в Курске выступил «Ростелеком» и передал строительство на субподряд «Техносерву» по рекомендации МЧС. «Систему-112» еще раньше успел построить «Протей». Программное сопряжение двух систем  компании пытаются осуществить с 2016 года, но никак не могут найти общий язык. В учреждении не скрывают, что имеют целый список недостатков существующей системы «Техносерва», выявленных в ходе опытной эксплуатации, невозможность интеграции АПК БГ с «Системой-112» этот список возглавляет.

Но Лазарев верит в победу: «У нас контракт на построение АПК «Безопасный город» до 2020 года. Отдельным пунктом прописано устранение замечаний и доработка программного обеспечения по итогам опытной эксплуатации. Так что, думаю, проблему сопряжения мы решим. В целом, тем, кто строит АПК БГ с нуля, проще, они могут все реагирование сосредоточить на комплексе».

В Управлении по делам ГО и ЧС— в местном ЕДДС — также несут дежурство диспетчеры «Службы 112». Интересуемся, как звонки граждан распределяются между Центром обработки вызов под руководством Вячеслава Чадаева и Мониторинговым центром АПК «Безопасный город».

В который раз получаем конкретный и понятный ответ. Звонки по вызову экстренных служб обрабатывает ЦОВ, а в ЕДДС Курска переадресуется информация по нарушению процессов жизнедеятельности населения, это в основном ЖКХ, нарушения водо-, газоснабжения и т.д. Плюс сообщения, связанные с негативными факторами от природных явлений, например падения деревьев.

«У нас сейчас в АПК БГ 57 агентов, это и органы местной власти, и федеральной, управляющие компании и т.д. Но мы имеем доступ ко всем карточкам ЦОВ, к их серверу», — поясняет Виталий Лазарев.

15.00

Чтобы не мешать диспетчерам, возвращаемся в зал видеоконференцсвязи, где Виталий Лазарев демонстрирует на видеостене, какие службы «подцеплены» к АПК «Безопасный город» Курска.

В Курской области разные системы мониторинга строятся с 2005 года. Курск отмечен не только внедрением систем безопасности, но и их разработкой на техническом и руководящем уровне. Здесь некогда командовал МЧС Сергей Кададов — сейчас заместитель министра, здесь располагался один из филиалов ВНИИ ГОЧС.

Именно курские умельцы разработали радиоканальную систему пожарной сигнализации «Сирена-Дельта». Она внедрена на местных крупных объектах, например в торговом центре «Европа» (сам ТРЦ — один из крупнейших в мире и достоин отдельного подробного рассказа). Данные с «Сирены» приходят в Мониторинговый центр «Безопасного города». Лазарев приводит конкретный пример: «Большинство камер пока не способно анализировать. Но в некоторых местах мы уже отслеживаем индикацию оставленных предметов, толпы. И даже такой эффект от систем видеонаблюдения ощутим. Регулярно предоставляем видеозаписи из архива в распоряжение дознавателей. Недавно на основе изучения записей удалось раскрыть хищение. Ехал грузовик, в его кузове уличная камера засекла странный груз— 28 чугунных люков от колодцев. Автомобиль проверили по базе номеров, связались с хозяином, потом с арендатором, люки вернули на место».

Прямо при нас в архиве находят запрошенное видео по ДТП, белое такси подрезает черный автомобиль. Теперь видеозапись будет передана дознавателю, и таксисту придется отвечать. Первоначально системы видеонаблюдения для Курска сделаны на решении Orwell от ELVEES NeoTek. Сейчас для интеллектуальной аналитики в городе внедряют решения от компании «СТАБКОМ».

«Технологически сейчас нет каких-либо ограничений по количеству подцепленных к «Безопасному городу» камер, другое дело, что камеры с аналитикой устанавливать довольно дорого, ведь платить нужно за каждый канал. Бюджет какого-нибудь сельского поселения просто не может позволить себе такие траты, — добавляет Лазарев и высказывает, кажется, общую точку зрения всей Курской администрации. — Должен быть единый продукт для муниципалитетов. Допустим, его в центре разработали, выбрали, согласовали и направили в муниципалитеты с соответствующей финансовой поддержкой. Тогда системы удалось бы развернуть быстро и повсеместно, не было бы проблем с интеграцией».

На вопрос о возможности привлекать частные средства или работать по сервисной модели, когда городской бюджет платит только за полученное изображение, Лазарев приоткрывает завесу над одним из перспективных проектов.

«Мы немного по другой траектории сейчас планируем привлечь частные средства — через домофоны, объединенные с «Системой-112» и системой оповещения. Есть подрядчики, заинтересованные свои домофоны поставить, чтобы потом вернуть деньги. Схема уже стала массовой в Липецке, в Курске опробована пока на 9 домах».

Уличные панели таких домофонов позволяют жителю или даже прохожему без помощи мобильного телефона связаться с «Системой-112». Устройства, установленные в квартирах, могут использоваться для оповещения населения не только о ЧС, но и, например, об отключении горячей воды. Поставщиками решения выступают липецкая компания «Бином» и московская компания «Форсаж». Жильцам решение обойдется в небольшое увеличение платы за услуги домофонии или в одноразовый платеж в размере 800 рублей.

Еще одно направление, делится с нами Лазарев, это работа в партнерстве с Ростелекомом по комплексам фотовидеофиксации. Сейчас концессионное соглашение проходит стадию рассмотрения. В случае одобрения провайдер установит камеры за свой счет и будет получать часть денег от штрафов. Но это тема до конца не проработанная, т. к. штрафы поступают в региональный бюджет, а в России на сегодня отсутствуют механизмы перераспределения средств из регионального бюджета на «Безопасный город». То есть город не может взять из этих поступлений даже на обслуживание и оплату аренды камер. Необходимы корректировки в федеральном законодательстве, иначе АПК «Безопасный город» так и будет буксовать при практической реализации того, что задумано в концепции, признает Лазарев.

Секретный контакт-центр

16.00

Конечная остановка в нашем путешествии по комплексной системе безопасности — Диспетчерский центр АО «РЦНУ по Курской области».

Исполнительный директор РНИЦ Александр Гладких рассказывает, что под одной крышей здесь работают диспетчеры региональной информационно-навигационной системы (РНИС) Курской области и федерального фильтрующего контакт-центра «ЭРА-ГЛОНАСС». Сегодня таких контакт-центров в России действует всего три: в Москве, Костроме и Курске. В них задействованы 74 сотрудника, которые на связи находятся круглосуточно и работают посменно на 14 рабочих местах.

«В подробности относительно «ЭРА-ГЛОНАСС» я не имею права вдаваться, это федеральная система стратегического назначения. Но вы видите и слышите— телефонные вызовы приходят постоянно. Ведь кнопка в автомобиле сработает, даже если человек потерял сознание при аварии. После удара автоматически включается дозвон водителю, если тот не отвечает, то диспетчер принимает решение направить не только спасательную службу, но и «скорую помощь» на место аварии. Иногда люди звонят, заблудившись, спрашивают, как проехать. Помогаем и им», — рассказал Александр.

«Для АПК «Безопасный город» мы выполняем важную функцию: передаем географическую информацию по месту вызова экстренных служб. Фактически мы эксплуатируем не только ГЛОНАСС, но и GPS, например в системе «Сирена Дельта», — говорит Александр Гладких.

Оператор может сориентировать экстренные службы, какая карета «скорой помощи» находится ближе всего к пострадавшему. А потом предоставить данные о действиях бригады, сколько составило время прибытия, в какую больницу доставили пострадавшего и т.д., весь процесс от момента получения сообщения локализуется и фиксируется. В диспетчерском центре расположена видеостена, на нее может быть выведено любое рабочее место оператора.

КСОБЖН — всему голова

17.00

Мы возвращаемся в Комитет региональной безопасности, нас встречает начальник отдела межведомственного взаимодействия по вопросам создания, функционирования КСОБЖН (АПК БГ) Олег Денисов. Много раз, услышав за день про КСОБЖН, не смогли не спросить: «Какое место в КСОБЖН займет АПК «Безопасный город» Курска? Как вообще соотносятся эти понятия?»

«На сегодняшний день концепция предусматривает три варианта построения АПК БГ на уровне региона. Централизованный, когда существует одна базовая платформа, в которую стекается вся информация. Децентрализованный, когда в каждом муниципалитете создается своя интеграционная платформа и в ней обрабатываются данные по муниципалитету.

Человек с многолетним опытом работы, Денисов болеет душой за свое дело. Не может скрыть разочарования по поводу неразберихи, с которой приходилось сталкиваться на протяжении последних лет. Одно только согласование технических заданий чего стоило, вспоминает начальник отдела межведомственного взаимодействия. Но Денисов не отчаивается — по собственному городу он знает: практика и желание достичь результата в конце концов побеждают любую бюрократию.

Скачать pdf


Был ли вам полезен данный материал?


«Безопасный Курск». Город-герой

Вопрос номера:
Как построить
«Умный город»?

Герой номера:
Георгий Генс,
основатель группы компаний ЛАНИТ

Продукт номера:
Облачные сервисы CCTV в России

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4152 s
queries: 142 (0.0665 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.