Безопасность территорий переведут в «цифру»

05 июля 2019, 23:39    472

За последние 20 лет на территории субъектов РФ были созданы десятки слабо интегрированных информационных систем. Подобный «цифровой феодализм» мешает слаженной работе чрезвычайных служб и своевременному реагированию в кризисных ситуациях. Для решения указанных проблем 2 марта 2017 года МЧС России приняло решение актуализировать концепцию Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН), с учетом интеграции с АПК «Безопасный город» и другими информационными системами региона. Работа над концепцией поручена ФГБУ ВНИИГО ЧС (ФЦ).

Успешное проведение в Рио-де-Жанейро в 1992 году конференции по окружающей среде и развитию, а также встреча на высшем уровне, на которой присутствовали главы и представители 179 национальных правительств, положила начало реализации в большинстве стран-участниц основных принципов устойчивого развития. Устойчивость социально-экономического развития любой страны во многом определяется состоянием ее национальной безопасности, т. е. возможностью эффективно противодействовать возникающим вызовам и угрозам.

20 лет спустя, в 2012 году, в итоговый документ конференции ООН по устойчивому развитию, озаглавленный «Будущее, которого мы хотим», были включены положения о том, что вопросы по снижению риска бедствий при устойчивом развитии должны решаться в первоочередном порядке. Необходимость эффективного решения этих вопросов обусловила разработку Сендайской рамочной программы по снижению рисков бедствий на 2015-2030 годы. Она была принята на III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий. При этом одной из 17 стратегических целей ООН в области устойчивого развития стала стратегия «Устойчивые города и населенные пункты».

Именно в рамках тематического блока «Устойчивое развитие городов» Европейская экономическая комиссия ООН в 2012 году сформировала новое направление «Умный и устойчивый город». Где под «умным и устойчивым» понимался город, использующий инновационные технологии и средства для повышения уровня жизни и эффективности деятельности и услуг, а также конкурентоспособности при обеспечении и удовлетворении потребности настоящего и будущего поколений в социальных, культурных и правоохранительных аспектах.

КУДА ВЕДЕТ «ЦИФРОВОЙ ФЕОДАЛИЗМ»

В стратегии национальной безопасности, утвержденной указом президента Российской Федерации № 683 в конце 2015 года, подчеркивается неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Как отметил на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге (ПМЭФ-2017. — Прим. ред) глава МЧС Владимир Пучков, сфера безопасности и устойчивости работы должна развиваться на шаг вперед по сравнению с экономикой, но никак не наоборот: нельзя сначала положить асфальт, а потом делать канализацию.

Важным направлением дальнейшего повышения эффективности обеспечения безопасности жизнедеятельности должна стать цифровая трансформация управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций и происшествий.

За последние два десятилетия на территории субъектов Российской Федерации было собрано и развивалось большое количество слабо интегрированных автоматизированных систем в различных сферах обеспечения безопасности жизнедеятельности. Такие системы, кроме сопряжения друг с другом, должны также взаимодействовать с автоматизированными системами в других областях государственного и муниципального управления, т. к. именно в них формируется основная информация об объектах защиты. Разнородность и независимость этих систем затрудняет их взаимодействие друг с другом и увеличивает общие финансовые затраты на информационное, техническое сопряжение и эксплуатацию.

От такого «цифрового феодализма» снижается эффективность совместного реагирования. Вместе с тем время оперативного реагирования является важнейшим показателем его эффективности. Так, например, статистика ДТП показывает, что из-за отсутствия своевременной помощи умирает от 15% до 20% от общего числа всех погибших.

Как правило, оказанию такой экстренной медицинской помощи предшествуют работа по ликвидации последствий ДТП и спасательные операции. То есть необходимо организовать слаженные совместные действия полиции, пожарных и спасательных подразделений и бригад скорой медицинской помощи — так называемое правило «золотого часа».

СКВОЗНАЯ, КОМПЛЕКСНАЯ И БЕСШОВНАЯ

Цифровая трансформация систем обеспечения безопасности жизнедеятельности должна предусматривать сквозную, бесшовную и комплексную информатизацию процессов антикризисного управления. Она достигается путем сопряжения и автоматического обмена данными между взаимодействующими специализированными системами, автоматизируя его отдельные функции — от сбора данных об обстановке до принятия управленческих решений и доведения задач до исполнителей, консолидацию соответствующих информационных ресурсов и предоставление пользователям в требуемом объеме собранных и обобщенных сведений.

Такой комплексный подход может существенно повысить оперативность и эффективность управления в чрезвычайных ситуациях на основе обеспечения согласованного и слаженного функционирования взаимодействующих систем.

Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН) является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций до 2030 года, утвержденных указом президента России от 11 января 2018 года № 12.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЛЯ РЕГИОНОВ

В концепции региональной информатизации определено, что в сфере безопасности жизнедеятельности необходимо реализовать автоматизированный информационный обмен между органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, территориальными органами федеральной исполнительной власти, органами местного самоуправления и администрациями объектов. В соответствии с концепцией, для решения этой задачи должна использоваться региональная информационная и коммуникационная инфраструктура.

На основе накопленного в субъектах Российской Федерации опыта по созданию АПК «Безопасный город» и КСОБЖН МЧС России в приказе от 2 марта 2017 года поставило задачу актуализировать концепцию комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, с учетом интеграции КСОБЖН и АПК «Безопасный город» в автоматизированную информационно-управляющую систему единого государственного средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы основными целями КСОБЖН в стране должно являться обеспечение следующих национальных интересов: развитие человеческого потенциала в сфере безопасности жизнедеятельности на основе формирования информационного пространства; обеспечение безопасности граждан, развитие взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан и организаций, органов госвласти и органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного, муниципального и кризисного управления.

Основными сегментами в КСОБЖН будут: защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правоохранительный сегмент и сегмент безопасности среды обитания.

Пользователями КСОБЖН являются территориальные органы исполнительной власти, соответствующие региональные и муниципальные органы управления и организации, решающие задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. И, конечно же, пользователями КСОБЖН во всех ее сегментах являются граждане Российской Федерации, а также социально ориентированные общественные объединения в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, КСОБЖН должна представлять собой интегрированную, автоматизированную, организационно-управляющую систему в качестве экосистемы взаимодействующих автоматизированных систем территориальных органов и федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, решающих на территории субъекта Федерации за- дачи мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций, а также поддержки принятия решений по защите от чрезвычайных ситуаций, обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

Центральными компонентами коммуникационной и информационной инфраструктуры будут являться региональный интеграционный центр обработки данных и региональная цифровая платформа, обеспечивающие автоматизированное взаимодействие и консолидацию информационных ресурсов региональных автоматизированных систем, аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», а также тех муниципальных и объектовых систем, которые на местном уровне не интегрированы в аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

Коммуникационные услуги по обеспечению безопасности жизнедеятельности будут предоставляться конечным пользователям через сервисы региональной цифровой платформы. Для полного и качественного удовлетворения потребностей пользователей возможности региональной цифровой платформы должны дополняться привлекаемыми сервисами и информационно-вычислительными ресурсами сторонних провайдеров услуг, в том числе сервисами, предоставляемыми федеральными информационными системами в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Для обеспечения сквозной и бесшовной комплексной информатизации процессов антикризисного управления в рамках цифровой платформы КСОБЖН должны быть реализованы соответствующие функциональные подсистемы:

  • комплексного мониторинга, обеспечивающего сбор и первичную обработку данных от систем контроля различных объектов;
  • приема и обработки сообщений от населения;
  • поддержки принятия управленческих решений в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечения межведомственной координации и взаимодействия оперативных дежурных служб, задействованных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • комплексного информирования и оповещения населения о возникновении или угрозах кризисных ситуаций и происшествий, а также способах защиты от возможных опасностей.

Для разработки прикладного программного обеспечения функциональных подсистем КСОБЖН целесообразно использовать возможности, создаваемые в рамках программы «Цифровая экономика» базовых инфраструктурных платформ и сквозных технологий. Только такой подход позволит существенно ускорить процесс разработки новых сервисов КСОБЖН.

НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

В программе «Цифровая экономика» Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года, подчеркивается, что настоящая программа направлена на создание условий для развития общества знаний, улучшение доступности и повышение качества государственных услуг для граждан как внутри страны, так и за ее пределами. Отмечается, что реализация отдельных направлений по отраслям экономики — в первую очередь в сфере здравоохранения, создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность — будет осуществляться на основе дополнения настоящей программы соответствующими разделами, а также разработкой и реализацией соответствующих планов мероприятий, осуществляемых в рамках системы управления и реализации настоящей программы.

В целях эффективной реализации программы МЧС России считает актуальным цифровую трансформацию процессов антикризисного управления и создание следующих цифровых платформ, обеспечивающих устойчивость социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований. Это цифровая платформа обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, предназначенная для поддержки принятия решения по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания и цифровая платформа мониторинга и прогнозирования кризисных ситуаций и происшествий, предназначенная для обеспечения всестороннего контроля состояния комплексной безопасности на территории субъекта Российской Федерации.

  1. Для достижения поставленных целей предстоит создать единую систему классификации и кодирования информации, представляющую собой совокупность необходимых общероссийских ведомственных, региональных, муниципальных и объектовых классификаторов и словарей, а также правил приведения их в соответствие друг с другом. Выбрать из действующих или создать новые цифровые карты для КСОБЖН, стандартизировать межуровневое и межведомственное взаимодействие на основе единого стека открытых протоколов. Мы должны не просто разработать такой стек, но и обеспечить контроль за соблюдением производителями автоматизированных систем в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания этих стандартов.
  2. Выбрать из действующих или разработать новые типовые программные продукты поддержки принятия решений в кризисных ситуациях, основанные на определенных межведомственной рабочей группой методиках. Сейчас это «цифровой зоопарк».
  3. Разработать унифицированные типовые программно-технические решения для региональных информационных центров обработки данных (РИЦОД) КСОБЖН с использованием российского программного обеспечения на открытых кодах и протоколах.
  4. Создать стенд, включающий типовое программно-техническое решение для РИЦОД КСОБЖН и сопряженных с ним типовых решений по автоматизированным системам: мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций; оповещения и информирования населения об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации; обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 («Система-112»); приема и обработки информации с видеокамер и т. д.
  5. Разработать типовые модели угроз в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения.
  6. Разработать типовой регламент информационного взаимодействия имеющихся федеральных и региональных информационных систем с КСОБЖН, с учетом существующих регламентов межведомственного взаимодействия национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России и «Системы-112».
  7. Разработать типовые ТЗ и технические проекты для создания РИЦОД КСОБЖН, включая раздел антитеррористической защищенности.

 

Скачать pdf


Был ли вам полезен данный материал?


Безопасность территорий переведут в «цифру»

Вопрос номера:
Как построить
«Умный город»?

Герой номера:
Георгий Генс,
основатель группы компаний ЛАНИТ

Продукт номера:
Облачные сервисы CCTV в России

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1884 s
queries: 68 (0.0098 s)
memory: 4 096 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.