В чем сила, град?

07 июня 2018, 12:42    390

В 2017 году Национально-исследовательский институт технологий и связи (НИИТС) подготовил отчет «"Умный город". Ключевые направления, лучшие зарубежные и российские практики, рынок "Умных городов"». Документ содержит наиболее полную аналитику рынка smart-city в России к настоящему моменту.

«Умный город» — концепция использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также анализа данных в реальном масштабе времени во всех сферах деятельности города для повышения уровня его экономического развития и конкурентоспособности, повышения уровня жизни населения и качества услуг, повышения эффективности работы городских служб и инфраструктуры.

«Умный город» неминуемо:

  • становится устойчивым (экологичным) — контролирующим окружающую среду;
  • вовлекает общественность, применяет совместные методы руководства;
  • работает на пересечении разных сфер жизни и городских подсистем;
  • обрабатывает собираемые данные;
  • ставит целью повышение качества сервисов и уровня жизни.

Ключевыми направлениями развития «Умного города» являются:

  • «Умная экономика»
  • «Умная мобильность»
  • «Умная среда»
  • «Умные люди»
  • «Умная безопасность»
  • «Умное здравоохранение»
  • «Умное проживание»
  • «Умное управление»

СТАНДАРТЫ «УМНОГО ГОРОДА»

ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» определяет перечень целевых показателей для оценки уровня развития городов. Переведен на русский язык и утвержден Росстандартом в 2015 году как ГОСТ Р ИСО 37120-2015 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни».

ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» содержит методику оценки коммунальной инфраструктуры «Умных городов».

В настоящее время разработкой международных стандартов «Умного города» занимается 11-я рабочая группа совместного технического комитета Междуна-родной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии (IEC).

В процессе разработки находятся стандарты:

  • 30145-1 «Умный город. Эталонная структура ИКТ. Часть 1. Структура бизнес-процессов Умного города»
  • 30145-2 «Умный город. Эталонная структура ИКТ. Часть 2. Структура управления знаниями Умного города»
  • 30145-3 «Умный город. Эталонная структура ИКТ. Часть 3. Инженерные системы Умного города»
  • 30146 «Умный город. Показатели ИКТ»

СТРУКТУРА РЫНКА «УМНЫХ ГОРОДОВ»

Аналитическое агентство Frost&Sullivan оценивает совокупный мировой рыночный потенциал (прогнозируемый спрос) «Умных городов» в размере $1,5 трлн к 2020 году. При этом, по данным агентства, рынок «Умных городов» в 2020 году будет поделен между основными направлениями рынка в следующей пропорции:

По оценкам компании iKS-Consulting, общий объем финансирования программ развития «Умного города» в России в 2016 году вырос на 6,4% по сравнению с предыдущим годом, превысив 45 млрд рублей. Рост произошел прежде всего благодаря увеличению финансирования системы «Безопасного города» в Санкт-Петербурге, а также вследствие резкого увеличения финансирования программ развития интеллектуальных транспортных сетей. При этом отмечается, что рост финансирования обеспечивается за счет региональных и муниципальных бюджетов, а не федеральных.

Согласно исследованиям компании iKS-Consulting, основными программами финансирования проектов «Умного города» в России являются:

  • программы внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» для улучшения общественной безопасности и охраны порядка в городах;
  • программы развития интеллектуальной транспортной сети для управления городской транспортной сетью и транспортными потоками;
  • программы улучшения энергоэффективности в коммунальной энергетике.

Развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на сегодняшний день является крупнейшим сегментом рынка «Умных городов» России, составляя около 82% всех финансовых средств (около 37 млрд руб. в 2016 г.) При этом свыше половины финансирования в сегменте «Безопасного города» было направлено на развитие московской системы, которая на 85% была профинансирована за счет столичного бюджета.

В сегменте интеллектуальных транспортных сетей в 2016 году общее финансирование составило, по оценкам iKS-Consulting, свыше 5 млрд рублей.

Финансирование решений «Умного города» через программы энергоэффективности остается незначительным — всего около 3 млрд рублей в 2016 году. Основная часть проектов связана с модернизацией систем уличного освещения, чаще всего осуществляемых по схеме энергосервисного контракта. Вследствие ограниченности государственного финансирования в данном сегменте именно эта модель, при которой модернизация объектов осуществляется за счет заказчика и в счет достигнутой в ходе реализации проекта экономии, является наиболее перспективной.

По оценкам PwC, кумулятивный экономический эффект от внедрения решений «Умного города» в России в период до 2025 года может достичь 375 млрд рублей. Источниками данного эффекта являются оптимизация транспортной системы, снижение потребления энергоресурсов и затрат на обслуживание жилищно-коммунальной инфраструктуры, укрепление здоровья и сокращение смертности населения, повышение безопасности, а также улучшение эффективности работы коммунальных служб.

Наибольший экономический эффект будет достигнут в транспортной системе: 135 млрд рублей будет сэкономлено за счет уменьшения времени ожидания в автомобильных пробках, а также на остановках общественного транспорта.

Снижение потребления энергоресурсов (электроэнергии, воды и тепла) за счет интеллектуальных систем учета позволит сэкономить 120 млрд рублей из бюджетов городов, предприятий и населения.

Сокращение затрат на обслуживание жилищно-коммунальной инфраструктуры, в том числе за счет снижения трудозатрат на обслуживание и количества нештатных ситуаций, составит 74 млрд рублей.

Более эффективная работа коммунальных служб позволит снизить затраты на топливо и обслуживание коммунальной техники: экономический эффект составит 24 млрд рублей.

За счет улучшения экологической ситуации, повышения эффективности транспортной системы и работы экстренных служб здоровье населения укрепится, а смертность сократится: экономический эффект составит 12 млрд рублей.


Был ли вам полезен данный материал?


В чем сила, град?

Вопрос номера:
Как построить
«Умный город»?

Герой номера:
Георгий Генс,
основатель группы компаний ЛАНИТ

Продукт номера:
Облачные сервисы CCTV в России

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3058 s
queries: 147 (0.0260 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.