Пионеры сертификации

06 сентября 2018, 15:46    485

К концу января 2018 года только 20 организаций сертифицировали инженерно-технические средства охраны в рамках  требований постановления правительства РФ № 969. Еще 150 находятся в разных стадиях рассмотрения своих заявок в регулирующих органах. Критики ругают систему за высокую стоимость и длительные сроки процедуры. Оптимисты видят в сертификации способ защитить транспортный рынок от некачественных систем безопасности.

Иван Пестерев, менеджер продукта ТСОН МИРАН компании ГК «МАРИНЭК»

Постановление правительства четко регламентирует безопасность на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. В первую очередь оно призвано предотвращать террористические акты, несанкционированные действия и предупреждать халатность персонала.

Группа компаний «МАРИНЭК» сертифицировала оборудование телевизионной системы охранного видеонаблюдения МИРАН (ТСОН МИРАН). В его состав входят видеорегистраторы, ЖК-мониторы в металлическом корпусе, корпусные и купольные камеры различного вида и модификаций, а также собственная разработка — универсальный компьютер Миран-ИС-11-04.

Устройство сочетает в себе функции оборудования по обеспечению требований транспортной безопасности и судового компьютера.

После подачи полного пакета документов с указанием раздела постановления, согласно которому оборудование проходит сертификацию, ФКУ НПО «СТиС» МВД России направило наше оборудование в аккредитованную лабораторию — испытательный центр ФГУП «НИИР» (один из филиалов в Санкт-Петербурге). Для системы была разработана конкретная методика проверки функциональных характеристик, соответствующая каждому пункту постановления № 969, поэтому вопросов в прохождении сертификации не возникло.

Мы производим ТСОН МИРАН не первый год и уже успешно прошли сертификацию в Речном и Морском регистрах. Имеющийся опыт, конечно, помог нам и в этот раз. Актуальный вопрос сегодня — запись звука. Поэтому сейчас система ТСОН МИРАН проходит испытания и по Разделу VII постановления правительства РФ № 969 в составе технических систем и средств аудиозаписи для обеспечения транспортной безопасности.

Даниил Корниенко, заместитель генерального директора ООО «ИНТЕЛЛИКО»

Многие годы на транспортные объекты устанавливалось какое попало оборудование. Известны случаи, когда ставили «сторублевые» видеокамеры, и в результате сотрудники СБ на мониторах ничего не могли разглядеть. Владельцы объектов стремились сэкономить на безопасности и всячески уходили от расходов на оборудование. С постановлением № 969 такая экономия становится невозможной.

Компания «ИНТЕЛЛИКО» сертифицировала систему видеонаблюдения, которая включает полный комплекс оборудования: видеокамеры, регистратор и т. д. Хоте лось бы отметить хорошую работу СТиС, специалисты которого очень внимательно отнеслись к нашим вопросам. Никаких трудностей, выходящих за рамки рабочего процесса, у нас не возникло. Сертификация обошлась нам в достаточно приличную сумму, но не хотелось бы ее разглашать.

Владимир Макаренко, директор по развитию ООО «Форт-Телеком»

Сертификация должна стать барьером для нескончаемого потока на рынок noname-продуктов, преимущественно из Китая, таких как, например, видеокамеры и телекоммуникационное оборудование. В свою очередь, думается, что крупные зарубежные бренды без существенных проблем смогут пройти сертификацию. Кроме того, значительно сократится число ситуаций, когда технические средства безопасности и видеонаблюдения на объекте окажутся нерабочими.

Конечно, когда проходишь сертификацию первым эшелоном, возникает целый ряд вопросов. Мы взаимодействовали с ФГБУ Центр МИР ИТ и лабораторией «Омега», где работают настоящие профессионалы. Инженерам испытательной лаборатории совместно с инженерами «Форт-Телеком» удалось преодолеть все возникшие трудности. Испытания прошла линейка коммутаторов PSW бренда TFortis — PSW-1G4F-UPS , PSW-2G4F-UPS, PSW2G2F+UPS. Остальные модели уличных коммутаторов TFortis PSW будут сертифицированы в ближайшее время.

Сергей Платонов, начальник аналитического отдела навигационного холдинга SpaceTeam

Порядок сертификации в целом описан в постановлении правительства № 969, а далее вопросы решаются в рабочем порядке с органами сертификации, которые, в общем, открыты и действуют в соответствии со своими регламентами. Что касается сроков, то здесь органы сертификации также действуют согласно регламентам.

В случае если документы, поданные на сертификацию, выполнены изначально качественно и приняты без исправлений, срок прохождения сертификации составляет около трех месяцев.

Юрий Шершов, главный специалист службы менеджмента качества ООО «Эскорт-Центр»

На данный момент мы успешно сертифицировали по требованиям постановления правительства РФ № 969 вибрационно-контактное периметровое техническое средство обнаружения «ПРЕГРАДА». С этим оборудованием в прохождении сертификации по линии МВД проблем не возникло. Все прошло исключительно оперативно и четко. Общая стоимость работ составила около 170 тысяч рублей.

Трудности возникли, когда мы подали заявку на сертификацию системы сбора и обработки информации «Операнд» во ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (уполномочен Минтрансом РФ). Организация оказалась не готова к выполнению сертификации: мы подали заявку и уже полгода не можем начать работать. Кроме того, ФГУП запросило около 1,5 млн рублей. При этом количество проверяемых в ходе испытаний функциональных характеристик (5–6) по «Операнду» примерно в четыре раза меньше, чем по «ПРЕГРАДЕ». Сейчас мы запросили подробную смету, поскольку весь предыдущий опыт сертификации обходился в другие, меньшие суммы. В целом, никаких претензий к функциональным требованиям, заложенным в постановлении нет. Они вполне стандартны, записаны в наше ТУ. Поэтому непонятно — в чем необходимость такой системы, тем более обязательной: ничего отличного от других систем сертификации она не предлагает. На мой взгляд, в этом документе не было большой необходимости. Непонятно, чем технические средства безопасности, например, для промышленных объектов отличаются от технических средств обеспечения безопасности на транспорте.

Евгения Смирнова, ведущий инженер RVi Group

Для различных отраслей сертификация — это нормальная практика. Хорошо что транспортная безопасность присоединилась к их числу. С точки зрения требований к оборудованию данный сегмент рынка стал более открытым для поставщиков, потому что ясно, из чего заказчик должен исходить при выборе оборудования. Сам Федеральный закон «О транспортной безопасности» и приказы Минтранса не давал конкретики. Схема сертификации — стандартная и в целом описана в законе «О стандартизации и сертификации».

В самом постановлении правительства РФ № 969 есть различия в части схемы № 4, которая предусматривает подтверждение соответствия уже установленных на объектах систем безопасности. Наверное, поэтому больше всего вопросов с реализацией именно этой схемы на практике у собственников ОТИ. Относительно сертификации оборудования от производителей, то здесь все понятно.

Мы уже сертифицировали одну видеокамеру уличного исполнения. В этом процессе сотрудничали со СТиС и лабораторией ФГУП НИИР. Никаких претензий к этим организациям у нас нет. Специалисты предоставили полную и исчерпывающую информацию по многим вопросам, насколько это было возможно на тот момент.

Мы подали документы в мае 2017 года, но до августа не было утвержденных методик испытаний и формы сертификатов, поэтому возникли небольшие проблемы со сроками. Пришлось некоторое время ждать, и ясность появилась к октябрю. К этому моменту наше оборудование прошло все необходимые испытания, и мы получили сертификат.

Затраты на сертификацию составили около 200 тыс. рублей, из которых 16,7 тыс. мы внесли в СТиС, еще 167 тыс. потребовались на лабораторные испытания. Испытания проводились на базе заявителя, так как некоторых элементов испытательного оборудования в НИИР на тот момент не было. Стоит подчеркнуть, что такая практика не запрещена законодательством.

В будущем компания RVi Group планирует расширить ассортимент сертифицированного оборудования для транспортной безопасности. Поэтому возникает ряд вопросов, в частности, относительно показателя дисторсии широкоугольных объективов. Значение, заложенное в требования, довольно велико для объективов, начиная от 60 градусов. Не говоря уже об  объективах fish-eye, принцип работы которых основан на искажениях. При этом такие объективы с успехом применяются для обеспечения безопасности, в том числе на транспортных объектах, уже много лет. Пока нет понимания, как будут поступать с подобными и вообще широкоугольными камерами. Мы связывались со многими поставщиками объективов, но, к сожалению, вариантов решения проблемы они предложить не смогли.

Кроме того, возникает вопрос по поводу интеграции со средствами сбора и обработки информации. Непонятно, с чем интегрироваться: это какие-то государственные системы, ЕЦХД или что? Как только появится понимание, мы готовы выполнить интеграцию с любыми системами, но нужна определенность, какие протоколы интеграции, какое оборудование, на каком уровне и т. д.

В ближайшем будущем мы планируем сертифицировать программно-аппаратный комплекс «RViИнтегратор». Он состоит из программного обеспечения, серверов, камер, коммутационного оборудования и т. д. согласно требованиям пункта 30 постановления правительства.

Владимир Куделькин, президент консорциума «Интегра-С», заслуженный изобретатель РФ

К постановлению № 969 я отношусь положительно, поскольку нельзя построить единую систему безопасности государства без стандартизации на всех без исключения объектах страны, а для этого нужна единая система сертификации.

В установленных требованиях, на наш взгляд, есть определенные недостатки. В частности, необходимо привязать видеоизображение к пространственным координатам, дате и времени. Иначе атрибутировать зафиксированное событие сложно. Мы уже состыковали свой продукт Интегра-Планет-4D с системой ГЛОНАСС и направили в письменной форме свои пожелания в Минтранс. Другой вопрос по ужесточению требований — отказ от системы Windows, проприетарное ПО которого может создать серьезную брешь в системе российской национальной безопасности. Таким образом, сертифицировать нужно однозначно, при этом требования необходимо ужесточать. Мы изначально были готовы к выходу постановления, и процесс сертификации не вызвал у нас больших трудностей. С весны и до конца лета 2017 года в этом направлении в консорциуме работали шесть человек, в том числе программисты. Мы, например, используем протокол ONVIF, а в постановлении заложен свой протокол, нужно было к нему приспособиться. Больших проблем не было, но время заняло много. В состав сертифицированной охранной телевизионной системы «ИНТЕГРА-ВИДЕО» входят серверы — ПАК и видеокамеры и PPoE.

Могу сказать, что сертификация в МВД — это не так дорого. Конкретную сумму называть не хотелось бы, но средней фирме она вполне посильна. Сейчас проходим сертификацию по линии ФСБ и Минтранса.

Ольга Бичкурова, и.о. начальника отдела управления качеством и сертификации ЗАО «Фирма Юмирс»

Схема сертификации является стандартной. Сертификационные испытания проводили сотрудники ФГУП НИИР, для чего они выехали в Пензу на территорию нашего предприятия. На данный момент мы получили сертификат соответствия на Комплекс охранный радиолокационно-тепловизионный «РАДЕСКАН». Стоимость сертификации и проведения испытаний варьируется.

Особых сложностей в процессе сертификации у нас не возникло. Правда, пришлось потратить достаточно много времени — несколько месяцев, что связано, видимо, с большим количеством заявок. Мы намереваемся сертифицировать по постановлению правительства № 969 и другое наше оборудование. Сейчас проводим анализ спроса, чтобы выделить приоритетные направления.

Андрей Хрулев, директор по специальным проектам ООО «Центр Речевых Технологий»

В 2017 году наконец были созданы и аккредитованы испытательные лаборатории для прохождения сертификации во исполнение постановления № 969. Конечно, многое еще предстоит сделать. В частности, не всегда понятен и прозрачен пакет документов, который направляется в орган, регулирующий сертификацию. Но тот факт, что производители технических средств обеспечения транспортной безопасности получили возможность провести испытания своей продукции и получить сертификат — это огромный шаг вперед.

Сейчас от компании ЦРТ в процессе сертификации находится система «Визирь». Она проходит проверку на соответствие требованиям по разделу «Системы интеллектуального видеонаблюдения (видеоидентификации)». Указанная система уже успешно эксплуатируется на целом ряде транспортных объектов: в аэропорту Южно-Сахалинска, аэропорту Саранска, на Казанском вокзале в Москве, а также целом ряде ОТИ в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саранске, на Сахалине и др. На этих объектах транспортной инфраструктуры реализован сценарий некооперативной видеоидентификации по спискам розыска МВД и ФСБ. На каждом объекте установлено более десятка видеокамер, которые следят за пассажирами в потоке людей и выполняют автоматическое распознавание лиц. В случае обнаружения пассажира из списков розыска автоматически формируется уведомление на стационарный или мобильный АРМ.


Был ли вам полезен данный материал?


Пионеры сертификации

Вопрос номера:
ПП № 969: как идет
сертификация?

Герой номера:
Александр Старовойтов,
член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат фракции ЛДПР

Продукт номера:
Особенности ПО распределенных систем видеонаблюдения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2656 s
queries: 142 (0.0220 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.