Пробуксовка

06 сентября 2018, 15:43    512

Девять месяцев реализации знаменитого постановления № 969 с требованиями по  сертификации систем безопасности на  транспорте показали неудовлетворительные результаты. Ответственные ведомства смогли выдать лишь 24 сертификата соответствия.  Виной тому — нехватка испытательных лабораторий. Одним из выходов при  выполнении «лабораторной работы» № 969 стало проведение испытаний на базе заявителя. С одной оговоркой: позволить себе собственные лаборатории может далеко не каждая компания. А лишенные испытательной базы производители и собственники транспортных объектов вынуждены стоять в очереди, которая рискует растянуться на годы.

ВЕРТИКАЛЬ СЕРТИФИКАЦИИ

Регулирующие полномочия по реализации постановления № 969 Правительство РФ распределило между ФСБ, МВД, МЧС, Минтрансом и Россвязью. Министерства и ведомства стали «федеральными органами по сертификации» и определили в своей структуре органы по сертификации для непосредственного взаимодействия с заявителем и испытательными лабораториями.

РОССВЯЗЬ

Федеральное агентство связи контролирует сертификацию средств связи, приема и передачи информации.

Агентство определило в качестве органа по сертификации ФГУ Центр МИР ИТ. Данный орган рассматривает в качестве партнеров три лаборатории, прошедшие аккредитацию:

  • Испытательный центр (лаборатория) ФГУП «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский институт радио» (ФГУП НИИР, аттестат RA.RU.21ИР01 — здесь и далее сведения об аккредитации лабораторий приводятся по данным Росаккредитации по состоянию на декабрь 2017 года);
  • Автономная некоммерческая организация «Сертификационный Центр «Связь-сертификат» (АНО СЦ «Связь-сертификат», аттестат RA.RU.22СС05);
  • Испытательный центр Московского Технического Университета Связи и Информатики (МТУСИ, аттестат RA.RU.21АИ68).

МВД РОССИИ

На долю правоохранительного ведомства по постановлению № 969 приходится половина направлений сертификации ТСОТБ: системы и средства сигнализации, системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения, средства ведения аудио- и видеозаписи.

В качестве органа по сертификации определено ФКУ «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД России (ФКУ НПО «СТиС»). Несмо тря на то что у МВД нет «своих» аккредитованных лабораторий, орган по сертификации пока успешно взаимодействует только с испытательным центром ФГУП НИИР.

По сравнению с другими органами ФКУ НПО «СТиС» отработало на «отлично» и выдал к концу 2017 года 23 сертификата соответствия (из 24, выданных всеми министерствами и ведомствами).

ФСБ РОССИИ

Федеральная служба безопасности курирует сертификацию систем и средств досмотра, интеллектуального видеонаблюдения. Органом по сертификации определено ФГКУ «Войсковая часть 68240», которое работает с двумя лабораториями:

  • испытательной лабораторией ФГКУ «В/ч 35533» (аттестат RA.RU.21ВЧ06) — занимается испытаниями аппаратуры радиационного контроля, газоаналитической и химической аппаратуры, металлодетекторов, технических средств и систем досмотра;
  • испытательной лабораторией ФГКУ «В/ч 44236» (аттестат RA.RU.21ТТ06) — занимается испытаниями алгоритмов детекции, аппаратно-программных средств (АПС) детекции, алгоритмов идентификации, АПС идентификации, алгоритмов обнаружения тревожных ситуаций, а также АПС обнаружения тревожных ситуаций.

МЧС РОССИИ

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в рамках постановления № 969 сертифицирует технические средства оповещения.

Главным органом по сертификации определено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России».

В поддержку ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в структуре министерства выделено еще 7 научных центров:

  • ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России;
  • ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;
  • ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России;
  • Академия ГПС МЧС России;
  • ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России;
  • ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;
  • ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

Перечисленные организации уполномочены взаимодействовать с заявителем и подотчетны главному органу.

ФГБУ ВНИИ ГОЧС осуществляет контроль за ними, выдает бланки сертификатов и ведет единый реестр. Однако, несмотря на обилие сертифицирующих органов, чрезвычайное ведомство не аккредитовало ни одной лаборатории из своей структуры.

«В настоящее время заключено соглашение с ФГУП НИИР. Другие испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний ТСОТБ, отсутствуют», — сообщает сайт ФГБУ ВНИИ ГОЧС.

Для решения указанного вопроса МЧС России сформирован перечень организаций, располагающих необходимым испытательным оборудованием, включающий, в том числе, подведомственные организации МЧС. Они готовы пройти дополнительную аккредитацию с расширением области деятельности. Кроме того, министерство заявляет, что отобрало производителей, обладающих частичной испытательной базой.

МИНТРАНС РОССИИ

Министерство транспорта регулирует по постановлению № 969 сертификацию систем сбора и обработки информации. Органом по сертификации определено ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», учреждение, подобно ФКУ НПО «СТиС» и ФГБУ ВНИИ ГО ЧС, аккредитованных лабораторий в ведомственной структуре не обнаружило.

Прямого ответа на вопрос «почему» журналу RUБЕЖ добиться не удалось.

Один из производителей рынка систем безопасности отметил неясность в вопросе о протоколах интеграции и конкретном перечне информационных систем с которыми придется интегрировать оборудование.

В самом ФГУП рассказали про сложную техническую документацию, объем которой может достигать 1000 листов, и подчеркнули, что для работы с документами требуется высокая квалификация специалистов. Возможно, именно последние обстоятельства стали тормозом для поиска адекватных лабораторий и выдачи сертификатов.

Как бы то ни было, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» в своем рецепте успеха не оригинально — учреждение взаимодействует с ФГУП НИИР.

УСЛОВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В сухом остатке — эффективность реализации требований постановления № 969 не выглядит впечатляющей. Большинство сертификатов на конец 2017 года выдано ФКУ НПО «СТиС». По линии Россвязи выдан один сертификат — компании «Форт-Телеком». ФСБ, МЧС и Минтранс к выдаче сертификатов еще не приступили.

При этом в полную силу работает, по сути, лишь один Испытательный центр института радио, входящий в структуру Россвязи. В ФГУ Центр МИР ИТ журналу RUБЕЖ рассказали, что этот испытательный центр обладает уникальной базой оборудования и при необходимости мог бы проводить испытания также в зоне ответственности ФСБ, т. е по всем ТСОТБ, на которые распространяется действие постановления № 969.

Однако даже при самом полном наборе испытательного оборудования центр ФГУП НИИР едва ли справится со всем потоком заявителей. Производители ТСОТБ единогласно признают: в 2017 году спрос на услуги лабораторий значительно превысил предложение. На пять аккредитованных лабораторий приходится свыше 150 заявителей. В одной очереди на сертификацию стоят десятки вендоров и интеграторов рынка систем безопасности, сотни собственников объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).

Последние обязаны сертифицировать уже установленное оборудование, согласно так называемой 4-й схеме сертификации.

ПЕРЕД НОВОЙ УГРОЗОЙ

Напрашивается вывод, что к концу 2017 года механизм постановления № 969 так и не заработал в полную силу: в стране действовало только пять испытательных лабораторий. Остается загадкой, почему курирующие министерства и ведомства, а также назначенные сертифицирующие органы не обеспечили необходимое количество испытательных лабораторий, при том что для этого бюджетное финансирование не требуется.

К тому же, лаборатории не обязательно должны входить в структуру сертифицирующих или даже государственных органов. Лаборатории проводят испытания в качестве услуги на коммерческой основе, т. е. все расходы несет заявитель.

«Сертификация — это договорной процесс. Если будет стабильный спрос, необходимость, то и лаборатории, даже в отдаленных регионах, появятся», — комментирует вопрос недостатка испытательных центров Александр Привалов, секретарь межведомственной рабочей группы по вопросам сертификации ТСОТБ, директор центра по сертификации ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Согласно логике эксперта, получается, что на данном этапе большого спроса на сертификацию нет. Впрочем, есть и другая версия: сертификационному бизнесу входить в этот рынок оказалось не выгодно. Такая свобода отношений привела к тому, что есть…

«Прибыли не приносит. Расходов больше. Сегодня есть оборудование под сертификацию. А завтра? Ведь новые средства в год производятся в единичных количествах, и одной лаборатории будет много. Кто потом возместит затраты на создание лаборатории?» — так прокомментировал ограниченное число испытательных центров один из поставщиков рынка систем безопасности, с которыми говорили представители редакции журнала при подготовке материала.

А затраты обещают быть существенными. Лаборатория проводит испытания в области сертификации, где обладает экспертными компетенциями. Для проведения испытаний ТСОТБ лаборатории необходимо соответствующим образом расширить область деятельности в Росаккредитации. Данная процедура может занимать до 180 дней и стоит около 300 тыс. рублей. И это только минимум затрат.

Инсайтом с журналом RUБЕЖ поделился один из вендоров видео. По словам источника, для подтверждения функциональных характеристик видеокамер может понадобиться наличие в испытательном центре таблиц Imatest и программного обеспечения для анализа собранных с их помощью данных. Стоимость такого оборудования доходит до 2–2,5 млн рублей. А общая стоимость оборудования лаборатории для проведения испытаний на подтверждение соответствия видео требованиям постановления № 969 может достигать 30 млн рублей.

Сколько испытательных лабораторий готово вложиться в расширение области аккредитации и закупку оборудования, пока не ясно. Ясно, что в ближайшем будущем количество их резко не возрастет.

А вот с количеством заявителей ситуация обратная. В Союзе транспортников России пояснили, что первые штрафы по несоответствию ТСОТБ обязательным требованиям уже наложены Ространснадзором на несколько ОТИ. Думается, это побудит собственников транспортных объектов либо активнее подавать заявки на сертификацию, либо ускоренными темпами закупать сертифицированное оборудование. И в том и другом случае ситуация угрожает коллапсом для действующих лабораторий. Станет ли сертификация дешевле в этих условиях — вопрос риторический.

ЦЕНА ВОПРОСА

Назвать ценообразование в области сертификации прозрачным сложно. Свою роль играет опять же коммерческая составляющая в деятельности лабораторий.

Опрошенные во время подготовки статьи обладатели сертификатов в семи случаях из десяти отказывались называть отданную сумму, ссылаясь на коммерческую тайну. Официальная позиция в данном вопросе такова:

«Стоимость оказываемых услуг зависит от затрат органа по сертификации, испытательной лаборатории и сложности сертифицируемого оборудования. Она включает трудозатраты с учетом утвержденных нормативов, плюс командировочные расходы».

С ней расходится позиция практиков: «Сертификация — это всегда диалог производителя и лаборатории, — считает Юрий Лобанов, эксперт АО «Группа Т-1» по телематическим системам безопасности. — Например, испытания на вибростенде. Можно на вибростенд ставить по одному образцу каждый раз и «загонять» его на 24 часа, а можно изготовить платформу, на которой разместить все пять образцов, тем самым сократив расходы на этот вид испытаний. То есть это уже вопрос к методическому мастерству производителя и знанию, как проходить все эти лабораторные испытания, чтобы они не вставали слишком дорого».

Согласно данным испытательного центра ФГУП НИИР, который проводит испытания для МВД, МЧС, Россвязи и Минтранса, средняя стоимость сертификационных испытаний одной системы составляет 270 тыс. рублей. Детализировать расценки для каждого вида оборудования в центре не готовы.

В лаборатории МТУСИ пояснили, что на сегодняшний день ни одного контракта нет, поэтому лучше ориентироваться на имеющий экспертизу Институт радио.

Порядка 300 тыс. рублей за испытания одного технического средства связи запросят в АНО СЦ «Связьсертификат». «Однако, если речь идет об испытании сложного оборудования, например автоматизированных систем управления и мониторинга сетью связи или автоматизированных систем учета связи, то стоимость испытаний может возрасти в среднем до 800 тыс. рублей», — подчеркнул Владимир Хертек, главный специалист центра. По его словам, к концу декабря 2017 года АНО СЦ «Связь-сертификат» получила три заявки, по которым лаборатория выдала заявителям свое коммерческое предложение на проведение испытаний.

Расценки на сертификационные испытания по линии ФСБ оказались самыми прозрачными, они опубликованы на сайте службы и варьируются в зависимости от конкретного вида оборудования от 94 до 276 тыс. рублей за испытание одного образца без учета расходов в пользу уполномоченного органа.

Сложность системы напрямую коррелируется со стоимостью сертификации. «В оплате лаборатории основную роль играет проведение испытаний. Учитывается здесь квалификация специалистов, естественно, необходимы квалифицированные специалисты, потому что системы достаточно сложные»,— рассказал Александр Привалов.

Например, у компании «Эскорт-Центр» ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» запросило за сертификацию систем сбора и обработки информации интегрированной системы безопасности «Операнд» 1,5 млн рублей.

Сертификация в сроках

  • Срок рассмотрения заявки — 7 рабочих дней со дня ее регистрации.
  • Срок проведения предварительной проверки производства — 20 рабочих дней со дня получения заявителем решения о проведении сертификации.
  • Устранение замечаний — в течение 30 календарных дней со дня получения акта о результатах предварительной проверки производства.
  • Срок отбора образцов — не более трех рабочих дней со дня принятия решения о проведении сертификации.
  • Срок проведения сертификационных испытаний — не более 30 рабочих дней со дня принятия решения о проведении сертификации.
  • Срок оформления протокола по проведенным испытаниям — пять рабочих дней со дня окончания проведения испытаний.
  • Срок предоставления первого и второго протоколов испытаний (третий хранится в лаборатории) в орган по сертификации — три рабочих дня со дня оформления.
  • Срок подготовки экспертного заключения органом по сертификации — десять рабочих дней.
  • На основании положительного экспертного заключения орган по сертификации в течение трех рабочих дней со дня окончания подготовки экспертного заключения оформляет сертификат соответствия, который подписывается руководителем органа по сертификации или уполномоченным им лицом.

Срок выдачи органом по сертификации заявителю сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации.

По словам Александра Привалова, орган по сертификации перед передачей заявки в лабораторию проводит конкурс по 44-ФЗ «О закупках», его победитель и проводит испытания.

С одной стороны, лаборатория, получающая тендер в рамках законодательства о закупках, действительно, заинтересована проводить испытания как можно дешевле.

Но стоит помнить, что эта логика приемлема для сформировавшихся рынков, каким рынок сертификации ТСОТБ, в силу ограниченности предложения, пока назвать сложно. То есть цены, скорее всего, останутся на прежнем уровне, а в условиях прихода новых лабораторий и массового наплыва заявителей могут даже возрасти.

НА ОТИ

На конец 2017 года сертификат соответствия не получил ни один собственник ОТИ. При этом именно ОТИ понесут наибольшие расходы на сертификацию: сертификации подлежит не только каждая подсистема безопасности (видео, СКУД, оповещение и т. д.), но и каждое наименование оборудования.

Например, если на объекте применяются купольные камеры видеонаблюдения и поворотные, необходимо будет потратиться на сертификацию и того и другого в отдельности. Поэтому затраты заявителя могут достигать нескольких миллионов рублей. Сертификат, выданный на системы и средства конкретного ОТИ, на другие объекты не распространяется, даже при условии установки на них идентичного оборудования.

Ситуация осложняется тем, что сертификация по схеме № 4 является своеобразным новшеством для отечественной практики, поскольку детализирует «обратное действие» постановления, т. е. сертификацию оборудования, закупленного до вступления постановления в силу.

Основных вопроса здесь два.

  1. Нужен ли демонтаж образцов оборудования?
  2. Распространяется ли выданный сертификат на аналогичные средства, установленные на объекте?

«Нельзя допускать снижения уровня защищенности объекта, поэтому испытания должны проводиться на ОТИ», — подчеркнул Александр Привалов. Он также добавил, что никто не мешает совмещать испытания ТСОТБ с плановым обслуживанием.

Однако в рамках 4-й схемы может быть сертифицирована партия ТСОТБ. «Например, закупку производил большой аэропорт и на ОТИ была установлена партия технических средств. Тогда заявитель имеет полное право ее сертифицировать», — пояснил журналу RUБЕЖ Александр Привалов со ссылкой на постановление.

Если на установленное оборудование не сохранилась техническая документация, следует обратиться к производителю за дубликатами паспортов и подтверждающими срок эксплуатации документами.

В ПОРЯДКЕ ЖИВОЙ ОЧЕРЕДИ

Если рынок сертификации конкретно ТСОТБ только делает первые шаги, то сертификационные испытания в общем — не новшество для рынка систем безопасности. Компании уже давно подтверждают соответствие оборудования всевозможным ГОСТам и регламентам, как внешним, так и внутренним. Для поддержания уровня качества игроки рынка создают собственные испытательные лаборатории и центры.

Часть из них уже нашла применение в рамках реализации постановления № 969, которое не запрещает проводить испытания на базе заявителя. По словам Игоря Кокошкина, начальника испытательного центра ФГУП НИИР, специалистам центра приходилось обращаться за помощью в компанию «БайтЭрг», где испытательную базу хранят подальше от посторонних глаз. Поделиться информацией о стоимости техники или ее составе в «БайтЭрге» отказались.

Но это и не важно. Важно понимать, что компании не обязаны аккредитовывать собственные лаборатории, они попросту могут иметь испытательное оборудование в распоряжении. А специалисты аккредитованной лаборатории приедут и на нем проведут необходимые испытания заявленного оборудования.

Остальные игроки будут ждать, когда освободится «вибростенд» или другое место для их ТСОТБ в аккредитованной лаборатории, и проходить сертификацию в порядке живой очереди. Пока пионеры сертификации делят рынок.


Был ли вам полезен данный материал?


Пробуксовка

Вопрос номера:
ПП № 969: как идет
сертификация?

Герой номера:
Александр Старовойтов,
член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат фракции ЛДПР

Продукт номера:
Особенности ПО распределенных систем видеонаблюдения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3527 s
queries: 147 (0.0250 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.