Взлететь против ветра
Из года в год авиаторы вынуждены финансировать как отдельные службы авиационной безопасности (АБ), так и подразделения транспортной безопасности (ОТБ). В 2018 году новыми расходными статьями могут стать сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСОТБ), досмотр пассажиров и аттестация сил ТБ. Авиаторы сформулировали список первоочередных мер, которые направлены на прекращение двойной финансовой нагрузки.
30 ноября 2017 года в Сочи состоялось очередное заседание комитета по транспортной и авиационной безопасности ассоциации «Аэропорт» ГА. В его работе приняли участие свыше 50 руководителей аэропортов и авиакомпаний, отвечающих за обеспечение транспортной (авиационной) безопасности, а также представители образовательных учреждений, организаций разработчиков и поставщиков технических систем и средств обеспечения транспортной (авиационной) безопасности.
По результатам заседания участники отметили наличие существенных, длительное время нерешаемых проблем в сфере нормативно-правового регулирования организации обеспечения безопасности и защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ). Особую обеспокоенность вызывал факт отсутствия движения в сфере гармонизации законодательства по транспортной и авиационной безопасности на фоне декларируемого в ст. 3 16-ФЗ «О транспортной безопасности» принципа интеграции в международные системы безопасности.
Параллельное действие двух систем нормативно-правового регулирования в области авиационной и транспортной безопасности продолжает увеличивать затраты аэропортов и авиакомпаний на создание параллельных структур для выполнения идентичных требований, отметили участники заседания в резолюции.
Для исправления ситуации члены ассоциации гражданской авиации, представители аэропортов и авиакомпаний подготовили ряд предложений и замечаний в адрес Министерства транспорта РФ.
- Поддержать предложения и рекомендации представителей Минобороны РФ в части нормативно-правового регулирования и синхронизации требований по авиационной и транспортной безопасности для различных пользователей аэродромов совместного базирования:
1.1 Министерству обороны РФ и Министерству транспорта РФ разработать порядок взаимодействия авиационных начальников государственной авиации с руководителями гражданских аэропортов в части обеспечения авиационной и транспортной безопасности и организовать между ними информационный обмен;
1.2 Создать рабочие группы по межведомственному взаимодействию и инициировать перекрестные взаимные проверки состояния авиационной и транспортной безопасности гражданского и государственного секторов аэродромов совместного базирования силами Ространснадзора и представителей Главного штаба ВКС РФ;
1.3 Министерству обороны РФ и Министерству транспорта РФ принять меры по гармонизации требований нормативных правовых актов Министерства обороны РФ и Министерства транспорта РФ и привести их в соответствие с требованиями ст. 25 и 44 Воздушного кодекса Российской Федерации.
- Ввести мораторий в отношении постановления № 969, а также рассмотреть вопрос доработки данного документа и внесения изменений в части:
2.1 Внесения дополнений в Требования к функциональным свойствам ТСОТБ:
1) Раздел 1 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания: «Для объектов ГА технические средства охраны, видеонаблюдения и контроля доступа не должны давать ложных тревог при:
- взлете и посадке воздушных судов любых типов, а также при запуске (прогреве) их двигателей на расстоянии порядка 60 м от системы ограждения;
- проезде любого вида большегрузного автотранспорта и строительной техники (бульдозеры, тракторы, грейдеры и т. д.) по объездной дороге на расстоянии 3 м от системы ограждения:
- при включении и выключении любых радиотехнических средств в аэропорту (радары, радиостанции и т. д.).
2) В разделе IV исключить подпункты б) и г) пункта 20.
2.2 Внесение дополнений в Правила обязательной сертификации ТСОТБ:
1) Подпункт а) пункта 7 изложить в следующей редакции: «Направляет в орган по сертификации на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной (авиационной) безопасности».
2) Пункт 11 дополнить подпунктом д) следующего содержания: «Сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р 55249-2012 «Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требования» при проведении обязательной сертификации технических систем и средств досмотра».
2.3 Разъяснения понятийного аппарата постановления № 969, и в частности понятия «систем сбора и обработки информации», а также введения критериев, позволяющих субъекту транспортной инфраструктуры в целях сертификации разграничить системы сбора и обработки информации, используемые в целях обеспечения транспортной безопасности и подлежащие, соответственно, сертификации от иных систем сбора и обработки информации, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры, но в целях обеспечения транспортной безопасности не используемых;
2.4 Регламентации доступа к методикам проведения сертификационных испытаний, в том числе включение заявителей в круг лиц, имеющих доступ к указанным методикам;
2.5 Регламентации сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, встроенных в объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства и находящихся за пределами нахождения органов сертификации и испытательных лабораторий;
2.6 Регламентации проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах как в части встроенных в объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, так и в части иных технических средств обеспечения транспортной безопасности;
2.7 Введения ответственности органа сертификации и испытательной лаборатории за сохранение работоспособности технических средств обеспечения транспортной безопасности в ходе и по завершении сертификационных испытаний;
2.8 Реализации в постановлении № 969 в части концепции сертификации установленных комплексов интегрированных систем безопасности в целом, а не отдельных элементов;
2.9 Разработки методики испытаний установленного комплекса интегрированных систем безопасности в целом, а не отдельных элементов;
2.10 Публикации в открытом доступе тарифов и нормирования стоимости сертификационных испытаний ТСОТБ;
2.11 Регламентации сертификации оборудования иностранного производства.
- С учетом имеющейся неопределенности в ходе практической реализации на объектах транспортной инфраструктуры отдельных норм 16-ФЗ и приказа Минтранса России от 23.07.2015 г. № 227 «Об утверждении «Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» внести следующие изменения:
3.1 Исключить возложение на субъект транспортной инфраструктуры обязанности по выявлению, обнаружению и идентификации с применением ТСОТБ — средств досмотра предметов и веществ, содержащих опасные биологические, химические и радиационные агенты;
3.2 Исключить возложение на субъект транспортной инфраструктуры обязанности по проведению досмотра в отношении объектов досмотра в случае перемещения указанных объектов между секторами зоны транспортной безопасности;
3.3 Установить конкретный перечень несоответствий в перевозочных документах, являющийся основанием для отказа в допуске пассажиров в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности;
3.4 С целью исключения нарушения прав пассажиров гармонизировать пункты приказа № 227, регулирующие возможность перемещения в зону ТБ или ее часть предметов и веществ, запрещенных по общему правилу к перемещению в зону ТБ или ее часть, но разрешенных к перемещению с целью дальнейшей перевозки с основаниями для пересечения объектами досмотра границ сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности (ныне — зоны свободного доступа), а также их нахождения на его территории;
3.5 Исключить из пункта 8 приказа № 227 требование об обязательном составлении акта и ведения журнала таких актов при принятии уполномоченным лицом решения о проведении дополнительного досмотра объектов досмотра. Составление акта и ведение журнала должно быть предусмотрено лишь при обнаружении в процессе дополнительного досмотра предметов и веществ, включенных в перечни (предусмотреть);
3.6 Гармонизировать перечни, являющиеся приложением к приказу № 227, с перечнем основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах, являющимся приложением № 1 к приказу Минтранса № 104;
3.7 Регламентировать порядок проведения дополнительного досмотра, который в настоящее время в приказе № 227 лишь упоминается, но при этом порядок его проведения не раскрыт.
- В части подготовки и аттестации сил ТБ внести необходимые изменения с целью создания правовых условий для обеспечения перехода к единому порядку профессиональной подготовки и аттестации по транспортной и авиационной безопасности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 г. № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» и Приказом Минтранса России от 31.07.2014 г. № 212 «Об утверждении порядка подготовки сил ОТБ»:
4.1 Вопросы проверки психофизиологических (личностных) качеств и уровня физподготовки сил ТБ вынести за рамки процедур аттестации, обозначив их как обязательные процедуры приема на работу (продления контракта) сил ТБ;
4.2 Сформулировать и принять профессиональные стандарты для всех категорий сил ТБ по всем видам транспорта;
4.3 Включить в Единый квалификационный справочник раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и работников сил обеспечения транспортной безопасности», а также сформулировать в нем конкретные квалификационные требования для всех категорий сил ТБ;
4.4 Ответственным ведомствам разработать профессиональные программы обучения сил ТБ либо профессиональной переподготовки.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
ПП № 969: как идет
сертификация?
Герой номера:
Александр Старовойтов,
член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, депутат фракции ЛДПР
Продукт номера: Особенности ПО распределенных систем видеонаблюдения