Потушить искру до пожара

download PDF
18 сентября 2018, 17:34    248

Журнал RUБЕЖ и Ассоциация производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01» собрали за «круглым столом» представителей противопожарной отрасли, чтобы выяснить — как бороться с некачественной продукцией. Откладывать решение проблемы нельзя. Низкие требования в ГОСТах, отсутствие надзора за рынком сертификации, неинформированность потребителей довели долю контрафакта до отметки 70-80% от всего объема рынка огнезащитной продукции.

Сергей Чеботарев, исполнительный директор Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01»

После проведения серии открытых сравнительных испытаний огнетушащих порошков и порошковых огнетушителей в 2012 и 2013 годах специалисты Ассоциации «Союз 01» убедились в том, что эти средства не способны справиться с огнем. Причем это явление массовое.

Более 120 тестов продукции от российских производителей публично продемонстрировали полную беспомощность как минимум в 50% случаев. Основная причина — некачественный, фальсифицированный огнетушащий порошок.

Ассоциация «Союз 01» в соавторстве с экспертами МЧС на основе ISO разработала изменение № 1 к ГОСТ Р 53280.4-2009 на огнетушащие порошки. В течение пяти лет эти изменения проходили  различные стадии согласования. Ситуация затягивалась, т. к. производить фальсификат  экономически выгоднее, чем качественные огнетушители.

На рынке сформировалось мощное лобби, не желающее изменений. Новый ГОСТ был направлен прежде всего на исключение возможностей для подделки тестов на проверку огнетушащей способности. Мы постарались максимально подробно прописать все регламенты испытаний, используя опыт более развитых в этом плане стран. Например, требования к максимально допустимому уровню влажности древесины модельного очага. При тестировании порошка этот показатель должен быть в диапазоне 10-14%. Однако ГОСТ допускает значения 10-20%. Производители этим часто пользуются — тестируя свою продукцию на влажной древесине, которую существенно легче потушить.

Еще одно дополнение с нашей стороны — предложение использовать ветрозащитную конструкцию, огневую камеру, как это принято во всем мире. При испытаниях важно, чтобы ветровая нагрузка была минимальная.

Оппоненты, не желающие ужесточения требований, инициировали проверку Росстандартом процедуры согласования ГОСТ. Таким образом они способствовали отмене уже утвержденных изменений. Поэтому разработанные нами дополнения к стандарту вступили в силу 1 марта 2017 года, а уже 1 июня этого же года были отменены.

Причин гибели людей на пожарах много. Нельзя сказать, что все гибнут из-за некачественных огнетушителей. Но объективно — в стране отсутствует необходимый надзор за качеством огнетушителей и огнетушащих средств. Ни один инспектор не имеет права прийти к вам в офис, снять со стены огнетушитель и проверить его. Показательный пример — политика МЧС Китая. Там только одна марка огнетушащего порошка, причем очень качественная — АВС 50. Это означает, что доля активного тушащего компонента в ее составе — 50%, вторая половина приходится на технические и технологические добавки. В России такого качественного порошка в месяц производится около 70 тонн. В Китае— 30 тысяч тонн, т. е. в сотни раз больше. В Поднебесной на каждом огнетушителе указан основной химический состав огнетушащего вещества, есть ГОСТ и установлена строгая ответственность за нарушения его требований, вплоть до смертной казни, поскольку это вопрос безопасности и жизни людей. Как результат — в Китае никто не хочет связываться с фальсификатом, ставя под удар себя и свой бизнес.

Николай Матвиенко, председатель комитета по техническому регулированию Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01»

По статистике МЧС России, причиной гибели людей на пожарах более чем в 70% случаев является отравление продуктами горения. Человек без средства защиты органов дыхания не может передвигаться в задымленном помещении. От качества этих средств напрямую зависит сохранение жизни и здоровья людей, поэтому в российском законодательстве установлены жесткие и однозначные требования к этой продукции.

В сегменте индивидуальной защиты противопожарного назначения фальсификата меньше, чем в других сегментах рынка. Особенно остро стоит вопрос с самоспасателями, предназначенными для безопасной эвакуации населения из задымленных помещений. Пользователь не имеет возможности оценить качество продукта — его работоспособность проявится только во время пожара. Поэтому у производителя есть искушение сэкономить на качестве продукции в надежде, что она не пригодится.

К сожалению, в последние годы возникли объективные причины для появления ненадежных изделий. Связано это с пересмотром соответствующей нормативной базы. В 2012 году вступил в силу технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», в котором требования к фильтрующим самоспасателям были значительно снижены. Кроме того, документ оказался неоднозначным, поскольку в перечень стандартов для добровольного применения включено 9 стандартов с различными значениями показателей.  При этом ГОСТ Р 53261-2009, по которому осуществляется подтверждение соответствия 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в этот перечень включен не был. Чтобы избежать появления на рынке некачественной продукции, сертификация осуществляется дважды: на соответствие требованиям ТР ТС 019/2011 и дополнительно — на соответствие требованиям 123-ФЗ.

С 2012 года участники Ассоциации «Союз 01» неоднократно обращались в федеральные органы исполнительной власти, в надзорные и правоохранительные органы с предложением исключить заниженные требования к фильтрующим самоспасателям из ТР ТС 019/2011, а до принятия профильного Технического регламента ЕАЭК по пожарной безопасности руководствоваться положениями российского законодательства.

Мнение производителей было поддержано Роспотребнадзором, Росстандартом, Минэкономразвития, Минпромторгом, Минобороны, МЧС России, ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Однако Минтруда РФ (разработчик ТР ТС 019/2011) никаких изменений в этот регламент не внесло.

Эту проблему пытались решить при разработке Технического регламента ЕАЭК «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения». Межгосударственная рабочая группа включила в проект регламента требования ко всем видам пожарных самоспасателей (фильтрующих, изолирующих на химически связанном кислороде, изолирующих на сжатом воздухе) в точном соответствии с требованиями российского законодательства. Однако при представлении проекта в ЕЭК все виды пожарных самоспасателей из документа были исключены под предлогом, что требования к ним уже изложены в ТР ТС 019/2011. Но они по-прежнему остаются заниженными, а изолирующие самоспасатели вообще оказались вне правового поля.

Тогда был выбран другой путь — дополнить ТР ТС 019/2011 недостающими пунктами. По мнению экспертов в области средств индивидуальной защиты органов дыхания, реализация задачи является не такой простой, как это представляется чиновникам. Пока предлагаемые изменения только ухудшают ситуацию.

Николай Димкович, председатель Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01»

Производителей пожарно-спасательной продукции беспокоит прежде всего фальсификат. В настоящее время его процент очень высокий — от 70% до 90%, в зависимости от сегмента.

Ряд компаний, получив сертификат, на этапе массового производства продукта значительно снижают заявленное качество. До такой степени, что продукт перестает соответствовать выданному сертификату и государственным стандартам.

В сегменте продукции пожарно-технического назначения Ассоциация производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01» — это единственное объединение, которое поставило  перед собой цель противодействия фальсификату. Но мы активно привлекаем и другие общественные объединения, например «Опору России» и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Сегодня наша ассоциация работает по трем направлениям. Во-первых, мы проводим контрольносравнительные испытания пожарно-технической продукции: огнетушителей, противопожарных преград, средств огнезащиты строительных конструкций и т. д. Проверка осуществляется в аккредитованных лабораториях либо с приглашением специалистов из таких лабораторий.

По результатам испытаний мы направляем обращения в Федеральную службу по аккредитации, в департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России. Подобные мероприятия общественного контроля мы проводим с 2011 года. Во-вторых, нам удалось выстроить отношения со СМИ, не только с отраслевыми, но и с федеральными. С нашими специалистами неоднократно общались корреспонденты телеканалов «Россия», «НТВ», «РБК», газет «Известия», «Московский Комсомо лец». В 2016 году деятельность «Союза 01» была освещена в 120 публикациях.

В-третьих, это активное участие в техническом регулировании, в развитии нормативной базы. Мы являемся членами ряда технических комитетов Росстандарта. Прежде всего это ТК 274 «Пожарная безопасность», ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту». Ассоциация участвовала в разработке нескольких отраслевых стандартов. Из последних примеров — регламенты для огнетушащих порошков, средств индивидуальной защиты органов дыхания при пожаре для детей и другие. Кроме того, эксперты «Союза 01» входят в состав комитетов и рабочих групп по разработке международных стандартов.

В настоящее время участвуем в создании технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения». Кроме того, ассоциация принимает активное участие в заседаниях рабочей группы при государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Наши обращения находят отклик у руководителей Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

В целях борьбы с фальсификатом «Союз 01» предлагает реализовать следующие инициативы:

  • наделить МЧС России полномочиями контрольной закупки, внезапной проверки качества продукции, находящейся как в обращении, так и в производстве, отзыва продукции с рынка, выделения финансов на реализацию мероприятий в этом направлении;
  • провести дооснащение испытательных лабораторий МЧС России необходимым оборудованием и укомплектовать организации профессиональными кадрами с целью проведения оценки соответствия продукции пожарно-технического назначения в полном объеме;
  • снять гриф секретности с данных о расследованиях причин пожаров и опубликовать в открытом доступе реестр записей об исследовании мест пожаров и возгораний на территории РФ;
  • ввести обязательства для органов сертификации по контролю обращения на рынке сертифицированной серийной продукции;

включить в обязательную публичную отчетность МЧС России показатель пожарного риска (количество погибших при пожаре на 1 миллион жителей);

  • включить в процедуру расследования обстоятельств и причин пожаров изучение факторов, способствующих либо не препятствующих развитию пожара, включая работу средств автоматического пожаротушения, огнезащитных покрытий, противопожарных преград с последующим привлечением к ответственности лиц, осуществивших производство, монтаж и приемку защитных систем на поднадзорном объекте;
  • создать единый реестр идентификаторов огнезащитных покрытий;
  • ввести государственную услугу предоставления справки о причинах пожара.

Наталья Ковыршина, заведующая Лабораторией сертификации   области пожарной безопасности ЦНИИСК им В.А. Кучеренко

Максим Клейменов, заместитель руководителя ИЦ «Огнестойкость»

Рынок строительной продукции изобилует материалами, изделиями и конструкциями, у которых сопротивляемость огневому воздействию в лучшем случае является сомнительной. В худшем — никакой. Возникает вопрос: «Кто виноват?»

Потребитель почти всегда ищет качественную и недорогую продукцию. При этом он может приобрести негодную продукцию с «красивым» сертификатом или ту же негодную продукцию, но с «праведным» сертификатом. «Красивый» сертификат на негодную продукцию — чаще всего результат сговора производителя и сертифицирующей организации. Некачественная продукция с «праведным» сертификатом — результат обмана сертифицирующей организации со стороны производителя.

Первые сертификаты, в которых были приведены пожарно-технические характеристики продукции, выдавались по системе сертификации ГОСТ Р в области строительства (Госстроя России). Их характерная особенность заключалась в том, что качество оценивали специалисты по конкретным видам продукции. Например, по полимерам, бетону, металлам. При анализе стабильности качества продукции использовали в том числе методы математической статистики, чтобы проанализировать важные физикомеханические показатели. «Огневые» испытатели в этом не участвовали, но обязаны были представить протокол своих тестов. На смену этой системе пришла система сертификации в области пожарной безопасности. Аккредитующим органом стал

ВНИИПО МВД России под «покровительством» (в хорошем смысле) Главного управления государственной пожарной службы МВД России (ГУГПС).

Аттестат аккредитации могли получить только организации, имеющие квалифицированных специалистов, например Ленфилиал ВНИИПО МВД России, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко. И тут обнаружилось, что испытания и сертификация в области пожарной безопасности позволяют зарабатывать неплохие деньги.

Общественность обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), сетуя на монополизацию в области аккредитации. В итоге вопрос был урегулирован в соответствии с действующим законодательством. И открылся «ящик Пандоры», из которого «посыпалось» большое количество органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Вечное стремление к снижению затрат на строительство, агрессивная конкуренция, острая кадровая проблема с профессиональными техническими специалистами создают условия для развития фальсификата. Как следствие — это приводит к пожарам, которые уносят жизни людей, разрушают исторические здания, влекут за собой убытки для промышленных предприятий.

На наш взгляд, в этой ситуации «лучом света в темном царстве» выступают участники рынка, которые гарантируют профессионализм, ответственность и порядочность. Радует, что их число все-таки растет. Необходимо поддерживать такие компании и распространять информацию о них. В частности, наша организация ведет работу в этом направлении. В ближайшее время мы начнем регулярно публиковать на нашем сайте информацию об одном из таких участников рынка. Их список будет пополняться. Хотелось бы надеяться на поддержку в этом вопросе со стороны Росаккредитации и коллег.

Кроме того, у нас есть ряд предложений, которые необходимо зафиксировать в нормативных документах.

  1. Ужесточить профессиональные требования в области пожарной безопасности к знаниям технических экспертов по аккредитации.
  2. Выявлять и «отлучать» от системы сертификации непрофессиональные испытательные лаборатории и их «экспертов». Например, путем проведения межлабораторных сличительных испытаний. Курировать такие мероприятия должна только та организация, которая имеет большой опыт и проверенную репутацию в области пожарной безопасности.
  3. Использовать зарубежный опыт, при котором между сертифицирующими организациями и испытательными центрами в области пожарной безопасности нет никакой взаимосвязи. Качество и стабильность качества выпускаемой продукции подтверждаются без участия протоколов огневых испытаний. Подобная система существует как в Европе, так и в США.
  4. Ввести рейтинговую оценку органов по сертификации и испытательных лабораторий. При составлении такого рейтинга опираться на данные ВНИИПО МЧС России по мониторингу сертификационных документов, который проводится по поручению Коллегии МЧС России. О результатах необходимо сообщать широкому кругу участников рынка.

Евгений Кузнецов, заместитель главного инженера ОАО «Тизол», эксперт Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01»

Сегмент огнезащитных материалов для металлоконструкций может быть разделен на интумесцентные покрытия (краски) и конструктивные системы огнезащиты. Среди первых количество фальсификата достигает 99%, среди вторых чуть меньше — примерно 80%. Официальной статистики здесь, к сожалению, нет. Но опыт работы на рынке и свидетельства экспертов подтверждают эти цифры.

Большой процент подделок среди огнезащитных красок связан с полным отсутствием контроля. В лучшем случае — недобросовестный производитель закупает пробные партии качественных химикатов для производства, буквально «на коленках» делает из них минимальное количество краски и обращается в сертификационный центр.

Специалисты центра проверяют документы, даже проводят огневые испытания, после чего выдают сертификат. Затем производитель покупает аналоги реагентов в Китае, перемешивает их и продает такую «мешанину» под видом качественной краски. Совершенно безнаказанно. Проверить производителя после выдачи сертификата уже никто не может.

Оперативно распознать подделку потребитель, к сожалению, не способен. Для этого необходим целый комплекс мероприятий.

Во-первых, развитие противопожарных испытательных лабораторий. Во-вторых, создание единого реестра огнезащитных красок и покрытий, в отношении которых проведена термогравиметрия. Тогда потребитель смог бы соскоблить несколько миллиграммов краски и отдать на исследование, чтобы определить, соответствует это сертифицированному продукту или нет.

Сейчас все это отсутствует. В первую очередь у сертификационных центров нет стремления работать в рамках добросовестной конкуренции, большинство из них «заточено» на получение прибыли. Такие организации предлагают выдать сертификат без испытаний и оценки уровня производства в течение двух дней, в документах прописать те параметры, которые указывают сами заявители.

У себя на предприятии мы построили испытательную огневую печь, аттестовали ее по требованиям, необходимым для оценки огнезащитной эффективности. Регулярно проводим испытания своей продукции и публичные испытания огнезащитных покрытий сторонних производителей. Процедуру подготовки и испытания мы стараемся сделать максимально прозрачными и публичными. Приглашаем производителей присутствовать при монтаже их материалов на испытуемый образец, при самих испытаниях. Кроме того, зовем заинтересованных лиц из профильных министерств, надзорных органов, общественных объединений, СМИ, партнеров-конкурентов. По итогам составляется протокол, которому даем максимальную огласку.

Несмотря на то что страну наводнили огнезащитные материалы с явно фальсифицированными характеристиками, ни один «купленный» сертификат отозван не был. Для этого просто нет соответствующих нормативных документов. Мне известно, что госкомиссия по незаконному обороту промышленной продукции поручала Минпромторгу подготовить законопроект об отзыве сертификатов. Срок исполнения данного поручения был назначен на ноябрь 2016 года.

Самый действенный метод борьбы с фальсификатом, на мой взгляд, это обязанность по возмещению убытков. Если из-за некачественной огнезащиты погорелец понес материальные убытки, то производитель огнезащитных материалов, сертифицирующий орган, исполнитель работ и контролирующая организация должны возместить этот ущерб. Для этого мы предлагаем ввести обязательное обследование мест пожаров на предмет срабатывания огнезащиты и других противопожарных средств. По результатам должны выдаваться документы, с которыми пострадавшая сторона могла бы обратиться в суд.

Еще один прием борьбы — контрольная закупка. В составе Ассоциации «Союз 01» мы пытаемся добиться такого права для органов МЧС. Хотелось бы также обратить внимание на систему оценки пожарных рисков. Сейчас она основана на статистике для всей России, а наша организация выступает за ведение отдельной статистики для регионов. Это должно привлечь внимание местных властей, т. к. они начнут отвечать за обеспечение пожарной безопасности.


Был ли вам полезен данный материал?


Потушить искру до пожара

Вопрос номера:
Каким теперь будет
"Безопасный город"?

Герой номера:
Роман Шайхутдинов,
министр информатизации и связи Республики Татарстан

Продукт номера:
Носимые видеорегистраторы

RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru


Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1964 s
queries: 111 (0.0138 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.