В огненном кольце законов

22 сентября 2018, 19:42    678

Изменения в законодательстве Беларуси серьезно повлияли на производителей и поставщиков технических средств пожарной безопасности. О том, как именно — журналу RUБЕЖ рассказали доцент Белорусского национального технического университета, к.т.н. Николай  Мисюкевич, руководитель НПЧУП «Технозащита» Андрей Басов и директор ЧУП «СтройПожЭксперт»,  к.т.н. Сергей Залесский.

Какие изменения произошли в белорусском законодательстве о пожарной безопасности? Как это скажется на предпринимателях?

НИКОЛАЙ МИСЮКЕВИЧ: Указ президента Республики Беларусь № 26 от 14.01.2014 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» ввел новый порядок аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в области строительства. При этом под аттестацию попали в том числе виды деятельности, которые подлежат лицензированию в части обеспечения пожарной безопасности: работы и услуги по проектированию, монтажу, наладке, техническому обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией.

Дополнительно к лицензии теперь необходимо получать аттестат соответствия Министерства архитектуры и строительства. Для этого нужно реализовать ряд дорогостоящих мероприятий, что увеличило непроизводственные затраты. Небольшие организации считают это нововведение обременительным, и в целом мера не способствовала развитию малого бизнеса. Помимо этого компания-проектировщик обязана иметь лицензию на выполнение некоторых расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности. Обязательное условие получения лицензии — наличие в штате организации не менее трех сотрудников.

Следовательно, проведение расчетов отдельными специалистами (предпринимателями) становится невозможным, а на фирмы накладывает дополнительную финансовую нагрузку.
С конца 2015 года действует новая редакция указа № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензии стали бессрочными. На этом фоне требование о дополнительной аттестации, по сути, вводит двойное подтверждение соответствия.

АНДРЕЙ БАСОВ: Основной тенденцией развития рынка пожарной безопасности в Республике Беларусь является излишняя административная зарегулированность. Последние изменения нормативных правовых актов и вовсе усложнили предоставление отдельных услуг. В перечень строительных материалов, изделий (независимо от страны происхождения) и работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность», внесен общий пункт № 24 «Средства противопожарной защиты и пожаротушения». 

Определение данного термина весьма обширно, и все, что имеет отношение к пожарной защите, потребует подтверждения: короба, оконечные устройства, резисторы, диоды. В то же время методики испытаний таких изделий на соответствие требованиям регламента отсутствуют. Поэтому непонятно, на основе чего сертификационный центр будет рассчитывать стоимость услуг.

Для выполнения отдельных расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности теперь обязательно наличие лицензии, выдаваемой МЧС. А чтобы получить эту лицензию, необходимо набрать дополнительный штат сотрудников. Вопрос — зачем?
Такие новшества приводят к сокращению числа мелких отечественных предприятий, предоставляющих услуги на рынке пожарной безопасности.

Как развивается нормативное обеспечение отрасли пожарной безопасности?

АНДРЕЙ БАСОВ: В 2015 году на базе НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС государственным комитетом по стандартизации в Беларуси создан новый национальный технический комитет «Средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения». Его область деятельности — стандартизация требований и методов испытаний для средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, их монтажа, наладки, обслуживания и эксплуатации, выполнения работ по повышению огнестойкости строительных конструкций и снижению пожарной опасности веществ и материалов. Новая структура будет работать в системе национальной и межгосударственной стандартизации. Мы готовы сотрудничать с этим комитетом и считаем, что привлечение к нормотворчеству представителей предприятий, которые непосредственно заняты в сфере обеспечения пожарной безопасности, будет полезным.

НИКОЛАЙ МИСЮКЕВИЧ: Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты — это большая система. В Республике Беларусь достаточно широко заимствуются и применяются европейские нормы и стандарты — всего более 30%. Однако есть и неохваченные области: квалификация специалистов, ответственность. Поясню свою мысль. Если рассмотреть, например, работы в строительстве, то здесь предпринимателя ждет настоящая головоломка. Часто отсутствует взаимное согласование нормативных правовых актов. Требования, обязательные для исполнения, содержат ссылки на нормы и правила, которые или не актуальны, или не обязательны (если верить их формулировкам).

Возьмем монтаж внутренних инженерных систем сооружений. Формулировка технической оценки пригодности строительных материалов и изделий допускает неопределенность в восприятии требования: якобы и сертификат, и декларация оформляются при наличии технического свидетельства (а на самом деле только декларация).

Если рассматривать требования по проектированию систем управления эвакуацией и систем передачи извещений о пожаре, то окажется, что в ТКП 45-2.02-190-2010 «Пожарная автоматика зданий и сооружений. Строительные нормы проектирования» отсутствуют все существенные требования к данным системам, кроме электроуправления. Документ гласит, что «управление исполнительными элементами оборудования противодымной вентиляции должно осуществляться <…> в соответствии с требованиями технического кодекса». Но область действия кодекса на самом деле не распространяется на данные системы. И таких примеров много.

Вот еще один пример: постановлением Совета министров Беларуси были внесены изменения в технический регламент, касающийся безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий. Изменены область и принципы подтверждения соответствия оборудования, применяемого для обеспечения пожарной безопасности. Оборудование было включено в термин «изделия». Но строительное изделие — это изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительной конструкции сооружения, инженерных систем и сетей. Также в приложении к регламенту вид подтверждения соответствия противопожарного оборудования не указан.

Почему не развивается аудит пожарной безопасности?

СЕРГЕЙ ЗАЛЕССКИЙ: Аудит является современным перспективным направлением в системе обеспечения пожарной безопасности. Однако в Республике Беларусь пожарный аудит законодательно не закреплен и не предусмотрен техническими нормативными правовыми актами. Поскольку отсутствует правовое поле, пожарный аудит не востребован на практике.

Следует также отметить, что близкая к пожарному аудиту экспертная деятельность в разрешительной системе (лицензирование) противоречива, сложна для реальной работы, не прозрачна и зависит от многих субъективных факторов. А для индивидуальных предпринимателей-профессионалов и небольших фирм лицензируемая экспертная деятельность вообще запрещена.

Можно ли ожидать роста инвестиций в противопожарную защиту зданий и сооружений в республике?

СЕРГЕЙ ЗАЛЕССКИЙ: Увеличение инвестиций — это, конечно, хорошо. Но правильнее было бы сначала оценить эффективность затрат на противопожарную защиту и их оптимальное использование. В этом направлении существует огромный потенциал: требования пожарной безопасности, установленные в национальных технических нормативных правовых актах, уже достаточно проработаны технически и апробированы на практике. Однако механизм их гибкого применения с учетом расчетного обоснования противопожарных мероприятий не определен. Сейчас это в значительной мере зависит от административного ресурса надзорных и контрольных органов.

С 1 мая 2016 года вступили в силу дополнения и изменения Правил пожарной безопасности Республики Беларусь 01-2014. Например, запрещено применение открытого огня в зданиях и общественных помещениях. 

А как же использование пиротехники в сценических постановках?

НИКОЛАЙ МИСЮКЕВИЧ: Использование открытого огня на сцене может быть разрешено в каждом отдельном случае — в порядке согласования отступления от норм с реализацией компенсирующих мероприятий для соблюдения безопасности. Ответственность при этом возлагается на организатора мероприятия.

АНДРЕЙ БАСОВ: В сценических постановках возможно использование многочисленных безопасных средств имитации огневых эффектов (голограммы, телевизионные панели и прочее). Запрет распространяется только на применение открытого огня в зданиях (сооружениях) и помещениях. Дома устраивать романтические вечера при свечах можно сколько угодно.
 


Был ли вам полезен данный материал?


В огненном кольце законов

Вопрос номера:
Что принесет 2017 год рынку
систем безопасности?

Герой номера:
Игорь Манылов,
начальник ФАУ «Главгосэкспертиза»

Продукт номера:
Радиоканальные системы

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2267 s
queries: 153 (0.0206 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.