Право на риск
В 2017 году рынок систем безопасности для промышленных объектов ждет документ, который в ближайшие 10 лет будет формировать спрос на оборудование и технологические решения. Основы государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года помогут сформировать аналог «Безопасного города». Влияние на этот процесс окажут и другие аспекты рынка, претерпевшие изменения в 2016 году. В их числе госаттестация экспертов промышленной безопасности, обязательное страхование ответственности, категорирование опасных объектов, реализация риск-ориентированного подхода.
В ОБЩИХ ЧЕРТАХ
2016 год в сфере промышленной безопасности стал годом реформ и кардинального пересмотра подходов к защите опасных производственных объектов (ОПО). После взрыва на воркутинской угольной шахте «Северная» и массовых аварий в «безнадзорных» лифтах Ростехнадзор инициировал разработку Основ госполитики в области промбезопасности на период до 2025 года. Документ должен решить проблему стремительного старения основных фондов промышленных предприятий и обеспечить им переход на принципиально новый уровень безопасности.
Одним из главных пунктов проекта является введение требований об обязательном оснащении ОПО системами дистанционного мониторинга, безопасности и телеметрии. Реализация требований обещает рынку ТСБ рост спроса на его решения.
В начале января 2017 года проект Основ госполитики был рассмотрен межведомственной комиссией Совета безопасности в экономической и социальной сфере и отправлен на дальнейшую доработку. Ожидается, что документ будет принят уже в 2017 году.
Кроме того, в прошлом году Ростехнадзор начал массовое подключение ОПО к собственной комплексной системе информатизации (КСИ Ростехнадзора). Интеграции подлежат системы видеонаблюдения во взрывозащищенном исполнении, охранно-пожарные сигнализации и оповещение, датчики телеметрии, а также АСУ ТП. По архитектуре и назначению КСИ Ростехнадзора во многом похожа на АПК «Безопасный город». С высокой долей вероятности одним из следующих шагов будет интеграция этих двух комплексов между собой.
КЛАССОВОЕ НЕРАВЕНСТВО
В середине 2016 года Ростехнадзор заявил о распределении ОПО внутри существующих классов опасности по группам рисков. По словам главы Ростехнадзора Алексея Алешина, критерии деления по группам будут описывать вероятность аварии на объекте. На зачисление объекта в ту или иную группу риска влияют такие параметры, как климатические условия эксплуатации, сейсмическая активность в районе расположения производства и т. д.
Сейчас все ОПО разделены на четыре класса опасности, от которых зависит частота и тип проверок таких объектов. Если за ОПО первого класса осуществляется постоянный надзор, то четвертый класс вообще не подлежит плановым проверкам. Ростехнадзор не исключает, что в ближайшее время может закрепить на законодательном уровне возможность причисления объекта к более высокому классу, если на нем часто происходят аварии.
На начало 2016 года ведомство включило в реестр ОПО 174 898 объектов. Это на 110 852 меньше, чем в 2013 году. В рамках внедрения риск-ориентированного подхода из категории «опасный производственный объект» были выведены лифты, объекты электросетевого хозяйства, добычи общераспространенных полезных ископаемых и производства, работающие с расплавами металлов в объемах не более 500 кг. Впрочем, в августе 2016 года «лифтовая» тема была поднята вновь —
Национальный лифтовый союз и общественный совет при Минстрое РФ разработали проект Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов. Документ призван обеспечить безопасность более 500 тысяч лифтов по всей стране.
КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ
1 января 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Ключевое нововведение — статья 162 «Общественный контроль в области промышленной безопасности».
О необходимости общественного контроля в мае 2016 года говорил Алексей Алешин. «Люди, которые работают на предприятии, профсоюзные работники, там присутствуют ежедневно. Поэтому у нас появляется возможность ежедневно получать информацию от тех, кто своими глазами все видит», — объяснил свою позицию глава Ростехнадзора. По его словам, во времена Советского Союза подобная практика активно применялась. А сейчас число инспекторов ведомства и число объектов, на которых в силу класса опасности инспектору необходимо присутствовать ежедневно, абсолютно не совпадают.
Решение об организации общественного контроля поддержал и министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. «Здесь наша логика абсолютно проста. Одной из задач профсоюзов является обеспечение безопасности труда работников предприятия. И в этом отношении привлечение представителей профсоюза для контроля абсолютно востребовано. Это те организации, которые выступают нашими партнерами, и мы будем открывать для них соответствующие возможности», — объяснил Абызов.
Общественный контроль осуществляется на добровольной основе инспекторами из числа профсоюзов. 12 сентября 2016 года Ростехнадзор вынес на обсуждение проект приказа об установлении порядка привлечения таких инспекторов. Ведомство планирует, что профсоюзы будут самостоятельно направлять информацию о кандидатах. В течение 30 дней после получения заявления специальная комиссия надзорного органа проведет собеседование по знаниям норм промышленной безопасности, а затем примет решение о включении в реестр нового инспектора.
В соответствии с федеральным законом общественный инспектор имеет право контролировать соблюдение требований промбезопасности, представлять предложения об устранении нарушений, а также принимать участие в надзорных мероприятиях Ростехнадзора.
ЭКСПЕРТИЗА ПО-НОВОМУ
Создаваемый институт добровольцев не заменит профессиональных инспекторов в области промышленной безопасности. «Нашумевшей» темой 2016 года стало появление системы государственной аттестации отраслевых экспертов.
Официальный старт новому методу оценки профессиональных знаний и компетенций специалистов был дан 20 октября 2015 года, однако именно в 2016 году система заработала в полной мере.
По признанию многих экспертов, в сфере промышленной безопасности началась новая страница истории — впервые в этой области появилась государственная аттестация. В июле 2016 года Минюст России зарегистрировал приказ Ростехнадзора, который вносит изменения в порядок ведения реестра экспертиз. После этого ведомство перестало принимать заключения, подписанные «старыми» экспертами.
Как результат, в 2016 году из 7500 ранее аккредитованных экспертов промышленной безопасности осталось только 384. При этом ежегодно отрасли необходимо проведение 300 тысяч экспертиз. Сама процедура государственной аккредитации состоит из нескольких этапов. Сначала Ростехнадзор отсеивает претендентов на стадии приема документов.
Теперь от кандидата требуется наличие определенного опыта по участию в составлении экспертиз промышленной безопасности, обоснований безопасности опасных производственных объектов и т. д.
Первый этап аттестации — компьютерное тестирование из 200 вопросов, на ответы отводится 2 часа 30 минут. Второй этап — решение ситуационных задач. Кандидатам в эксперты 1-й и 2-й категорий также предстоит пройти собеседование с аттестационной комиссией. После успешной сдачи экзамена эксперту выдается лицензия, которая действует пять лет. Государственная пошлина за получение документа составляет 1200 рублей.
Несмотря на то что создание института государственной аттестации позволило избавить рынок от недобросовестных фирм-однодневок, за бортом осталось большое количество опытных специалистов в сфере промышленной безопасности. Эксперты в течение всего 2016 года не раз высказывали самые разные претензии к методам проверки знаний, экзаменационным вопросам и предъявляемым требованиям к кандидатам.
В итоге Ростехнадзор согласился пойти на уступки и упростить процедуру аттестации. Например, было отменено требование наличия у экспертов публикаций в периодических изданиях, начались экзамены в регионах, ведомство дало пояснения по вопросам тестирования и ситуационным задачам, увеличило время прохождения компьютерного тестирования.
УЛУЧШЕННАЯ СТРАХОВКА
Важными для сферы промышленной безопасности в 2016 году также стали изменения в области обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда, полученного в результате аварии.
C 6 сентября 2016 года начали действовать поправки к закону № 225-ФЗ «Об обязательном страховании…» относительно условий и порядка заключения договоров, а также был расширен перечень ОПО, владельцы которых должны страховать ответственность. К ОПО, подлежащим регистрации в государственном реестре, гидротехническим сооружениям, автозаправочным станциям жидкого моторного топлива, лифтам, подъемным платформам для инвалидов, эскалаторам (за исключением эскалаторов в метрополитенах) добавились траволаторы — движущиеся пешеходные дорожки.
Существенно увеличились страховые суммы для шахт угольной промышленности — минимальный размер выплаты всем потерпевшим в результате аварии теперь составляет 50 млн рублей (ранее было 10 млн рублей). Если авария произошла на шахте, где не предусмотрена декларация промышленной безопасности, объем страховой выплаты составит 100 млн рублей (при количестве пострадавших не более 50 человек).
Страховщики теперь также обязаны размещать на своем сайте информацию для потерпевших о наступлении страхового случая, об условиях осуществления страховых выплат и о перечне документов, необходимых для получения компенсаций. Страхователь, в свою очередь, должен информировать своих работников о заключении договора обязательного страхования.
В сентябре 2016 года также был расширен список лиц, имеющих право на страховые выплаты при гибели потерпевшего. В перечень вошли иждивенцы, а при их отсутствии — супруг (супруга) умершего, его родители, дети и кормильцы.
ЭКСПЕРТИЗА ИЛИ СТРАХОВАНИЕ?
В конце июня 2016 года Российский союз промышленников и предпринимателей инициировал обсуждение предложений по замене экспертизы промышленной безопасности на страхование.
Основные предложения на эту тему представил председатель правления страховой группы «СОГАЗ» Антон Устинов. На первом этапе реформы он предложил внести в Градостроительный кодекс изменения, позволяющие вместо проведения экспертизы проектной документации заключать договор страхования. Предполагается, что сначала новый механизм будет применяться для особо опасных и технически сложных объектов, а также для «уникальных объектов капстроительства» с одной из характеристик: высота более 10 метров, пролеты — более 100 метров, наличие консоли длиной более 20 метров. В эти реестры не входят объекты жилищного строительства, космической и авиационной, железнодорожной инфраструктуры, атомной энергетики, автомобильных дорог, объекты культурного наследия и бюджетные стройки.
В «СОГАЗе» уверены, что страхование рисков в дальнейшем заменит экологическую экспертизу и экспертизу промышленной безопасности.
Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень в ответ на данное предложение высказал мнение, что замена государственной экспертизы проектной документации промышленных объектов на договор страхования является опасным мероприятием. По его словам, переложить ответственность на застройщика, который просто застрахует риски падения здания, было бы «чрезмерно легкомысленно». «Когда в нашей стране вырастет цена репутации, лет через десять к этому вопросу можно будет вернуться, но сегодня без жесткой экспертизы, в первую очередь технических решений, строить нельзя», — заявил Мень.
Подведомственная Минстрою Главгосэкспертиза, в свою очередь, проанализировала результаты экспертиз проектной документации за 2015 год и выяснила, что по промышленным и энергетическим объектам 241 проектный документ из 436 содержал «фатальные ошибки». Реализация неверных технических решений могла привести к обрушению зданий и сооружений, затоплению тоннелей метрополитена и разломам скважин, возникновению пожаров, взрывов, оползневых явлений в карьерах и другим масштабным техногенным авариям.
Из наиболее характерных причин ошибок и недостатков Главгосэкспертиза выделила низкое качество или отсутствие комплексных инженерных изысканий, ошибки при проектировании фундаментов в сложных инженерно-геологических условиях, игнорирование или неправильное применение норм пожарной безопасности при проектировании, а также несоблюдение норм промышленной безопасности и другие.
ПЛАН НА 2017
По словам статс-секретаря — заместителя руководителя Ростехнадзора Александра Рыбаса, в 2017 году служба планирует усовершенствовать вопросы привлечения к ответственности за систематические грубые нарушения требований промышленной безопасности, урегулировать вопросы обеспечения промбезопасности при проведении сварочных работ и ввести механизм общественного контроля за безопасностью в сфере электроэнергетики. Кроме того, Ростехнадзор продолжит внедрение риск-ориентированного подхода в сфере федерального государственного энергетического надзора. Службе предстоит на законодательном уровне регламентировать вопросы допуска к эксплуатации энергоустановок, процедуры аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и в сфере электроэнергетики.
Был ли вам полезен данный материал?