Ключевые позиции

28 августа 2018, 02:18    478

Стать Героем номера — означает не просто выступить экспертом, но и взять на себя смелость показать рынку систем безопасности тренды развития той или иной отрасли, коммерческие выгоды компаний-производителей и поставщиков. В 2016 году мы рассказали нашим читателям о пяти рынках: «Безопасный город», промышленная безопасность, пожарная безопасность, «умный город» и транспортная безопасность. В каждом направлении мы выбрали Героя, который точно знает, где и как можно заработать.

Оксана Якимюк, главный конструктор АПК «Безопасный город»

Первая задача АПК — сформировать единое информационное пространство, куда в режиме реального времени будет стекаться вся необходимая для реагирования информация обо всех событиях, объектах, ресурсах и населении территории. Например, пожарные будут  ориентироваться при пожаре по электронной карте здания, где указаны выходы, точки подключения к воде и т. д.

Вторая задача АПК — дать руководителю муниципального уровня информацию для управления хозяйством. Датчики с теплотрассы вкупе с автоматизированным прогнозом погоды проинформируют о превышении уровня влажности — риске прорыва, то есть о потребности в превентивных, но более дешевых и безопасных мерах. Видеофиксация падения нескольких человек на тротуаре при холодных погодных условиях может автоматически отправить сигнал уборщикам улицы. Автоматический анализ ДТП на проезжей части — в ДПС и «скорую помощь».

Третья задача — создать основу для реализации решений «умного города». То, что «Безопасный город» со временем должен стать «умным», — это постулат вице-премьера Дмитрия Олеговича Рогозина. И я с ним совершенно согласна. От безопасности и автоматизации жизненно важных функций — к высоким стандартам комфорта жителей и работы органов власти и коммунальных служб.

Игорь Абрамов, начальник отдела пожарной безопасности ПАО «Газпром»

Федеральный закон «О техническом регулировании» установил, что для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок могут быть приняты корпоративные стандарты компаний. Например, в ПАО «Газпром» часть корпоративных требований пожарной безопасности установлена Концепцией противопожарной защиты. Несмотря на некоторые изменения в системе корпоративного управления пожарной безопасностью, ничего радикально менять в подходах мы не собираемся.

В «Газпроме» никогда не существовало никаких табу на применение эффективных способов и установок пожаротушения. Компания всегда смотрела на то, какие установки применимы на объектах «Газпрома», а какие нет, исходя из специфики защиты эксплуатируемых объектов и обращающихся веществ и материалов. Мы не применяем установки пожаротушения при отсутствии нормативных требований, определяющих исходные данные для расчетов. Писать их под каждую установку, для которой не разработаны требования пожарной безопасности, специальные технические условия, бессмысленно и дорого.

Настоящий момент — это распахнутые ворота для тех, кто хочет сотрудничать с ПАО «Газпром» серьезно и добросовестно. ПАО «Газпром» интересен широкий круг технологий, техники и оборудования: пожарные извещатели разного типа, средства газового анализа, огнезащитные составы, установки пожаротушения, спасательное оборудование и специальные средства защиты, оборудование для аварийных служб и формирований, подразделений пожарной охраны и пожарно-спасательных формирований.

На объектах ПАО «Газпром» сегодня не применяются импортные системы и установки противопожарной защиты. В основном — это оборудование российских производителей, в котором в незначительной степени используются элементы зарубежных компаний.
МЧС России проводит преобразование подразделений федеральной противопожарной службы в пожарно-спасательные подразделения. Мы рассматриваем необходимость проведения аналогичной работы в ведомственных службах ПАО «Газпром». Это не забвение пожарной охраны, а новый этап ее развития.

В части корпоративных требований пожарной безопасности мы проводим анализ всего массива нормативных документов ПАО «Газпром» на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых актов. При необходимости готовим обоснования для внесения изменений, а в отдельных случаях — для переработки корпоративных документов. Говорить, что ПАО «Газпром» или любая другая компания пишет стандарты под себя, — неправильно. Никто не может взять и написать под себя стандарт, который будет снижать требования безопасности: промышленной или пожарной. А установить для себя более высокие требования безопасности внутренними стандартами — вполне можем.

Сергей Кададов, генерал-майор внутренней службы, директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы

Что подразумевает риск-ориентированная модель? Все объекты защиты, которые есть в реестре МЧС России, мы классифицировали по пяти категориям риска — от «высокого» (первая категория) и до «низкого» (пятая). Частота инспекций варьируется от одного раза в три года (для объектов защиты категории высокого риска) до проверок не чаще одного раза в десять лет (для объектов защиты категории умеренного риска). Закладывать в планы проверок объекты пятой категории мы не будем.

Степень риска присваивается объекту отнюдь не раз и навсегда. Для тех, кто качественно обеспечивает безопасность, можно будет понизить категорию опасности объекта в зависимости от уровня его защищенности. И наоборот.

Переход на риск-ориентированную модель значительно сократил количество проверок. При планировании работы на 2016 год МЧС России вывело из-под обязательного надзора порядка 400 тысяч объектов защиты, в первую очередь малого и среднего бизнеса. В 2017 году объем проверок будет сокращен еще больше — к этому времени начнут полноценно действовать все положения новой концепции МЧС России.

Федеральный государственный пожарный надзор (ГПН) в отношении объектов защиты как проводился, так и будет проводиться. Но приоритетными объектами для инспекторов ГПН теперь будут те, где есть повышенные риски для жизни людей и сохранности государственного имущества.
Мы стараемся настойчиво продвигать идею альтернативных форм обеспечения безопасности по многим объектам. Речь идет не только о пожарном аудите и независимой оценке рисков для опасных объектов. Например, рассматриваем такой вариант, как добровольное декларирование пожарной безопасности объектов низкой категории риска.

По сравнению с 2015 годом мы имеем четко выраженную тенденцию снижения количества пожаров: 8% — по общему количеству и более 10% — по происшествиям с человеческими жертвами.
70% пожаров в России происходит в жилом секторе. Поэтому для нас особенно актуальна проблема государственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, предъявляемых ко вновь возводимым жилым объектам.

300–400 тысяч рублей штрафа за несоблюдение требований пожарной безопасности — это непосильные финансовые издержки для большинства субъектов малого и среднего бизнеса. МЧС России внесло в правительство поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в части отмены некоторых частей ст. 20.4.

Мы рассчитываем на добросовестность предпринимателей. Каждому предпринимателю будет дана возможность после первой проверки и выявления нарушений принять меры для их устранения. В противном случае он получит официальное предупреждение, а впоследствии — штраф.

Алексей Ананьев, совладелец холдинга «Промсвязькапитал», ответственный секретарь Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем АПК «Безопасный город»

Сложно провести «водораздел» между «безопасным» и «умным городом» — это всего лишь этапы реализации одного большого проекта. Есть много подходов к реализации философии «умного города», но их все объединяет одна цель — улучшение качества жизни населения за счет использования современных информационных технологий. Если посмотреть с этого ракурса на «безопасные города» — являются ли они «умными»? Безусловно, да.

Наш приоритет — защита населения и территорий от любых угроз общественной безопасности, защита правопорядка и безопасности среды обитания. Поэтому на практике задачи наших безопасных городов несколько отличаются от тех, что решают «умные» городские проекты в Корее или в Испании, где фокус смещен на обеспечение комфортного и удобного проживания людей, а также на коммерческую составляющую.

Мы формируем единое информационное пространство. В дальнейшем на его базе будут развиваться интеллектуальные городские системы: транспортные, градоуправляющие, различные сервисные платформы для бизнеса и населения. Соответственно, и сам контур информационного обмена будет расширяться: в него войдут коммерческие структуры, разработчики приложений, обычные граждане с мобильными телефонами.

Современный мегаполис невозможно представить без обширной сети взаимодействующих между собой устройств мониторинга и анализа различных параметров состояния городской инфраструктуры, потенциально опасных объектов, метеоусловий, поэтому мы заложили базовые принципы взаимодействия с миром интернета вещей в единые требования к техническим параметрам систем АПК «Безопасный город». Это камеры, тепловизоры, гидрометеопосты, химические анализаторы, пожарные извещатели, системы ГЛОНАСС, контроллеры светофоров, планшеты, мобильные телефоны и многое-многое другое.

«Безопасные города» не просто учитывают технологии интернета вещей (IoT), они строятся на них. Возьмем любой пилотный проект «Безопасного города». В нем обязательно будут компоненты, базирующиеся на технологии IoT. Safe City и IoT технически спаяны в единое целое. То же могу сказать и об экспертном сообществе, которое собрало под своей эгидой МВК и Национальную технологическую инициативу.

Это проектные, творческие команды, технологические компании, готовые впитывать новые разработки, ведущие университеты и исследовательские центры.
В проектах «Безопасных городов» задействован практически весь арсенал инновационных решений. Беспилотники используются для высокоточных съемок местности, патрулирования пожароопасных территорий. Системы интеллектуального видеонаблюдения позволяют предотвратить преступления, зафиксировать пожар или, например, неубранную улицу. Биометрический анализ стоит на страже безопасности аэропортов. Интеллектуальные транспортные системы управляют дорожным движением.

Владимир Машкин, генеральный директор АО «Московская кольцевая железная дорога»

За три с небольшим года мы фактически создали новый вид транспорта и интегрировали его в существующую инфраструктуру столицы. Московское центральное кольцо (МЦК) связано с метрополитеном и пригородными поездами. Это очень сложный высокотехнологичный процесс.

Важно понимать, что проект реконструкции Малого кольца — это совместный проект. Например, ОАО «РЖД» отвечает за модернизацию и развитие железнодорожной инфраструктуры, транспортное обслуживание пассажиров электропоездами «Ласточка». Интеграцию МЦК в систему городского транспорта осуществляет ГУП «Московский метрополитен». Навигация для пассажиров разработана совместно ОАО «РЖД» и ГУП «Московский метрополитен». А за нами — строительство транспортно-пересадочных узлов и развитие прилегающих к ним территорий.

До 2018 года мы продолжим интегрировать МЦК с железнодорожными платформами и новыми станциями метро. В общей сложности речь идет о создании 10 интеграционных связок, касающихся станций МЦК «Лихоборы», «Стрешнево», «Верхние Котлы», «Новохохловская», «Нижегородская», «Измайлово», «Бульвар Рокоссовского», «Ростокино», «Ботанический сад» и «Окружная».

А вообще развивать МЦК можно бесконечно. МЦК и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) решают две важные задачи. Они не только обеспечивают пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, но и являются катализаторами развития прилегающих территорий.
Инвесторы будут вкладывать деньги в строительство на прилегающих к ТПУ жилых территориях, развитие социальной инфраструктуры и создание рабочих мест. То есть люди, которые будут жить на этих территориях, получат возможность там же найти работу, там же отдыхать, и все это будет рядом с удобным общественным транспортом.

Большие надежды мы возлагаем на развитие заброшенных промзон вокруг МЦК. Это более 10 тысяч гектаров депрессивных площадей. Центральное кольцо обеспечивает к ним транспортную доступность, они становятся интересными для инвесторов. Особо хочу подчеркнуть, что для города важно развивать промзоны комплексно.

На восьми ТПУ в зоне ответственности МЦК предусмотрено строительство объектов коммерческого назначения. Компании «Пионер» за 1,14 млрд рублей уже продано право застройки на территории, прилегающей к станции «Ботанический сад».
Принятие в июне 2016 года Госдумой ФЗ о комплексном развитии промышленных зон — это важное решение. Документ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» позволяет застройщикам включить в себестоимость проекта затраты на социальную инфраструктуру. Очевидно, что это поможет сократить налогооблагаемую базу, то есть в конечном счете — снизить издержки на проект.


Был ли вам полезен данный материал?


RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.0324 s
queries: 137 (0.2197 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.