/ /

Беларусь: особенности национальных закупок

Беларусь: особенности национальных закупок

23 августа 2018, 00:48    863

2013 год объявлен в Беларуси Годом бережливости. Общественность, СМИ и следственные органы пристально следят за обоснованностью закупок, размещаемых государственными структурами. Впрочем, количество заключенных договоров по таким контрактам постоянно увеличивается. Растет и их стоимость — по итогам 2012 года средняя сумма сделки составила 25 тысяч долларов. Но получить выгодный контракт в Беларуси — непросто. Поставщики, особенно российские, должны быть готовы действовать в условиях определенной местной специфики.

Электронный формат госзакупок в Беларуси достаточно молод. Фактический переход к  проведению электронных аукционов состоялся лишь в 2012 году. Этого требовали нормы Соглашения о государственных закупках, принятые Беларусью, Казахстаном и Россией еще в 2010 году. Таким образом, с 1 января 2012 года на электронных аукционах, которые проводятся в Беларуси, могут принимать участие и субъекты хозяйствования России, которые, к слову, являются основными потребителями белорусских товаров.

С 1 июля 2012 года к системе закупок присоединился Казахстан. По мнению экспертов,  переход на систему электронных аукционов не только ускорил интеграционные процессы в Таможенном союзе, но и увеличил прозрачность процедур госзакупок в 2-2,5 раза (с точки зрения мониторинга котировок и отслеживания результатов тендеров).

В настоящее время государственные закупки в Беларуси регулируются Законом №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Последняя его редакция вступила в силу 1 января 2013 года. В законе прописаны основные принципы и механизмы осуществления госзакупок. Основная площадка по осуществлению госзакупок, «Интернет-центр электронных торгов», доступна по двум ссылкам — для внешних пользователей http://www.icetrade.by/ и для аккредитованных участников торгов http://goszakupki.by/. Оба сайта обслуживает «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», созданный в 1997 году при Министерстве иностранных дел. Сегодня это крупнейшая площадка по количеству размещаемых котировок. Ресурс содержит сведения по всем проводимым тендерам и планам закупок на ближайший год.

Частное мнение

Соглашение о государственных закупках в ЕЭП предусматривает для сторон равные условия доступа к процедурам государственных закупок трех стран. В нем заявлено, что доступ субъектов хозяйствования сторон к процедурам госзакупок не ограничен. Беларусь, Россия, а затем и Казахстан участвуют в процедурах госзакупок на территории как своих стран, так и стран-участниц на единых условиях, ограничений, в принципе, нет. Однако в белорусских реалиях это не совсем так. Аналитик исследовательского центра BIPART Владимир Ковалкин рассказал о трех фундаментальных правилах, которые нужно знать специалистам, например, российских компаний, желающих поучаствовать в государственных закупках в Беларуси.

1. Беларусь — это в полном смысле суверенная территория, здесь не действуют российские правила и обычаи ведения бизнеса. Самое верное при входе компаний на местный рынок — обнулить опыт, знания, накопленные за время ведения дел в России. В Беларуси все это придется нарабатывать заново.  

В системе белорусских госзакупок есть две группы участников — белорусские предприятия и все остальные. И если хотя бы одно белорусское предприятие участвует в тендере, то шансы иностранных фирм на победу в тендере, мягко говоря, минимальны, даже если их предложение лучше по качеству, срокам поставки и цене. Отсылки к понятию Таможенного союза, как правило, результата не приносят — в стране действует негласная установка на вытеснение любой иностранной продукции или услуги. Так здесь понимается так называемая политика импортозамещения. Выход есть, и он таков: компании необходимо либо открыть филиал в Беларуси и выступать от имени белорусского предприятия, либо найти партнеров из числа местных поставщиков и совместно с ними участвовать в тендере.

В Беларуси контролирующие органы уделяют контрактам на поставку иностранных товаров или услуг повышенное внимание. Пример: за государственные деньги построено здание. Автоматически следом за сдачей его в эксплуатацию начинаются проверки Комитета госконтроля, Департамента финансовых расследований и даже КГБ (для последнего достаточно поданной кем-либо жалобы относительно соблюдения законодательства при строительстве). С особым пристрастием при этом проходят проверки контрактов с иностранными поставщиками — у силовиков на этот счет имеются особые предписания. Как известно, найти недостатки можно везде, поэтому проблемы прямого иностранного поставщика с властями весьма и весьма вероятны. Слабым утешением может быть тот факт, что иностранные компании с иностранными продуктами, как правило, в белорусских тендерах не побеждают.

2. Белорусское государство занимает весьма жесткую позицию в вопросах выявления и пресечения коррупционных схем. В случае обнаружения какой-то откатной деятельности руководителя организации будут «разматывать» — могут припугнуть и даже посадить. Нередки громкие показательные процессы над коррупционерами совершенно разных масштабов и в различных сферах. Поэтому в Беларуси исключена практика прямых встреч и предварительных переговоров поставщиков с представителями госсектора. Навести справки до начала тендера о позиции, предпочтении и интересах заказчика можно, но через специальных агентов.

Негласные правила требуют, чтобы таких «переговорщиков» чиновник или лицо, принимающее решение по закупке, знали лично. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что рекомендательный отзыв о потенциальном поставщике будет услышан и принят к сведению. Такой человек должен иметь наработанные связи в организациях и многолетний опыт работы с госсектором. Но даже и такие «коммуникаторы» допускаются в кабинеты не сразу, а только после предварительного запроса и получения отзывов о репутации такого специалиста. Обходить это правило не стоит. Известны случаи, когда небелорусские компании одним разом лишали себя шансов на успешное участие в тендерах именно из-за попыток установить неформальный личный контакт с представителем госзаказчика.

3. Участвовать в тендерах тогда, когда они уже объявлены, — почти бессмысленно. Как правило, тендеры готовятся под возможности конкретной организации поставщика (причины описаны в предыдущем пункте). Не будет секретом сказать о том, что в тендерной технической документации указываются такие параметры, которые может выполнить только эта организация. Они могут быть второстепенными, но при этом уникальными.


Был ли вам полезен данный материал?


Беларусь: особенности национальных закупок

Вопрос номера:
Что вы думаете о системе
закупок по 94-ФЗ

Герой номера:
Евгений Мешалкин,
вице-президент по науке НПО«Пульс»

Продукт номера:
Адресно-аналоговые ОПС

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3859 s
queries: 140 (0.0709 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.