Алексей Ананьев: «Создавая «Безопасный город», мы разработали новую стратегию развития муниципального управления»
В современной России всегда интересно наблюдать за тем, как успешные предприниматели берутся решать задачи государственного уровня. Таких примеров немного, но они есть. Один из самых ярких - Алексей Ананьев, совладелец холдинга «Промсвязькапитал», в который входят один из крупнейших российских банков Промсвязьбанк, ИТ-компания «Техносерв», а также другие активы. Алексей Ананьев является ответственным секретарем Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем АПК «Безопасный город». Эта же комиссия по поручению президента РФ прорабатывает имплементацию в АПК технологий уровня «умного города».
Сложно провести «водораздел» между безопасным и «умным городом» — это всего лишь этапы реализации одного большого проекта. Есть много подходов к воплощению в жизнь философии «умного города», но все их объединяет одна цель — улучшение качества жизни его населения за счет использования современных информационных технологий. Если посмотреть с этого ракурса на безопасные города — являются ли они «умными»? Безусловно, да.
Концепция «Безопасного города» стала своего рода стратегией развития муниципального управления, потому что на этапе ее разработки мы фокусировались сразу на широком спектре задач, стоящих перед муниципальными властями. Мы изначально рассматривали их вне ограничений сферы деятельности и полномочий какого-либо определенного ведомства.
К чему вам «умная» стиральная машина, если в доме из-за несогласованной работы коммунальщиков отключили свет и воду? Нам надо сначала создать фундамент, обеспечивающий базовый уровень защищенности и комфорта, на котором в дальнейшем можно развивать новые услуги и технологии для населения.
Сейчас на уровне муниципалитетов закладываются системообразующие компоненты: телекоммуникационная и вычислительная инфраструктура, обеспечивается автоматизированное взаимодействие власти, организаций и жителей по любым происшествиям, несущим угрозу городу.
Мы формируем единое информационное пространство города. В дальнейшем на его базе будут развиваться интеллектуальные системы: транспортные, градоуправляющие, различные сервисные платформы для бизнеса и населения. Соответственно, и сам контур информационного обмена будет расширяться: в него войдут коммерческие структуры, разработчики приложений, обычные граждане с мобильными телефонами.
Интернет вещей (IoT) — это не новая технология. Это новое название для понятия, которое существует десятки лет. Машины уже давно общаются друг с другом. Станок с цифровым управлением — это тоже интернет-вещь. Другое дело, что сегодня объемы и состав информации, которую передают машины, стремительно растут. Это позволяет автоматизировать целые процессы, исключить, где необходимо, человеческий фактор.
Безопасный город невозможно представить без обширной сети взаимодействующих между собой устройств мониторинга и анализа различных параметров состояния городской инфраструктуры, потенциально опасных объектов, метеоусловий, поэтому мы заложили базовые принципы взаимодействия с миром интернета вещей в единые требования к техническим параметрам систем АПК «Безопасный город». Это камеры, тепловизоры, гидрометеопосты, химические анализаторы, пожарные извещатели, системы ГЛОНАСС, контроллеры светофоров, планшеты, мобильные телефоны и многое-многое другое.
Безопасные города не просто учитывают технологии IoT, а строятся на них. Возьмем любой пилотный проект «Безопасного города». В нем обязательно будут компоненты, базирующиеся на технологии IoT.
В проектах «Безопасных городов» задействован практически весь арсенал инновационных решений. Беспилотники используются для высокоточных съемок местности, патрулирования пожароопасных территорий. Системы интеллектуального видеонаблюдения позволяют предотвратить преступления, зафиксировать пожар или, например, неубранную улицу. Биометрический анализ стоит на страже безопасности аэропортов. Интеллектуальные транспортные системы управляют дорожным движением.
Единая интеграционная платформа АПК «Безопасный город» создана. Но речь идет не о типовом решении, а о нескольких решениях, созданных в соответствии с концепцией и едиными техническими требованиями. Сейчас в пилотных городах идет их внедрение. В Российской Федерации 85 субъектов, в них 2368 муниципальных районов и городских округов. У каждого города своя карта рисков. Разве можно реализовать «Безопасный город» на базе одного технического решения в мегаполисе-«миллионнике» и в муниципальном районе с населением 15 тысяч человек? Где-то острее стоит проблема паводков, где-то — пожаров, где-то — проблемы износа инфраструктуры ЖКХ.
Выбор технического решения для «Безопасного города» определяется региональной спецификой: по численности населения, количеству систем и датчиков, структуре органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, исходя из возможностей сетей передачи данных.
Обеспечение безопасности населения и территорий приносит преимущественно косвенные экономические дивиденды, но одновременно с этим субъекты нуждаются в реальных источниках пополнения бюджета. В случае «Безопасного города» это могут быть платные сервисы для бизнеса и населения в части обеспечения объектовой безопасности. Но куда более эффективным источником средств, а заодно мерой профилактики являются штрафы от фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, весогабаритного контроля, мониторинга нарушений в сфере комплекса городского хозяйства.
Практика проектов АПК «Безопасный город» показывает возможность подбора оптимального соотношения «доходной» и «расходной» частей. Пример — Вологодская область, где при участии областного министерства финансов выработана модель окупаемости вложений в создание средств обеспечения безопасности населения за счет внедрения системы фотовидеофиксации. С начала работы Межведомственная комиссия стала площадкой для решения острых проблем межведомственного взаимодействия. Безусловно, есть разногласия. Но разве не в спорах рождается истина?
В пилотных регионах по согласованию с территориальными органами МВД России полным ходом идет развитие систем интеллектуального видеонаблюдения, систем контроля нарушений правил дорожного движения, ведется разработка специализированных рабочих мест для работы с данными видеонаблюдения и видеоаналитикой.
По концепции в контур информационного обмена «Безопасного города» должны попасть все ситуационные центры — региональные и ведомственные, потому что они не располагают необходимым объемом информации для поддержки принятия решений. Главная причина — отсутствие в режиме реального времени источников данных о существующих рисках и угрозах, состоянии жилищно-коммунальной инфраструктуры, кризисных ситуациях и происшествиях муниципального уровня — всего того, чем занимаемся мы в рамках «Безопасного города».
Сейчас четко определено: системы «Безопасного города» муниципального уровня взаимодействуют с ЦУКС ГУ МЧС России по региону и ситуационным центром руководителя субъекта РФ. На федеральном уровне информация консолидируется в НЦУКС МЧС России и Ситуационном центре Президента Российской Федерации. Информационные потоки где-то разделены, а где-то дублируются.
Регламенты межведомственного взаимодействия определяют порядок и правила информационного обмена в рамках АПК «Безопасный город» и принципиальную модель данных. Мы планируем утвердить Регламент распоряжением правительства, зафиксировав этим набор информации и условия ее предоставления, и обеспечить субъекты и муниципальные образования шаблоном для разработки нормативных документов на своем уровне.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Из чего будут сделаны
«умные города»?
Герой номера:
Алексей Ананьев,
ответственный секретарь Межведомственной комиссии по внедрению АПК «Безопасный город»
Продукт номера:
Автоматические системы
управления зданиями