IoT. Новый поворот
Российская «дорожная карта» интернета вещей (IoT), определяющая степень и форму госучастия в развитии этого сегмента, доработана Минпромторгом и выносится на рассмотрение правительства. Национальный стандарт и стек протоколов намерена сформулировать Ассоциация интернета вещей Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и фонда «Сколково». Парадокс, но пока в ее списках нет ни одной компании рынка систем безопасности. Тем временем рынок растет, ассоциация открыта, а новые правила для IoT напрямую коснутся рынка ТСБ.
ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Российским проектам «умных городов» для тотального перехода на smart-технологии не хватает вычислительных мощностей, хранилищ для больших объемов данных, сетевой инфраструктуры. Отечественный IoT пока развивается в основном на сетях сотовой связи. Согласно прогнозу компании МТС (крупнейшего в России оператора CIoT — Cellular Internetof Things, интернет вещей в сетях сотовой связи, доля рынка 52%, 7,8 млн подключенных устройств. — Прим. ред.), российский рынок IoT будет ежегодно расти на 40% под влиянием двух драйверов: государственных программ («умный город», «умный дом») и запросов бизнеса.
В 2016 году европейская аналитическая компания J&P (J’son&Partners Consulting) представила исследование «Российский рынок IoT и анализ технологических IoT-платформ для перспективных рынков». Аналитики J&P определили, что сейчас число IoT-устройств составляет чуть более 16 млн, а к 2018 году их количество едва ли превысит 32,5 млн штук. При этом доля РФ по этому показателю в мире составляет всего 0,1% — на всей планете насчитывается уже свыше 16 млрд подключенных устройств.
Генеральный директор американской компании Parametric Technology Corporation в России Андрей Шолохов, комментируя это исследование для Cnews, заявил, что в РФ известно лишь несколько пилотных IoT-проектов в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Другие крупные проекты инициирует и продвигает государство. Самым ярким примером проиграть более прогрессивным конкурентам. Более того, компании, вовремя «подключившиеся» к интернету, имеют все шансы выйти и на международный рынок.
БАТХЕРТ И ХОЛИВАР
Общую «дорожную карту» для IoT — План мероприятий «Развитие технологий в области интернета вещей» — пишет Минпромторг. Министерство привлекло для работы над картой ФРИИ — Фонд развития интернет-инициатив, учрежденный Агентством стратегических инициатив по предложению президента России. ФРИИ, в свою очередь, пригласил в качестве экспертов участников ИТ-кластера «Сколково» во главе с руководителем направления «Интернет вещей» Александром Ануфриенко.
Одновременно при администрации президента была создана рабочая группа для координации работ по исполнению поручений о развитии Интернета в России. Группу возглавил помощник президента, бывший глава Минкомсвязи Игорь Щеголев.
Подгруппу «Интернет + город», которая планирует заниматься развитием промышленного интернета вещей, возглавил директор центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Борис Глазков.
Взгляды Ануфриенко и Глазкова на модель развития IoT полностью расходятся с выводами Экспертного совета при Открытом правительстве РФ (заключение готовила группа «Связь и информационные технологии»). Полный текст заключения можно прочитать на сайте Открытого правительства.
Основных претензий к «дорожной карте» Минпромторга две:
• отсутствует обоснование набора ключевых показателей программы и методика их расчета;
• идея создания «национальной платформы» интернета вещей и «национального протокола» лишены технического и коммерческого смысла, а России целесообразно участвовать в разработке международных стандартов.
На это Александр Ануфриенко заметил, что России необходим собственный стандарт для защиты национального рынка. «Я против устоявшегося у нас подхода: давайте купим готовое. Необходимо делать свое, что гораздо безопаснее в долгосрочной перспективе и удобнее. Сейчас на наших глазах и с нашим участием формируется гигантский рынок устройств IoT — шанс правильно вписаться в рынок такого масштаба выпадает очень редко. А чужой протокол заставит нас безоговорочно принимать правила игры и платить роялти».
В свою очередь Борис Глазков заявил, что многие из включенных в дорожную карту задач являются необходимыми для развития в России технологий интернета вещей. В том числе это мероприятия по созданию отечественной универсальной платформы, предложения по развитию нормативно-правовой базы, работа в сфере стандартизации. И уточнил, что в «дорожной карте» речь не идет о создании закрытых отечественных стандартов, ибо это тупиковый путь.
В начале октября 2016 года глава ФРИИ Кирилл Варламов на форуме «Интернет+город» объявил, что «дорожная карта» IoT доработана и внесена на рассмотрение правительства. Комментируя это заявление журналу RUБЕЖ, заместитель директора ФРИИ по техническому развитию Сергей Алимбеков заявил, что все разногласия с Экспертным советом Открытого правительства сняты.
Универсальную платформу будет разрабатывать Национальный консорциум промышленного интернета, создание которого внесено в «дорожную карту». С такой инициативой и намерением возглавить будущий консорциум выступило ПАО «Ростелеком» — госоператор обратился с письмом к президенту Владимиру Путину и уже начал формировать пул участников консорциума, первым из которых стало АО «Российские космические системы».
Стандарт и стек протоколов берется сформировать Ассоциация интернета вещей, создаваемая по решению Минпромторга Фондом развития интернет-инициатив и фондом «Сколково», в которую входят компании Signum, Thron, DEUS, Qmodule, DORA, НТЦ «Метротек», iRidium mobile и другие. По словам представителей двух фондов, ассоциация открыта, в том числе, и для компаний рынка систем безопасности при условии наличия у последних перспективных разработок для сферы интернета вещей.
Участникам проекта предстоит разработать стандарт, который бы учитывал уже имеющиеся у российских компаний разработки, а это около трехсот различных технологий и протоколов.
Сам Минпромторг пока воздерживается от каких-либо комментариев и прогнозов по «дорожной карте».
«Давайте подождем хотя бы месяц, пока не сформируют межведомственную рабочую группу по этой теме» — так увещевали редакцию журнала пресс-секретари заместителей министра, ответственных за развитие интернета вещей в России, в ответ на официальный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию.
ДЕНЬГИ К ДЕНЬГАМ
Эксперты, опрошенные журналом RUБЕЖ, сходятся во мнении, что развитие IoT в России сдерживается отсутствием публичных успешных кейсов, в первую очередь в промышленности.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера:
Из чего будут сделаны
«умные города»?
Герой номера:
Алексей Ананьев,
ответственный секретарь Межведомственной комиссии по внедрению АПК «Безопасный город»
Продукт номера:
Автоматические системы
управления зданиями