Прометею, конечно, спасибо

download PDF
29 августа 2018, 23:48    528

Величайший дар Прометея человечеству — огонь — полезная, но весьма своенравная и бескомпромиссная стихия. Чтобы держать его в узде, требуются специально обученные люди, современная техника, устройства мониторинга и обнаружения. Но и этого бывает недостаточно. Эффективная борьба с огнем — один из традиционных драйверов инженерной и технической мысли на протяжении всей истории цивилизации. По состоянию на 2016 год человечество готово применить к «первому элементу» несколько принципиально новых технологий.

РОБОТЫ НА ЗЕМЛЕ, В ВОЗДУХЕ И НА СТЕНЕ

Идея задействовать роботов и дистанционно управляемые устройства при тушении пожаров возникла, вероятно, даже раньше самих роботов. В результате появилось сразу несколько типов таких машин — андроидных, мобильных, стационарных — для разных условий эксплуатации. Пожарные роботы могут ходить, ездить и летать в очаге пожара, доставлять средства тушения, разведывать обстановку, искать пострадавших и помогать пожарным ориентироваться в ситуации.

Например, робот «Уран-14» на гусеничном ходу представляет собой дистанционно управляемую машину с водяным пожарным насосом производительностью 2000 л. Вращающийся вкруговую ствол-монитор дает оператору полную панораму происходящего. Пенный бак на 600 л и емкость для воды на 2000 л позволяют машине быстро уничтожить труднодоступный очаг возгорания. Кроме того, «Уран-14» может нести груз до 2 т и работать от постоянного внешнего источника воды.

Корейский мобильный квадрокоптер FAROS умеет не только летать, но и ползать по стенам. Выполненный из огнестойкого материала, коптер приземляется на вертикальную поверхность и движется по ней. Ориентация в пространстве обеспечена встроенными сенсорами, сканером, альтиметром и стабилизатором. С помощью тепловизора робот обнаруживает людей и очаги пожаров.

Российский студент из Никеля Сергей Мельник разработал автономную систему разведки очага возгорания, состоящую из квадрокоптера и наземного робота на электродвигателе. Обе машины оснащены видеокамерами и управляются при помощи ПО авторской разработки. Пока Мельник получил от МЧС грамоту министра, гран-при отраслевого конкурса изобретателей и первый заказ на разработку дрона, который может быть использован для быстрой проверки сигнала о возгорании, если таковой вызывает сомнения у диспетчера «Службы-112».
Железнодорожный австрийский робот LUF 60 умеет не только тушить пожар, но и «убирать» после него, очищая воздух от дыма и токсинов. Робот передвигается по ж/д путям, способен нейтрализовать локации огня в тоннелях, но может двигаться и по любой другой относительно ровной поверхности.

БАЙКЕРЫ-ПОЖАРНЫЕ И ТУШЕНИЕ ОГНЯ ВОЗДУХОМ

Одним из мировых лидеров в разработке машин для тушения пожаров является Япония — островное государство с традиционно деревянной и скученной застройкой. Поэтому японцы постоянно пытаются приумножить мастерство пожарных за счет высокотехнологичных устройств.

Недавно японские инженеры представили прототип новой машины для тушения пожаров… воздухом. Конструкция очень проста: ее действие основано на обогащении воздуха азотом. В результате воздушная смесь практически лишается кислорода (значит, не поддерживает горение) и, подаваясь по рукавам к источнику пожара, тушит его. Установка Miracle №7 прошла испытания в одной из японских ядерных корпораций и готовится к серийному производству.
Еще одно перспективное направление для пожарных машин — увеличение объема резервуара для воды и пены при совмещении нескольких устройств на одном шасси. В России на шасси Урал-4320 собрали самую вместительную и маневренную на сегодняшний день пожарную машину гибридного типа (цистерна+лестница), которая может доставить к месту тушения одновременно 6 тонн воды и 400 л пены. Надстройка разработана инженерами турецкой компании Katmerciler.

Возвращают популярность пожарные мотоциклы, которые в 30-х годах прошлого века были незаменимыми помощниками при быстром тушении локальных пожаров в труднодоступных местах. В России пожарные мотоциклы по заказу МЧС выпускает Ижевский завод. Опытная эксплуатация Иж-6.920-01 показала, что наиболее эффективно мотоцикл может быть использован для тушения пожаров на торфяниках, сельскохозяйственных фермах, в дачных кооперативах, в частном жилом секторе с плотной деревянной застройкой, где затруднен проезд к очагу горения и источникам воды. В Москве предпочитают использовать самые популярные в мире мотоциклы BMW R 1200 RT с навесным оборудованием пожаротушения Rosenbauer или Firexpress (малогабаритные CAFS и системы тушения тонкораспыленной водой с добавками пенообразователя). Стóят они дорого, зато не стоя́т в «пробках».

И СУПЕРШЛЕМЫ

Защитная одежда пожарных, вероятно, один из самых высокотехнологичных сегментов спецодежды. Ежегодно на любой специализированной выставке можно увидеть десятки новых изделий, оснащенных средствами коммуникации, анализа внешней среды, видеозаписи и трансляции сигнала. Естественно, такая одежда не горит, не проводит тепло, стремится к минимально возможному весу и совмещению функций.

Например, костюм от шведского дизайнера пожарной экипировки Омера Хакьомеролу заменяет сразу несколько видов снаряжения, включая спецсредства защиты головы от повышенных тепловых воздействий (до 200˚C) и противогаз. В шлем встроены навигационный прибор, тепловизор, шумоизолятор и записывающее устройство. Кроме общего облегчения пожарной экипировки, шлем служит навигатором в условиях нулевой видимости, средством обнаружения живых людей в горящих сооружениях. Система избирательного шумоподавления — гарантия четкой связи с другими пожарными, снижения общего шума от рушащихся перекрытий и выделения на этом фоне криков о помощи. C-Thru Smoke Diving Helmet фиксирует все происходящее на своеобразный мини-«черный ящик», а на его дисплей проецируются данные от тепловизоров и коммуникационных интерфейсов.

В Западночешском университете в Пльзене создали уникальную форму для пожарных, которую оснастили чипами и сенсорами, определяющими физиологические параметры человека, надевшего экипировку, и анализирующими его действия. Сенсоры передают данные о действиях пожарных командиру отделения, что позволяет оперативно реагировать на обстановку. Кроме того, сенсоры непрерывно анализируют внешнюю среду, выявляя токсичные газы и вещества.

Аспирантка донского вуза Светлана Князева разработала для пожарных комбинезон «невидимку», аналогов которому не существует. Сверхлегкий (всего несколько граммов) комбинезон, напоминающий сетку, надевается под стандартную пожарную экипировку — «боевку» — и защищает от воздействия высоких температур. Пока информация о комбинезоне-«невидимке», разработанном по заказу МЧС, держится в секрете — изделие проходит процедуру патентования и испытаний.

ХАЛКИ И БЭТМЕНЫ

Обычная экипировка пожарного — «боевка», дыхательный аппарат, шлем и снаряжение — весит около 30 кг, поэтому инженеры всех стран мира пытаются, насколько это возможно, облегчить огнеборцам передвижение в очаге возгорания.
Австралийские ученые разработали для этого экзоскелет AFA, взяв за основу последние военные и космические разработки. Конструкция надевается поверх экипировки, чтобы пожарный мог легко поднять вес до 90 кг, и это позволит спасать из-под завалов людей, нести дополнительное снаряжение

ТУШЕНИЕ СКВОЗЬ СТЕНЫ И ЧЕРЕЗ ВЕНТИЛЯЦИЮ

Смесь воды и абразивов, поданная под давлением, позволяет пробивать стены практически из любых материалов — дерева, кирпича, цемента, бетона, металла, стекла, избавляя пожарных от необходимости тащить «рукава» в горящее здание. Для подачи таких смесей разработана установка гидроабразивной резки «Кобра» — конструкция, которой может управлять один человек. При этом скорость подачи воды составляет 30–60 л в минуту, а само устройство легко устанавливается на любой автомобиль. 

В России начали использовать мобильные вентиляционные установки, которые в неактивной стадии пожара подсоединяются к вентиляционной системе здания и позволяют очищать воздух от продуктов горения. Проблема задымленности зданий при пожарах — одна из самых острых в работе пожарных расчетов. Угарный газ и низкая видимость угрожают жизни не только людей, находящихся внутри здания, но и самих огнеборцев. Использование мобильных вентиляционных агрегатов позволяет фактически «управлять пожаром» за счет вытеснения продуктов горения через имеющуюся вытяжку. Тип и мощность переносного нагнетательного вентилятора зависят от конкретной ситуации, и, конечно, учитывается стадия пожара — в активной, развитой фазе вентиляция может его только усилить.

ЧТО ПРИНЯТЬ ВНУТРЬ

Как бы ни были совершенны защитные костюмы, пожарные регулярно страдают от отравлений продуктами горения и тепловых ударов, особенно в условиях лесных пожаров. Поэтому ученые ищут возможность сделать организм пожарного менее восприимчивым к внешним факторам. 
Российский фармацевтический холдинг «Маркиз Фарма» запустил в массовое производство уникальный препарат «Ацизол», нейтрализующий угарные газы и выводящий продукты нейтрализации из организма. Важнейшая функция антидота угарного газа — предотвращение гипоксии головного мозга, печени и миокарда. «Ацизол» закупают для своих сотрудников МЧС и МВД России.

Еще одно средство фармацевтической защиты пожарных — капсулы Equivital EQ02 LifeMonitor из Австралии, которые представляют собой мини-датчики для дистанционной передачи данных о состоянии пожарного. Информация о частоте пульса, дыхания, температуре кожи и другие показатели, свидетельствующие о наличии (или отсутствии) опасной, стрессовой ситуации или перегрева, непрерывно поступают на пульт диспетчера. В результате огнеборец может рассчитывать на своевременную помощь в любой ситуации с негативной динамикой. Спустя несколько дней капсула сама благополучно выводится из организма человека. 

Правительство Дубая для своих пожарных заказало «летающие ранцы» джетпаки, которые делает всемирно известная компания Martin Aircraft. Оснащенные Martin Jetpack пожарные смогут доставлять спасательное и пожарное оборудование на верхние этажи небоскребов и спасать потерпевших. Джетпаки позволяют нести вес до 120 кг, вертикально взлетать и приземляться, при этом сами ранцы очень компактны, правда, требуют от пожарных специальных навыков и постоянных тренировок.


Был ли вам полезен данный материал?


Прометею, конечно, спасибо

Вопрос номера:
Что не так
с пожарной безопасностью?

Герой номера:
Сергей Кададов,
директор департамента надзорной деятельности МЧС России

Продукт номера:
Пожарные мультисенсоры

RUБЕЖ в facebook RUБЕЖ в vk RUБЕЖ в twitter RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в google+ RUБЕЖ в instagram RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: , +7 (495) 539-30-20

Время работы:

E-mail: info@ru-bezh.ru

E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам


Свидетельство о регистрации ФС77-78638 от 10 июля 2020г

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1658 s
queries: 113 (0.0123 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.