Что не так с пожарной безопасностью?

27 августа 2018, 16:12    2010

Переход на риск-ориентированную модель государственного надзора в сфере пожарной безопасности заставил участников этого рынка заговорить о болевых точках всей отрасли. Журнал RUБЕЖ предложил проектировщикам, специалистам по оценке рисков, поставщикам оборудования, страховым компаниям озвучить список проблем, которые ждут своего решения одновременно и следом за реформой пожарного надзора.

Юрий Назаренко, генеральный директор, ООО ИКЦ «Промзащита»


В России распространенными проблемами являются нарушение требований законодательства о пожарной безопасности и удаленность пожарных подразделений от социальных объектов, из которых 39% вообще находятся вне зоны обслуживания пожарными частями. Сокращение численного состава госпожнадзора ведет к недостаточному контролю за уровнем пожарной безопасности по всей стране. При этом у нас нет руководителей, которые способны адекватно выстроить надзорную систему. Ни госсектор, ни вендоры, ни владельцы объектов ничего не будут предпринимать, чтобы изменить ситуацию. Все живут по принципу: когда придут наказывать, тогда и будем устранять нарушения, вкладывать деньги. Правила пожарной безопасности написаны «кровью». Риск-ориентированный подход, который сейчас разрабатывается МЧС, — это хорошее намерение, но в текущих условиях, скорее всего, он приведет к снижению уровня  пожарной безопасности на объектах.

Андрей Жаров, генеральный директор, ООО «Пожарная автоматика»

Я вижу проблему в практически полном отсутствии надзора за стройками. Раньше любой проект нужно было согласовывать в госпожнадзоре, проходить инспекцию на этапах строительства, эксплуатации. Теперь эти три этапа осуществляются не на должном уровне. Полномочия надзорных органов ограничены — инспектор может посетить объект только через три года после его ввода в эксплуатацию. Также снизился профессиональный уровень проектировщиков. Считается, что если проектная организация числится в СРО, она уже профессиональная. А из-за отсутствия надзора отсутствует ответственность и у проектировщиков, и у монтажников. Еще одна больная тема — финансирование проектов. Из-за валютного курса выбор оборудования на объекте все чаще зависит от стоимости, а не от уровня качества. Рискориентированный подход, разрабатываемый в МЧС, может только усугубить текущую ситуацию с пожарной безопасностью, снизить уровень защиты на объектах малого и среднего бизнеса.

Григорий Сазанов, генеральный директор, ГК «Аудит пожарной безопасности»

Наша проблема — согласование выбора огнезащитных материалов. В России очень много производителей, но на ряде объектов используются устаревшие материалы, которые даже с производства сняты. Нам нужно согласовать замену, но где и с кем? В стройнадзоре отказали, в госэкспертизах — тоже. Также в сфере пожарной безопасности я наблюдаю вопиющую безответственность. Например, получить сертификат соответствия можно за 50 тысяч рублей без испытаний. А случится пожар, никто отвечать не станет. Переломить ситуацию могло бы обязательное пожарное страхование, когда страховые компании сами будут решать проблемы, потому что на кону будут стоять их деньги. Появится больше ответственности, требования станут жестче. Но этот законопроект уже пять лет лежит без движения. Видимо, кому-то он невыгоден.

Роман Исаков, генеральный директор, ООО «АкваФлейм»

За последние два-три года сильно упало качество продукции на рынке пожарной безопасности— производители стараются экономить на себестоимости. Как результат, мы получаем датчики, которые дают ложные срабатывания, а в случае пожара — не работают. Владельцы объектов также стараются экономить, годами и десятилетиями не меняя установленные системы пожаротушения и оповещения, которые, с их точки зрения, нужны только для инспектора. Решить эти проблемы, думаю, не получится даже на законодательном уровне, потому что люди у нас находчивые, всегда найдут лазейку и способ сэкономить копейку. Нужно менять сознание самих людей.

Андрей Воронов, генеральный директор, ООО «Ярпожинвест»

Первая проблема — это отсутствие должного контроля со стороны госорганов. Сейчас можно выпустить огнетушитель любого качества, а инструментов для наведения порядка нет. Мы многократно обращались по поводу фальсификата во все возможные органы, но никакого ответа не получали. Вторая проблема — формальный подход к обеспечению пожарной безопасности на предприятиях. Несмотря на широкий ассортимент качественного противопожарного оборудования на рынке, владельцы будут покупать то, что дешевле и соответствует минимальным требованиям действующего законодательства. Для них важно не то, как будет работать огнетушитель, а чтобы инспектор при проверке поставил галочку. На Западе эта процедура завязана на страховании — в зависимости от качества пожарных систем владелец получает высокий или низкий тариф на страховку. В связи с реформой госпожнадзора значительно сократилось количество инспекторов. Соответственно, в разы ослабился контроль, а вместе с ним и уровень пожарной безопасности на объектах.

Валентин Титус, генеральный директор, ООО «Спецмонтаж»

На мой взгляд, первая проблема — это недостаточное финансирование служб МЧС. Вторая — нехватка у спасательных служб качественного автопарка. Третья — дефицит квалифицированных специалистов по пожарной безопасности. Реформа госпожнадзора привела к сильному сокращению экспертов, проверок в том виде, в каком они существовали раньше, уже нет. Новые объекты при сдаче в эксплуатацию не проверяются, а застройщик начинает на всем экономить, что приводит к негативным последствиям. 
С введением риск-ориентированного подхода я согласен, резко негативных последствий не предвижу. Но считаю, что вновь вводимые объекты, особенно муниципальные, должны обязательно проходить инспекцию. Непосредственно участникам противопожарного рынка, пожалуй, стоит ждать небольшого падения спроса на услуги и продукцию. Конечные пользователи, скорее всего, будут до последнего «изнашивать» существующие системы безопасности. 

Сергей Чеботарев, исполнительный директор, Ассоциация производителей пожарно-спасательной продукции и услуг «Союз 01»

Коренная проблема пожарной безопасности в России — отсутствие контроля со стороны МЧС. Спустя год после реформирования госпожнадзора ситуация в этой сфере значительно ухудшилась. Процесс изменения нормативных документов остановлен, растет разрыв в требованиях к качеству огнетушащих средств в России и в остальном мире. Как следствие, процветает производство контрафакта и низкокачественной противопожарной продукции. Сейчас с рынка массово уходит качественная продукция, на замену приходят муляжи. И никто — ни надзор, ни граждане — об этом не знают. Покупая огнетушитель для автомобиля или дачи, вы на самом деле можете купить красную емкость с песком Столь серьезную проблему нужно решать системно. Нужны надзор, нормативная база, система обучения. Сейчас это присутствует на бумаге, но отсутствует в реальности. Поэтому при разработке рискориентированного подхода МЧС необходимо учесть отсутствие реального контроля за качеством продукции, серьезное ослабление научных институтов министерства, устаревшую нормативную базу. Сейчас такой подход — это красивое сочетание слов, возможность потратить бюджетные деньги и обосновать расширение штата. Но для реальной безопасности необходимы новые нормы на уровне мировых требований, нужен жесткий и мощный контроль, нужны наука и ресурсы.

Алексей Куликов, технический директор, ООО «Авангард»

Остро стоит проблема обеспечения пожарной безопасности общественных зданий, участились пожары в местах массового скопления людей. Вбольшинстве случаев не работают осветительные сети, аварийная сигнализация, вентиляция, системы эвакуации, которые должны минимизировать человеческие и материальные потери при пожаре.

Николай Матвиенко, технический директор, ООО «НПК Пожхимзащита»

Основные проблемы пожарной безопасности в РФ: недостаточное количество пожарной техники и личного состава в подразделениях ГПС; низкое качество отечественной противопожарной продукции, недопустимое количество фальсификата и контрафакта; низкая эффективность работы федеральных, региональных и муниципальных структур по профилактике пожаров. Переход на риск-ориентированный подход приведет к снижению пожарной безопасности на объектах малого и среднего бизнеса, так как большинство из них попадает в низшие категории риска. При ослаблении контроля предприниматели не будут проводить дорогостоящую модернизацию систем безопасности.

Тигран Испирян, президент, Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ)

В сфере пожарной безопасности можно выделить несколько проблем. Первая — отсутствие убеждения у руководителей в необходимости обеспечения пожарной безопасности на объекте и инвестициях на эти мероприятия. Они привыкли чувствовать себя безнаказанными за невыполнение даже обязательных требований. Также отсутствует консолидированное участие субъектов предпринимательской деятельности этого рынка в нормативно-правовом регулировании и профилактических мероприятиях. Обычно бизнесмены верят, что за них все сделают федеральные органы исполнительной власти. И, наконец, отсутствует достаточное количество объективных методов и систем контроля уже установленных систем и элементов противопожарной защиты. Гарантированное исполнение требований пожарной безопасности можно достигнуть только двумя способами — убеждением и принуждением. Но если идти по пути сокращения штата госпожнадзора и увеличения периода проверок, система побуждения хозяйствующих объектов должна быть изменена. Не только за счет повышения штрафов, но и за счет серьезной профилактической работы с населением, как со взрослыми, так и с детьми. Организации, поддерживающие пожарную безопасность на должном уровне, должны иметь соответствующие преференции — соблюдать требования должно быть выгодно и интересно.

Если говорить о риск-ориентированном подходе и сокращении количества проверок, то мне кажется, что стоило бы предусмотреть в этом проекте возможность дистанционного контроля за выполнением требований пожарной безопасности на объектах. 

Владимир Тарасенко, технический директор, НПО «Каланча»

Сегодня очень остро стоит проблема с заказчиками, которые стараются сэкономить на системе пожарной безопасности, не задумываясь о рисках. Кроме того, на большинстве объектов системы защиты оставляют желать лучшего. А контроля за всем этим нет, так как сокращают сотрудников госпожнадзора. Ненамного лучше обстоят дела в области регламентов — очень много разночтений в нормативной базе. На мой взгляд, все эти проблемы можно и нужно решать на законодательном уровне, однако это потребует немало времени.

Евгения Щербина, заместитель генерального директора, ООО «МПП ВЭРС»

Главная проблема — высокая степень безответственности собственников объектов недвижимости и лиц, которые отвечают за поддержание необходимого уровня пожарной безопасности. Это происходит из-за экономии средств, халатного отношения к этим вопросам. Реформа системы госпожнадзора привела, на мой взгляд, только к ухудшению ситуации. Отсутствие контроля со стороны госоргана дает возможность владельцам объектов не уделять надлежащего внимания пожарной безопасности. И риск-ориентированный подход все только усугубит. В особенности на объектах малого и среднего бизнеса.

Роман Вроблевский, генеральный менеджер департамента комплексных систем безопасности, Honeywell

По нашим наблюдениям, основная проблема пожарной безопасности в России — это отношение должностных лиц. Некоторые застройщики в большей степени заботятся о сдаче объекта пожарным инспекторам, чем о реальном обеспечении безопасности. В пик кризиса пожарная безопасность стала одной из статей экономии. Риск-ориентированный подход МЧС, скорее всего, приведет к дальнейшему сокращению расходов на пожарную безопасность, особенно на объектах малого бизнеса. Рынок изменится — это точно. Как — пока трудно сказать.

Виктор Сорокин, исполнительный директор, НТЦ «Пожаудит»

Главная проблема — это качество продукции на российском пожарном рынке. Производители стараются снизить себестоимость оборудования за счет низкокачественных комплектующих. Этому способствует действующая система сертификации — огромное количество сертифицирующих центров в России выдает документы без проведения соответствующих испытаний. Эти вопросы можно было бы решить при помощи надзорных органов, но государство идет по другому пути: реформирует госпожнадзор, сокращает специалистов. Трудно сказать, как на это все повлияет идея риск-ориентированного подхода. Все будет зависеть от ее реализации.

Юлия Золотова, ведущий инженер-проектировщик дирекции комплексной безопасности, ЗАО «Астерос»

Первая проблема — это неоднозначность нормативной базы. Проектно-строительным организациям приходится сталкиваться с несостыковками и спорными определениями в правовых документах, которые регулируют противопожарную защиту объектов. Различные варианты толкования нормативных требований напрямую влияют и на сроки сдачи проекта, на их качество, на прибыль компаний. Вторая проблема — дефицит квалифицированных кадров. Решить ее можно было бы за счет введения обязательных форм соответствия сервиса и итоговых решений, повышения уровня взаимодействия лицензирующих органов с пожарными надзорными органами, введения независимой экспертной оценки качества работ на всех этапах.

Еще одной важной проблемой является безграмотность населения в вопросах пожарной безопасности. Большая часть пожаров происходит из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Поэтому сейчас жизненно необходимо проводить профилактические работы, повышать уровень информированности населения, прививать ответственность с ранних лет и на протяжении всей жизни.

Дмитрий Гаврилов, руководитель управления инженерной оценки рисков, ГК «АльфаСтрахование»

Я вижу проблему в том, что действующая нормативная база в области пожарной безопасности недостаточно детально проработана в отношении защиты имущества. Поэтому в крупных страховых компаниях и промышленных холдингах сейчас создаются подразделения риск-инжиниринга, которые ориентируются не только на российские нормы пожарной безопасности, но и на лучшие решения и стандарты, действующие за рубежом. Их специалисты разрабатывают мероприятия, направленные на повышение общего уровня безопасности объекта и снижение вероятности и тяжести последствий от пожаров и взрывов.  В числе проблемных вопросов также стоит отметить государственную систему профилактики пожаров. Если смотреть статистику МЧС, то ситуация год от года только улучшается — количество пожаров и число погибших стабильно сокращается. Но, с точки зрения бизнеса, все далеко не так позитивно. Например, размер прямого материального ущерба от пожаров в 2015 году вырос по отношению к данным 2014 года почти на 40%. Сокращение инспекторов по надзору приводит к росту формализма в работе. В стремлении выполнить план решение действительно важных проблем откладывается в «долгий ящик».

Виталий Гурьев, председатель Комитета по системам противопожарной защиты, Федеральная палата пожарно-спасательной отрасли и обеспечения безопасности

Основная проблема — это низкий уровень защиты объектов. Из-за безответственности собственников, некачественных монтажных работ, отсутствия контроля. Все это напрямую вызвано недоработками в нормативной базе, в контрольно-разрешительной системе, системе обеспечения ответственности. Эти вопросы давно можно было бы решить на законодательном уровне, но соответствующие документы не принимаются. Многие проекты разработаны, но так и продолжают лежать без дела, их не рассматривают, не принимают. Повысить уровень защиты объектов могло бы обязательное пожарное страхование, привлечение страховщиков к надзорной деятельности. Как вариант, можно привлекать различные организации и ассоциации пожарного рынка к проверкам, а результаты таких инспекций публиковать в СМИ.

Владимир Леонтьев, руководитель отдела автоматики и НКУ, ООО «Плазма-Т»

Cамая серьезная проблема в обеспечении пожарной безопасности в России заключается в том, что подавляющее большинство владельцев объектов не осознают необходимость противопожарных систем. Как следствие, они не хотят тратиться на пожарную безопасность, тогда как, например, в Европе на этих вопросах не экономят никогда. Приведу один факт: системы адресно-аналоговой сигнализации (ААПС) в странах Европы составляют более 90%, адресные — 5%, пороговые — менее 5%. А в России ААПС составляют лишь 40%.

Риск-ориентированный подход — серьезный вклад МЧС на пути к повышению уровня пожарной безопасности. Однако, на мой взгляд, подход не учитывает несколько очень важных параметров: тип применяемой системы автоматической пожарной сигнализации, статистику по отказам/погибшим на объектах, где установлены системы пожаротушения.

Сергей Погребняк, главный инженер, ООО «Маяк Безопасности»

Главная проблема — это развал системы госпожнадзора. Прекращена нормативно-техническая работа, а так быть не должно. Жизненно необходима экспертиза объектов на этапе проектирования. Когда был нормативно-технический отдел — такая экспертиза проводилась. А сегодня эксперты теряют квалификацию, инспекторы перестали читать нормы. Еще одна проблема — отсутствие финансирования. Например, в Крыму на объектах стоит в основном старое украинское оборудование. Его чинят, конечно, но изношенные системы не обеспечат безопасность в полном объеме. 

Кирилл Савельев, инженер, ООО «Пожсервисгрупп»

Одна из главных проблем пожарной безопасности в России — это упразднение надзорного органа. Вторая — большое количество компаний на этом рынке не имеет нужной квалификации, что увеличивает количество рисков. И третья — нехватка профессионалов в сфере обеспечения пожарной безопасности. Академия государственной противопожарной службы готовит слишком мало специалистов. Введение риск-ориентированного подхода, на мой взгляд, несомненно снизит уровень пожарной безопасности на объектах. Упразднение традиционного госконтроля повлечет за собой катастрофический рост безответственности людей в противопожарной сфере. Возможное введение обязательного  пожарного страхования вряд ли повлияет на ситуацию. Дело в том, что российский рынок страхования недостаточно развит. Если бы страховые компании варьировали стоимость страхования в зависимости от качества систем безопасности на объекте, то это был бы прогресс.

Евгений Кулагин, главный инженер, ООО «Пожпроект»

Одна из главных проблем — это сокращение специалистов госпожнадзора. Много пожаров возникает из-за того, что предприниматели и владельцы объектов не обеспечивают пожарную безопасность в полной мере, как того требуют нормативные документы. И государство следит за этим все меньше и меньше. Поэтому, на мой взгляд, нужно развивать институт независимой оценки рисков, обязательного пожарного страхования.

Иван Рыбаков, старший научный сотрудник, ФГБУ ВНИИПО МЧС России

Я могу выделить несколько проблем в сфере пожарной безопасности. Это недостаточно жесткие требования к проектированию систем пожарной сигнализации, изложенные в СП 5.13130, отсутствие контроля за сертифицированной продукцией на рынке, отсутствие необходимости согласования проектной документации на системы противопожарной защиты.
Риск-ориентированному подходу в России не хватает контроля за оборудованием, которое устанавливается на объектах. Например, сегодня 70–80% контрольноприемных приборов в составе пожарной автоматики не отвечает требованиям ГОСТ Р 53325. Если говорить об объектах капитального строительства, то ситуация, на мой взгляд, не изменилась, экспертиза проектной документации по-прежнему проводится. Конечно, органы госпожнадзора не участвуют в приемке, но на крупных объектах работает технический надзор заказчика, который предъявляет не меньше — а то и больше — требований к пожарной безопасности, чем пожарные инспекторы.

Ирина Круз, менеджер по развитию бизнеса, Apollo Fire Detectors

Сегодня остро стоит проблема качества противопожарного оборудования, что вызывает ложные срабатывания. Решить ее можно было бы путем использования систем с функцией повышенной достоверности формирования сигнала о пожаре. Еще одна проблема, связанная с оборудованием, — отсутствие на рынке специализированных систем защиты для людей с ограничением слуха.

Михаил Лютенко, главный эксперт, ООО «Аудит-профессионал»

Болевой точкой пожарной безопасности в России является некачественное законодательство, которое не учитывает все реалии. Также много проблем вызвали «надзорные каникулы» для малого и среднего бизнеса. Честно говоря, ни к чему хорошему они не приведут, потому что российский менталитет сводится к следующему: раз это не проверяют, значит, мне это не нужно. При внедрении риск-ориентированного подхода МЧС необходимо учесть все существующие федеральные законы и нормы, которые затрагивают сферу пожарной безопасности. Нужно обеспечить комплексный подход к этим вопросам, поставить во главу угла жизнь и безопасность человека. Развитие пожарного страхования также было бы очень полезно. Единственный вопрос — как будет реализован механизм расчета страховой премии.

Николай Бонапарт, коммерческий директор, Wagner-ru 

В первую очередь нужно выделить несознательность заказчиков. Желание сэкономить сказывается на качестве систем обнаружения пожара, оповещения и тушения. Владельцы объектов по закону должны соблюдать множество правил, оснащать территории системами безопасности, но все эти требования не обеспечивают должного эффекта, ровно потому, что все надеются на русское «авось». Есть еще одна острая проблема — сертификация оборудования. Невероятное количество компаний выписывает сертификаты соответствия без проведения испытаний. В итоге на рынке в одном ряду с качественными системами появляются подделки, которые в ответственный момент, скорее всего, не сработают. Решить этот вопрос можно только одним способом— провести тотальную проверку и закрыть все недобросовестные заведения.

Виталий Остапенко, инженер, ООО «Слаботочные системы»

Извечная проблема пожарной безопасности в России — отсутствие средств у муниципалитетов на закупку качественного оборудования и его обслуживание. Особенно это заметно на социальных объектах— школах, детских садах, больницах и т. д. Переход на риск-ориентированный подход я полностью поддерживаю. Если расчетом пожарного риска будут заниматься лицензированные специалисты, то в таком подходе нет ничего плохого. Ведь многие заказчики даже не знают, какое именно оборудование нужно для их объекта. Сдругой стороны, на пожарном рынке хватает недобросовестных организаций, которые могут использовать ситуацию в своих целях.
Также стоит отметить тот факт, что в настоящее время нет необходимости в согласовании проектной документации на системы противопожарной защиты, если объект не подпадает под действие требований саморегулируемых организаций.
На мой взгляд, наличие экспертизы проекта перед проведением монтажа и пусконаладки оборудования могло бы стать очень хорошей практикой и гарантировать меньшее количество ошибок и происшествий.


Был ли вам полезен данный материал?


Что не так с пожарной безопасностью?

Вопрос номера:
Что не так
с пожарной безопасностью?

Герой номера:
Сергей Кададов,
директор департамента надзорной деятельности МЧС России

Продукт номера:
Пожарные мультисенсоры

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2735 s
queries: 140 (0.0202 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.