Новые помощники МЧС

26 августа 2018, 14:14    582

Фонд «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (ПБиУР) и Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) выступили с концепциями развития негосударственной сферы пожарной безопасности. Основная идея состоит в  законодательном разграничении сфер деятельности между МЧС и бизнесом. Все это происходит на фоне грядущего принятия изменений в 69-ФЗ «О пожарной  безопасности» и другие нормативные акты, что приведет к замене лицензирования в сфере пожарной безопасности на обязательное членство в саморегулируемой организации (СРО).

По оценке экспертов ПБиУР, общий объем российского рынка услуг по обеспечению

пожарной безопасности (ПБ) превышает 200 млрд рублей в год при рентабельности 7–9%. Таким образом, МЧС и предприниматели борются за прибыль в объеме 18 млрд рублей. При этом, по данным Минэкономразвития, работы и услуги на этом рынке, где присутствует и МЧС, продают 47 тысяч юрлиц и индивидуальных предпринимателей, которых можно условно разделить на три основные категории: частная пожарная охрана, экспертные организации и проектировщики-монтажники.

Подразделения частной пожарной охраны, которая оказывает услуги при наличии лицензии МЧС, не обладают никаким статусом в системе пожарной охраны. Они не получают субсидий от государства и находятся на полном самообеспечении. Данных о самоорганизации в этом сегменте рынка пока нет: объединения частных пожарных отсутствуют, разработку соответствующего закона никто не инициирует и отдельных концепций развития частной пожарной охраны не пишет. Полноценным субъектом этого рынка является государственная пожарная охрана, которая на нем и доминирует.

Экспертные организации оказывают услуги двух видов: испытания и работы по  подтверждению соответствия, а также аудит пожарной безопасности. В первом сегменте частные компании успешно конкурируют с испытательными лабораториями МЧС.

Рынок пожарного аудита до сих пор окончательно не сформирован, и оценить его денежный объем пока даже не представляется возможным. В настоящее время коммерческие организации, работающие в сфере оценки пожарных рисков, уделяют мало внимания вопросам популяризации, агитации и донесения информации до заказчика. Они не имеют опыта маркетинговой деятельности и работают только с организациями, которые подвергались проверке со стороны органов ГПН.

Самую большую долю рынка услуг в сфере ПБ занимают организации, выполняющие проектно-монтажные, сервисные и ремонтные работы. Для них установлены самые высокие барьеры для входа на рынок: лицензии МЧС и дорогие допуски через строительные СРО. Особенность российского рынка ПБ в том, что предпринимателям приходится конкурировать с МЧС по правилам, которые устанавливает само министерство.

Поэтому любая попытка регулятора распространить свое влияние на новые сегменты услуг, естественно, воспринимается в штыки. А летом стало известно, что МЧС обсуждает на своих коллегиях расширение перечня услуг, которые может оказывать на договорной основе. В результате отраслевые объединения предпринимателей — ПБиУР и НСОПБ — в ответ на инициативы МЧС впервые потребовали на законодательном уровне если не потеснить министерство на рынке коммерческих услуг по пожарной безопасности, то установить четкое разграничение полномочий между бизнесом и регулятором и его подразделениями. Такой подход закреплен в концепциях объединений, правда, их две, и не совсем понятно, в какой очередности потребуется их соблюдение в случае принятия.

КОНЦЕПЦИЯ ПБиУР

Первой разработала Концепцию ОП РФ. А Концепция ПБиУР (также как и проект Концепции НСОПБ) разрабатывается на основе Концепции ОП РФ и перекликается по отдельным пунктам ее положений. ПБиУР до сих пор ограничивался в основном деятельностью на рынке физической защиты объектов и частного сыска. Развитие негосударственного сегмента ПБ является частью концепции ПБиУР, которая охватывает весь российский рынок продукции и услуг в сфере безопасности.

Сейчас Концепция ПБиУР проходит стадию публичного обсуждения, которая началась в июле с проведения ряда региональных конференций и предоставления документа в Торгово-промышленную палату РФ. Разработчики характеризуют российский рынок работ и услуг в сфере ПБ как крайне коррумпированный, неконкурентный, лишенный внятного госрегулирования, и указывают на преобладание на рынке ведомственного интереса и, как следствие, «падение качества средств обеспечения пожарной безопасности до состояния неэффективных».

Для выхода из сложившейся ситуации ПБиУР предлагает:

•разработать госпрограмму развития коммерческих организаций— субъектов рынка в области пожарной безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы;

•законодательно закрепить независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности);

•заменить механизм лицензирования отдельных видов деятельности в области обеспечения пожарной безопасности на механизмы СРО.

По словам Николая Афанасьева, эксперта в сфере ПБ, который принимал участие в разработке Концепции в качестве эксперта, ситуацию в сегменте обеспечения пожарной безопасности можно расценивать как дно, от которого предстоит оттолкнуться. При правильном выборе сценария развития рынка будет задействован огромный потенциал, которым обладают коммерческие организации: годовой объем продаж может быть утроен в течение десяти лет, в том числе за счет заказов в сфере защиты особо опасных объектов, при включении механизмов страхования, исключении демпинга, контрафакта и фальсификата.

При этом следует законодательно разграничить зоны внебюджетной деятельности МЧС и предпринимательской активности. «Это ненормально, когда министерство, которое существует на налоги предпринимателей, начинает конкурировать с ними на рынке за их же деньги», — уверен Афанасьев.


Был ли вам полезен данный материал?


Новые помощники МЧС

Вопрос номера:
Что ГОСТ грядущий
нам готовит?

Герой номера:
Алексей Абрамов,
руководитель Росстандарта

Продукт номера:
Интегрированные системы безопасности

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4269 s
queries: 140 (0.0854 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.