Принуждение к безопасности

26 августа 2018, 00:56    428

Беларусь готовится к введению обязательного страхования пожарной ответственности. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение палаты представителей Национального собрания. С его принятием в республике могут появиться дополнительные требования к системам пожарной сигнализации и пожаротушения на объектах — и со стороны страховых организаций, и со стороны государства.

Законопроект «Порядок и условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов» был разработан в рамках Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165).

В документе предложено распространить обязательное страхование гражданской ответственности за вред, причиненный опасной деятельностью, на компании, а также индивидуальных предпринимателей. Как следует из законопроекта, страхователь будет обязан в принудительном порядке заключить такой договор со страховщиком. Соответственно, последние при этом будут заинтересованы в минимизации рисков, в том числе за счет определенных требований к противопожарным системам.

На сегодня в практике страховщиков Беларуси возникновение пожара как таковое не признается отдельным риском. Страхование от пожаров предлагается в комплексе стандартных страховых услуг, имущество страхуется по общим правилам страхования, где риск пожара приравнен к иным рискам природного и техногенного характера. В главе № 1 «Общих положений о добровольном страховании граждан» РУСП «Белгосстрах» пожарное страхование упомянуто в подпункте «Страхование от несчастных случаев» (гл. 1 п. 1.). Пожар трактуется при этом как «неконтролируемое горение, возникшее вне специальных мест или вышедшее за пределы этих мест, способное к самостоятельному распространению и причиняющее материальный ущерб».

Правила четко оговаривают причины, при которых пожар считается страховым случаем: прямое попадание молнии в застрахованное имущество, взрыв, воздействие звуковой волны и ряд других факторов. Причину ограничений страховщики объясняют так: если человек приходит с целью застраховать свое имущество исключительно от пожара, то велика вероятность, что оно скоро будет гореть.

В целом нынешнюю ситуацию со страхованием объектов белорусские страховщики оценивают как неподконтрольную. Например, для заключения договора о страховании ущерба специалисты страховой компании даже не выезжают на объект и не оценивают технический уровень заявленных систем безопасности.

«Нормы пожарной безопасности в нашем государстве утверждаются уполномоченным должностным лицом: главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору, — комментирует ситуацию начальник управления «Белросстраха» Александр Верпулевский. — При оформлении заявления страхователь должен указать, какими системами безопасности оснащен объект: системами контроля доступа, видеонаблюдения, охранной или пожарной сигнализации. Однако страховая компания не ставится в известность о том, какие именно вопросы безопасности, и пожарной в том числе, могут быть самостоятельно закрыты на объекте с помощью этих систем. То есть нет единых стандартов и норм, увязывающих наличие противопожарных систем со снижением рисков».

Как пояснила помощник генерального директора Белорусской ассоциации страховщиков Екатерина Полторжицкая, стоимость услуги пожарного страхования зависит от вида страхуемого имущества, общего состояния страхуемого имущества, вероятности возникновения пожара, условий эксплуатации имущества, наличия по соседству предприятия опасных производств, наличия охранных систем (стандартного набора), размера страховой суммы, франшизы.

Отдельных требований к защите противопожарными системами на сегодня в Беларуси не существует. Равно как и зависимости страховых тарифов от наличия таких систем на объектах. И хотя сами компании в ряде случаев заинтересованы в проведении превентивных мер, направленных на противопожарное укрепление объекта, дабы снизить риски наступления страхового случая, особой выгоды подобные меры не приносят. Размер страхового взноса и страховой премии сегодня от этого не зависят.

Введение обязательного противопожарного страхования в Беларуси должно решить и другую проблему —восполнить риски недостаточного контроля за состоянием противопожарных систем на объектах со стороны надзорных органов. Сейчас ответственность за техническое состояние средств пожаротушения собственники помещений несут в соответствии с ТКП-316 (техническим кодексом установившейся практики) «Система

  технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией».

Специалисты ответственных служб при первичном осмотре обязаны проверить наличие приемосдаточной, проектной и эксплуатационной документации, соответствие систем пожаротушения объекту в целом и их работоспособность (п. 5.8). Однако проверяющие лишь визуально наблюдают за действиями персонала и делают выводы и о его подготовке, и о технологическом состоянии систем. Одним из немногих четких требований является наличие 10%-ного запаса извещателей от числа смонтированных.

В случае принятия законопроекта об обязательном противопожарном страховании в Беларуси эксперты прогнозируют появление у местной отрасли пожарной безопасности новых стимулов к развитию. В первую очередь страховые компании смогут требовать от собственников более качественного оснащения объектов средствами оповещения и тушения. Это повысит спрос на системы, увеличит круг потенциальных заказчиков. Кроме того, обязательное страхование будет предполагать привязку тарифов и выплат к соответствию оборудования определенным стандартам. В зависимости от того, на какие стандарты будет сделан акцент, приоритет получат те или иные виды решений и технологий. Соответственно, для производителей это будет мотивацией к их развитию и внедрению.


Был ли вам полезен данный материал?


Принуждение к безопасности

Вопрос номера:
Что пора изменить?

Герой номера:
Николай Вдовин,
замгубернатора Подмосковья по пожарной безопасности

Продукт номера:
Газовое пожаротушение

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.1984 s
queries: 153 (0.0139 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.