Реестр умозаключений
О состоянии рынка пожарного аудита на седьмой год реформы сферы пожарного надзора наглядно свидетельствует реестр аккредитованных организаций и статистика проведенных ими проверок. Эти данные размещены на сайте Главного управления государственной экспертизы МЧС. Из них видны распределение зарегистрированных аудиторов по городам России, география и охват их деятельности, а также структура спроса на оценку рисков у собственников объектов. Почти за каждым из этих показателей — повод для размышлений о дальнейшей судьбе независимой оценки рисков в России.
География распределения организаций, аккредитованных на право осуществления независимой оценки пожарных рисков (на 13.02.2015) По данным Управления госэкспертизы МЧС, на текущий момент официально аккредитованы и имеют право на проведение независимой оценки риска (НОР) 695 организаций. Согласно требованиям МЧС, в каждой организации должно работать пять штатных экспертов.
То есть общая численность экспертов должна составлять 3475 человек. Так ли это на самом деле — проверить трудно. Реестр аккредитованных экспертов, который до недавнего времени был опубликован на сайте экспертизы МЧС, изъят из публичного доступа. Как показывает практика, государство в диалоге с негосударственными экспертизами выбирает язык ужесточения требований.
Например, Минстрой — апологет развития СРО в строительстве — ввел допуск к аттестации экспертов только при наличии у них профильного образования, причем именно по теме тех разделов проектной документации, которую они намерены в дальнейшем инспектировать (электрика, пожарная безопасность — отдельно). Кроме того, эксперт должен числиться в штате постоянно, без совместительства.
Проведение оценки пожарных рисков объектов строительства в федеральных округах за 2014 год Как гласит административный регламент МЧС № 517, зарегистрированное в территориальном отделении МЧС заключение независимой оценки обязывает надзорные органы снять объект с плана проверок на три года (на срок заключения), не анализируя результаты аудита. Однако, помимо графика плановых проверок, есть график внеплановых проверок.
И тут срабатывает главное отличие аудита от пожарного надзора. Инспектор работает на территории, нарушения на объектах — его отчетность, его премии, его хлеб. Нельзя все съесть сразу. Поэтому нередко список выявленных и список зафиксированных нарушений по итогам рейда — не одно и то же. В свою очередь, после аудита (НОР) объект должен быть безупречен с точки зрения пожарной безопасности.
При внеплановой проверке любое упущение экспертов НОР будет поводом для возбуждения уголовного дела. И еще не известно, кто станет главным его фигурантом. Границы ответственности экспертов и собственников в нормативах размыты, и это сохраняет настороженность заказчиков к самой идее проведения пожарного аудита. Как результат, по оценкам самого рынка НОР, на конец 2014 года лишь 87 организаций фактически продолжали работу по аудиту, из них только 15-20 компаний получают профильные заказы, достаточные для прибыльного развития направлений.
Функциональное назначение зданий, по которым проведена независимая оценка рисков в 2014 году, на примере Центрального федерального округа Рынок заказчиков не боится ошибок в методиках — он о них просто не знает. Однако спрос на пожарный аудит по-прежнему невысок. Аудит поняли и приняли крупные госкомпании и сырьевые корпорации. Но попасть туда крайне сложно — отказы участникам тендеров высылаются даже без объяснения причин (например, «Роснефть»). Другие категории заказчиков по-прежнему обходятся без аудита. Методики расчета рисков включают далеко не все категории объектов. В частности, из них выпадают жилые дома и детские сады. Если нельзя сделать расчет пожарного риска, то собственник должен соблюсти все требования пожарного законодательства.
И в этом случае пожарный инспектор снова становится главным действующим лицом сериала «Проверка пожнадзора». Возможно, поэтому количество экспертов НОР сегодня составляет не более двух тысяч на всю страну при почти 20-тысячной армии инспекторов Госпожнадзора.
Был ли вам полезен данный материал?
![Реестр умозаключений](uploads/content/oblogki/journal-10.avif)
Вопрос номера: Что пора изменить?
Герой номера:
Николай Вдовин,
замгубернатора Подмосковья по пожарной безопасности
Продукт номера: Газовое пожаротушение