/ /

Артем Чарахчан: «Для МЧС важны не штрафы, а безопасность»

Артем Чарахчан: «Для МЧС важны не штрафы, а безопасность»

29 июня 2021, 16:40    6892

Жилой сектор — особая категория в перечне рисков, связанных с безопасностью городов. Какими бы сложными ни были аварийные и противопожарные системы, устанавливаемые в домах, лучшим способом борьбы с чрезвычайными ситуациями является их предотвращение. Об этом не понаслышке знает Артем Чарахчан, старший лейтенант внутренней службы. В свои 32 года он занимает должность инспектора отдела надзорной деятельности по Карасунскому внутригородскому округу города Краснодара. Ежегодно Артем и его сослуживцы проводят плановые проверки жилого сектора в рамках общероссийской операции «Жилище». Корреспондент журнала «RUБЕЖ» Людмила Каменева присоединилась к одному из таких осмотров жилья.

8.30

Стоянка торгового центра по соседству с пожарной частью еще пуста. Светофоры дорабатывают в ночном режиме. Небо серое, заспанное. Такое утро офисные служащие обычно начинают с обязательной чашки горячего кофе. Но в МЧС долго запрягать не принято. До начала планерки Артем уже на рабочем месте, просматривает документы и даже успевает поднять коллегам настроение.

— Да, я часто шучу. Так легче общаться с людьми, находить общий язык. Можно быть серьезным в работе и улыбаться, одно другому не мешает, — объясняет инспектор МЧС.

9.00

Официальное начало рабочего дня. Сотрудники собрались в кабинете руководителя отдела. Идет постановка задач на день. Старшему лейтенанту внутренней службы Чарахчану поручено провести проверку в двух многоэтажных домах. Предстоит проверить состояние и исправность систем противопожарной защиты зданий.

Такие здания, высотой от 10 до 25 этажей, доставляют немало головной боли надзорным органам. Огонь при пожаре в них быстро захватывает этаж за этажом, угарный дым находит путь через эвакуационные выходы, лифтовые шахты. За считанные минуты многоэтажка будет полностью задымлена, а люди отрезаны огнем от аварийных выходов. Эвакуация из таких зданий сложна сама по себе, а захламленные балконы или лестничные клетки и вовсе не оставляют шансов на спасение. Проверка многоэтажек — привычное дело и для МЧС, и для управляющих компаний и председателей ТСЖ. График составляется на год вперед, о предстоящей проверке руководители заблаговременно уведомляются. Что, впрочем, не спасает инспекторов МЧС от неприятных сюрпризов на месте.

 9.30

Выезжаем. По пути бросаются в глаза стройки — они развернуты везде. Когда-то в этой части Краснодара были только дачи и коттеджные поселки. Но потребность в площадях под строительство жилых комплексов и торговых центров изменила облик Карасунского района. То тут, то там вырастают новые здания, в основном блочные многоэтажки. Недорогая технология позволяет возводить доступное жилье в изобилии. Большинство домов насчитывают 12-16 этажей. На одной лестничной клетке обычно расположено от 4 до 8 квартир. В народе эти дома называют «военными» или «муравейниками».

10.00

Прибываем на объект. Двенадцатиэтажка, построенная 20 лет назад. Когда-то здесь было малосемейное общежитие. Теперь более половины квартир находятся в частной собственности. Жильцы создали ТСЖ и выбрали управляющую компанию.

— Этот дом один из самых сложных, — объясняет Артем Чарахчан. — Здесь практически везде имеются многочисленные нарушения требований пожарной безопасности.
Разрисованные стены, выбитые лампочки, на полу — окурки, шприцы, пивная тара. И на каждом шагу жильцы соорудили решетки и металлические двери.

— Наркоманы у нас живут. Спасу нет от них, — сообщает запуганная старушка, не открывая решетчатую дверь.

— Жильцы обрезали пожарные лестницы, заложили пути эвакуации, —  комментирует инспектор нерадостную картину. — Еще и лестничную клетку перегородили, установив двери.
А в отгороженном крыле находятся четыре квартиры. Как эти люди собираются эвакуироваться через такой узкий проход в панике во время пожара?

Ходим по этажам. Инспектор постепенно мрачнеет. Впереди — очередной неприятный сюрприз. В торце лестничной клетки, на путях эвакуации, расположилась пристройка, в которой установлены газовая плита и кухонный шкафчик, а потолок украсили дорогие обои и светодиодные светильники.
— Жильцы стремятся захватить свободную территорию. Даже ту, которая находится на путях эвакуации. В прошлом году по решению суда приставы снесли три таких незаконных пристройки. Но борьба продолжается. Видимо, наших граждан запреты только вводят в азарт, — рассказывает Чарахчан.

Все же самая большая проблема этого дома — отсутствие системы пожарной безопасности. Ее просто нет. Остались только клапаны дымоудаления. По словам председателя ТСЖ, жильцы узнали об этом совсем недавно. Все годы они платили управляющей компании за обслуживание системы. И только в конце прошлого года выяснилось, что обслуживать было нечего.

Теперь собственники жилья собираются вернуть свои деньги через суд. Но это когда еще будет, а противопожарную систему нужно восстанавливать уже сейчас. И для людей эта сумма непосильная.

Инспектор терпеливо выслушивает жалобы жильцов: это тоже часть работы. Но словами горю не поможешь.

— Оборудование для ремонта вашей системы сейчас найти практически невозможно — его десять лет назад сняли с производства. Учитывая состояние системы, дешевле установить новую, — поясняет жильцам инспектор.

Но это решаемый вопрос. Значительно сложнее — с управляющей компанией. Договор договору рознь. Обслуживание может вполне легально подразумевать, грубо говоря, смахивание пыли с датчиков и перезарядку аккумуляторов. На ремонт систем и устранение неисправностей нужен уже другой договор и отдельная оплата. Понятно, что охотники заработать на правовой наивности граждан найдутся всегда.

12.30

Осмотр закончен. Инспектор делает пометки в рабочей тетради. Предписание об устранении нарушения будет вручено руководителю организации, обслуживающей данную систему защиты. Трудно ждать добросовестности от подрядчика, который не удосужился провести обследование и предоставить докладную в управляющую компанию о реальном состоянии пожарной системы в доме.

Тем не менее в случае неустранения выявленных нарушений виновные лица будут привлечены к ответственности. Кроме того, обязать управляющую компанию устранить нарушения в указанные сроки может суд.

12.40

Артем задерживается на выходе из дома. Достает информационные наклейки и крепит их на информационный стенд у подъезда.

13.15

Проверка проверкой, а обед по расписанию. Обычная столовая в двух шагах от пожарной части. Возле раздачи — двое пожарных, три студентки и сержант полиции. На подносе у Артема суп-лапша по-домашнему, котлета с гречкой и клюквенный кисель.

— Вкус, конечно, совсем не домашний. Но быстро и недорого, — объясняет он свой выбор.
Весь перерыв длился пятнадцать минут. На выходе из столовой у инспектора зазвонил телефон.

— Хорошо. Буду минут через двадцать, — Чарахчан поворачивается к нам. — Едем на пожар.

13.40

Остановились у гаражного кооператива.

Снова телефон:

— Слушаю. Да-да-да. Можно вас попросить перезвонить через полчаса–минут сорок?

— Звонили из коттеджного поселка. Хотели проконсультироваться по вопросам установки системы оповещения о пожаре, — объясняет мне Артем Чарахчан.

За беседой мы дошли до места пожара. Рядом с выгоревшей легковушкой на табуретке сидит бледный старичок:

— Что же я наделал? Нет больше моей ласточки… Минут двадцать старший лейтенант внутренней службы тщательно изучает машину, затем записывает показания владельца.

— Предварительный осмотр автомобиля ВАЗ-2113 показал, что в заводскую конструкцию электропроводки были внесены изменения. Вероятно, это и послужило причиной возгорания, — прокомментировал происшествие Артем Габриэлевич. — Машина старая, у хозяина не было денег на ремонт, решил сам попробовать. Потом увидел, что из-под капота идет дым, растерялся, попытался потушить тряпкой. А она оказалась пропитанной бензином. Хорошо еще, что вовремя позвонил пожарным.

14.20

В плане инспектора МЧС на сегодня — еще одна многоэтажка.

— Сейчас отправимся в самый конец географии, — предупреждает Артем.

14.50

Мы подъезжаем к двенадцатиэтажному зданию на пустыре. Это новостройка, сданная совсем недавно. По закону подразделения надзорной деятельности МЧС теперь не принимают участия в приемке домов. Прийти с проверкой они могут только через три года после ввода здания в эксплуатацию.

— Сейчас при возведении жилых домов очень многое зависит от порядочности застройщика. Выбор производителя комплекса пожарной безопасности и монтаж этого оборудования целиком лежат на его совести, — объясняет инспектор, пока мы паркуемся и выходим из машины.

15.00

Нас встречают представитель управляющей компании и сотрудник, занимающийся обслуживанием пожарной сигнализации. Все вместе поднимаемся пешком по лестнице. С пожарных балконов открывается замечательный вид на Кубань. В подъезде чисто и просторно. Противопожарное оборудование в идеальном состоянии, эвакуационные выходы свободны, как положено. Одно вызывает недоумение — почему-то не везде есть пожарные рукава. Кое-где их прикручивают прямо при нас.

— Не знаем, что делать. Воруют постоянно. Везут на дачные участки. Нескольких поймали, но за всеми же не уследишь, —сетует домком.

Тем не менее жильцам этой многоэтажки очень повезло — застройщик не стал экономить на комплексе пожарной безопасности.

— За такие дома и безопасность жильцов в них можно быть спокойным, — объясняет Чарахчан. На лице инспектора снова появляется улыбка. — При срабатывании определенного количества датчиков автоматика подаст сигнал на включение дымоудаления и оповещения. Вмешательства людей не требуется, система запускается и отключается автоматически. Правда, на всякий случай подъезд оборудован кнопками ручного включения клапанов дымоудаления и насоса-повысителя.

16.00

По окончании проверки работоспособности пожарных систем и эвакуационных путей в многоэтажках мы снова возвращаемся в отдел. Артему предстоит оформить протоколы и подготовиться к вечернему отчету. На вопрос о том, что для него является самым важным в работе,

Артем не задумываясь отвечает:

— У государственного инспектора по пожарному надзору складывается особый опыт. Появляется чувство меры применения власти, которой мы наделены. Допустим, выявили загромождение путей эвакуации. Нужно наказать. Но жильцы-новоселы, например, могли не успеть ознакомиться с требованиями пожарной безопасности. Или другая ситуация: им только что доставили мебель из магазина. Если после замечания инспектора они сразу все убрали, то протокол составлять необязательно. Но когда в доме на протяжении месяцев нет пожарной сигнализации, огнетушителей, кранов, рукавов — это осмысленное разгильдяйство. И наказать за такое — значит помочь жильцам, привести их в чувство раньше, чем случится беда.

17.00

Вечерний отчет у начальства сегодня прошел быстро. Можно продолжать подготовку актов проверки и предписаний.

— Через три месяца мы снова вернемся в эти дома — проконтролировать, как устраняются нарушения. Возможно, будем привлекать судебных приставов для сноса незаконных построек, расположенных на путях эвакуации. Кроме того, ТСЖ придется установить новый противопожарный комплекс. Сейчас рынок подобного оборудования в Краснодаре очень насыщен. При желании можно найти надежную компанию с невысокими ценами. Конечно, в любом случае сумма будет немаленькая. Но до тех пор, пока сигнализация не появится, ТСЖ будет оплачивать штрафы, — пояснил инспектор.

18.00

Конец рабочего дня. Впервые за многие недели Артем не стал задерживаться на работе. Сегодня он сам заберет сына из детского сада.

 


Был ли вам полезен данный материал?


Артем Чарахчан: «Для МЧС важны не штрафы, а безопасность»

Вопрос номера:
Главная задача компаний
на 2013 год

Герой номера:
Владимир Кудельник,
президент Консорциума "Интегра-С"

Продукт номера:
NVR-регистраторы.
Выбор нового поколения

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3270 s
queries: 140 (0.0249 s)
memory: 4 096 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.