Стремительное развитие технологий и появление новых угроз, связанных с применением беспилотных аппаратов, подчеркнули наличие уязвимостей в системах безопасности и необходимость оперативной выработки мер реагирования на актуальные вызовы.
Защита от угроз со стороны беспилотных аппаратов актуальна для многих отраслей. К очевидным относятся объекты топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, транспортной инфраструктуры.
Транспортная безопасность традиционно играет ведущую роль в разработке стандартов построения систем безопасности, задавая тон и устанавливая лучшие практики, которые позже находят применение в других отраслях. Это объясняется высокими требованиями к обеспечению безопасности в транспортной сфере, где риски для жизни и здоровья людей особенно значительны.
Компания «Неоскан» широко известна на рынке транспортной безопасности и является одним из лидеров этого сектора. Более десяти лет наша команда оправдывает доверие партнеров по всей России, помогая надежно защищать объекты критической инфраструктуры, среди которых крупнейшие международные аэропорты РФ.
Однако процесс внедрения технологий обнаружения и противодействия угрозам со стороны беспилотных аппаратов, в частности беспилотных воздушных судов (БВС), на объектах транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ), вероятно, будет проходить сложнее, чем в других отраслях из-за ряда комплексных нормативных и законодательных аспектов, связанных с обеспечением электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами, применяемыми на ОТИ, а также необходимости интеграции с множеством существующих производственных процессов.
Состав систем противодействия БВС, их эффективность и риски
Система противодействия БВС – программно-аппаратный комплекс, архитектура которого формируется исходя из текущего уровня развития беспилотных авиационных систем, действующих нормативно-правовых актов и технического задания заказчика.
Для общего понимания различий между БВС, которые могут быть применены для совершения противоправных действий, можно использовать следующую классификацию по уровням угроз.
Предотвращение угроз высокого уровня могут обеспечить комплексы, в составе которых одновременно применяются:
а) технологии обнаружения, использующие различные демаскирующие признаки:
- радиолокационные средства – различные РЛС;
- радио- и радиотехнические средства – станции контроля радиоизлучений, пеленгаторные посты;
- оптико-электронные средства – средства теле- и фотонаблюдения в видимом и инфракрасном (ИК) диапазонах.
Сочетание технологий дает возможность сопоставления и верификации данных от различных источников, следствием чего является повышение точности системы и минимизация ложных срабатываний;
б) технологии радиоэлектронного блокирования, отвечающие требованиям поставленной задачи в части:
- достаточного энергетического потенциала;
- необходимых диапазонов частот;
- организации управляемого (дозируемого) воздействия.
Это означает, что эффективность системы обнаружения и противодействия БВС пропорциональна ее технологическому наполнению и обратно пропорциональна размеру риска, который мы готовы принять на себя в результате наступления рискового события.
Примером комплексных систем является решение, совместно реализуемое ООО «Неоскан» и АО «Лаборатория Касперского». Наряду с современными техническими средствами в его состав входит программное обеспечение, основанное на искусственном интеллекте, помогающее автоматизировать процессы сбора и обработки данных, а также управления аппаратными компонентами.
Аспекты нормативно-правового регулирования
Развитие беспилотной техники опережает принятие законодательной базы, регулирующей вопросы использования как самих беспилотных аппаратов, так и средств борьбы с ними.Это понимают все участники процесса.
Компания «Неоскан» активно вовлечена в работу над существующими вопросами, является участником рабочей группы по противодействию БВС Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации. В группу входят специалисты от Минтранса России, Росавиации, ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД», ФГУП «ГОСНИИ ГА», разработчики и производители оборудования, субъекты транспортной инфраструктуры и многие другие. В рамках деятельности группы формируются предложения по внесению изменений в отдельные нормативно-правовые акты, ведется практическая исследовательская работа.