Марина Блудян
Первый вице-президент «ОПОРА РОССИИ», председатель совета директоров ООО НПО «Феникс»
Марина Блудян: «Важно обеспечить неотвратимость наказания за нарушения»
Марина Блудян, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», председатель совета директоров ООО НПО «Феникс», рассказала журналу RUБЕЖ, в чем состоит основная проблема эксплуатации противопожарного оборудования, из-за чего происходят ошибки при проектировании, как их избежать и какие меры могут реально помочь создать действенную систему противопожарной безопасности.
– Какого противопожарного оборудования не хватает для дополнительного оснащения объектов, чтобы избежать масштабных пожаров?
Марина Блудян: Для предотвращения масштабных пожаров, подобных тем, что произошли в «Крокусе» и «Вайлдберриз», необходимо обеспечить должное техническое состояние объектов и эксплуатацию противопожарного оборудования. Основное оборудование для тушения пожаров у нас есть, важно поддерживать его работу на должном уровне. Очень часто недостаточно внимания уделяется его эксплуатации и обслуживанию.
На данный момент мы столкнулись с проблемой техобслуживания импортного оборудования, которое мы всегда считали лучшим и оснащали объекты им (особенно до 2022 года). Отсутствие доступа к оригинальным комплектующим и запчастям, а также отсутствие схемы подтверждения соответствия после модернизации или ремонта создают риски для безопасной эксплуатации этого оборудования. И это вопросы не столько к МЧС, сколько к Минпромторгу и Минэкономразвития России. В качестве председателя общественного совета я обязательно подниму эту тему на следующем заседании Общественного совета Росаккредитации. Планирую пригласить представителя МЧС для обсуждения ситуации.
Для решения данной проблемы необходимо:
- Разработать и утвердить порядок подтверждения соответствия противопожарного оборудования после модернизации и ремонта. Это позволит легализовать использование не оригинальных, но соответствующих требованиям запчастей.
- Уделить особое внимание оснащению высотных зданий, где традиционные лестницы не обеспечивают безопасную эвакуацию, системами самоспасения. Необходимо ускорить принятие свода правил по использованию таких систем.
- Обеспечить обязательное обучение персонала зданий правилам пользования системами самоспасения для повышения эффективности их применения в чрезвычайных ситуациях.
Комплексный подход к обеспечению технического состояния и эксплуатации противопожарного оборудования, а также внедрение современных систем самоспасения позволит минимизировать риски возникновения масштабных пожаров в будущем.
– Какие изменения надо внести в НПА для проектирования, чтобы усилить контроль за соблюдением всех необходимых норм?
М. Блудян: С проектами часто происходят такие метаморфозы: строятся здания, внутри которых создаются просторные помещения с минимальным количеством перегородок. Назначение этих зданий – сдача в аренду для последующего обустройства под различные цели. Это могут быть магазины, банковские отделения, кинотеатры, склады и многое другое. Арендаторы берут помещения и приступают к их оборудованию. Часто, к сожалению, они действуют без проекта, и монтажные организации, которые монтируют систему безопасности, также не спрашивают, а есть ли проектная документация. Они действуют по своему усмотрению, игнорируя необходимость работать по согласованной проектной документации.
Поэтому когда создавались новые требования к лицензиатам и аккредитованным лицам, я настояла на том, что первым делом представители предъявляли свои документы и заносили их в систему, подтверждая свою работу по проекту. Важно, чтобы они следовали указаниям проектной документации, устанавливая и обслуживая оборудование в соответствии с ней.
Все проблемы, с которыми я сталкивалась, имеют одинаковый корень: приходит инспектор, который строго следует правилам, требует предоставить проект по пожарной безопасности. После этого он проводит проверку. Оказывается, представленный проект пожарной безопасности не соответствует проектной документации. А вся документация проходит обязательный процесс госэкспертизы. И в документации есть раздел, где оговорено, что для обеспечения безопасности объекта работы должны проводить квалифицированные специалисты. Но в реальности на этапе эксплуатации происходят изменения в функциональном назначении объекта, и никто не вносит соответствующие изменения в проект по пожарной безопасности. Обслуживающая организация не требует этого, даже если имеется предупреждение о несоответствии проекту.
Важно, чтобы все участники соблюдали правила и инструкции, следовали проектной документации. Нарушение этого правила может привести к лишению лицензии. Поддерживаю предложение сделать это обязательным условием лицензионного соглашения.
– Как избежать ошибок (халатности) при монтаже оборудования? Кто и как должен контролировать этот процесс?
М. Блудян: Первое, что поможет избежать ошибок, – строгое следование проектной документации и инструкциям производителя. Это является основополагающим условием качественного монтажа. Также необходимо организовать внутренний контроль качества на предприятии. Компания, выполняющая монтажные работы, должна иметь собственную систему контроля, включающую независимых экспертов, не задействованных в производственном процессе. Это позволит объективно оценивать качество выполненных работ.
Еще один работающий механизм – внедрение системы добровольного страхования ответственности монтажников. Потому что ты, когда страхуешь свою ответственность, страховщик может прийти и посмотреть, как ты работаешь. Это уже не государственный контроль в погонах и с палкой в руках. Это человек, который за тебя отвечает, и не просто отвечает, а деньгами. Он не настроен вступать в какие-то непонятные околокоррупционные отношения. К тому же страховая компания будет заинтересована в тщательной проверке процессов и может рекомендовать организацию службы внутреннего контроля качества. Существуют возможности и внутри отрасли – вступление монтажных организаций в саморегулируемые объединения. Это позволит внедрить дополнительные механизмы контроля со стороны профессионального сообщества, включая проведение инспекций выполненных работ.
Также необходимо, по моему мнению, закрепить требования по организации контроля качества монтажа в лицензионных документах. Это станет обязательным условием для ведения деятельности в данной сфере. Таким образом, сочетание внутренних процедур контроля, добровольного страхования ответственности и участия в саморегулируемых объединениях позволит минимизировать риски ошибок и халатности при монтаже оборудования.
– Как и кем должен проводиться контроль за эксплуатацией объектов, чтобы обязать владельца/эксплуатанта объекта соблюдать все НПА?
М. Блудян: Контроль за эксплуатацией объектов осуществляется МЧС России. Все эксплуатанты распределены на категории риска: чрезвычайно высокий, высокий, средний, низкий. Объекты с чрезвычайно высоким и высоким риском проходят регулярные комплексные проверки – ежегодно и раз в 3 года соответственно. Инспекторы МЧС проверяют соблюдение требований пожарной безопасности. Для объектов со средним и низким риском проверки проводятся реже – раз в 5–7 лет. Статистика показывает, что большинство пожаров и аварий происходит в жилом секторе, а не на предприятиях.
Но основной акцент должен делаться – и делается – на профилактической работе. МЧС и сами эксплуатанты могут инициировать профилактические мероприятия. Это позволяет выявлять и устранять нарушения без жестких проверок. И такой подход очень эффективен, но требует осознанности того, кто владеет или эксплуатирует объект.
Новый подход предполагает использование «индикаторов риска» – четко определенных факторов, при срабатывании которых инспекторы МЧС могут оперативно провести точечную проверку. Эти индикаторы согласовываются с Минэкономразвития и Генпрокуратурой. Таким образом, контроль становится более целевым и эффективным, без массовых проверок, которые отвлекали и бизнес, и контрольно-надзорные органы. Акцент делается на профилактике и точечных мероприятиях по индикаторам риска.
Ключевая идея – обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, используя современные, более гибкие и эффективные механизмы контроля и надзора. Это позволит повысить ответственность эксплуатантов без излишней административной нагрузки.
– Приведет ли повышение административных штрафов к повышению уровня пожарной безопасности?
М. Блудян: На мой взгляд, повышение штрафов само по себе не приведет к значительному повышению уровня пожарной безопасности. Существует ряд важных факторов, которые необходимо учитывать. Первое – это то, что ответственность должна быть распределена по всей цепочке – от проектировщиков до эксплуатирующих организаций. Просто повышать штрафы для конечных пользователей недостаточно, нужно прорабатывать механизмы ответственности для всех участников процесса и усилить контроль и надзор на всех этапах: как проектирования, так и эксплуатации объектов. Инспекторы Госпожнадзора должны иметь реальные рычаги воздействия, включая возможность отзыва лицензий и допусков.
Второе: необходимо тщательно проанализировать, насколько существующие обязательные требования в области пожарной безопасности действительно эффективны и связаны с предотвращением пожаров. Возможно, некоторые из них являются избыточными и их можно оптимизировать, сделав систему более рациональной.
Третье: очень важно обеспечить неотвратимость наказания в случае реализованного риска (наступления пожара). Наказание должно быть действительно жестким и неизбежным в случае выявления нарушений.
Я считаю, что именно комплекс мер сработает, а простое повышение штрафов без комплексного подхода вряд ли приведет к желаемому результату. Требуется тщательная проработка всех аспектов, чтобы создать действенную систему обеспечения пожарной безопасности. Это непростая, но крайне важная задача, от решения которой зависят жизни людей.