Алексей Матушанский
Директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России
Алексей Матушанский: «Минпромторг России последовательно внедряет и актуализирует инструменты национального режима»
Алексей Матушанский, директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России, рассказал журналу RUБЕЖ о том, какие конкурентные преимущества дают отечественному производителю новые поправки в постановление Правительства № 617, как статус «российского товара» помогает производителям получать приоритет в закупках перед иностранными товарами в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также как работает и развивается программа обратного инжиниринга комплектующих.
Беседу вел Дмитрий Воронин
– В настоящее время еще существует лазейка для закупки иностранного оборудования на объекты госзаказа, а именно: проставление ОКПД2 на выполнение работ. Насколько оперативно министерство готово корректировать данную практику?
Алексей Матушанский: Действующими положениями постановления № 616 (запрет на закупку импорта) и постановления № 617 (ограничение на закупку импорта) предусмотрено установление «национального режима» на товары, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ или (и) оказании закупаемых услуг (п.4 ПП РФ № 617, № 616).
При этом Минпромторгом России совместно с коллегами из иных заинтересованных ведомств на постоянной основе осуществляется совместная работа по актуализации инструментов национального режима с учетом как потребностей заказчиков и задач участников закупок, так и существующей конъюнктуры в целом.
– Решат ли задачу по ограничению попадания иностранной продукции новые поправки в постановление Правительства РФ № 617 от 30.04.2020? На какой стадии сейчас находится документ? Когда вступит в силу?
А. Матушанский: Учитывая анализ правоприменительной практики и динамичное развитие производства, проектом постановления предусмотрено дополнение перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается ограничение допуска в процесс госзакупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для оказания всесторонней поддержки отечественным производителям промышленной продукции посредством обеспечения реализации механизма «гарантированного спроса» и приоритета в закупках для государственных и муниципальных нужд перечень к постановлению № 617 дополняется рядом позиций соответствующей промышленной продукции.
Анализ госзакупок указанной продукции, а также данных реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, свидетельствует о значительном расширении отечественного производства. Таким образом, перенос данных позиций в перечень постановления № 617 и, как следствие, применение к продукции в рамках гостендеров правила «второй лишний» позитивно скажется на обеспечении государственных закупок в рамках конкурентных процедур с участием российских производителей. А это, в свою очередь, будет дополнительно стимулировать российской производителей на дальнейшее развитие соответствующих рынков.
В настоящее время проект акта проходит межведомственное согласование в соответствии с регламентом.
– Как будут способствовать построению технологического суверенитета изменения в постановления Правительства РФ № 878 и № 616?
А. Матушанский: Мы рассчитываем, что разработанный унифицированный акт, согласно которому постановление № 617 (общее ограничение для закупок товаров) и постановление № 878 (ограничение для закупок радиоэлектронных товаров) объединяются с сохранением своих особенностей, станет «базисом» для «единых» подзаконных актов. Которые в настоящее время находятся в разработке у коллег из Минфина России (акт Минфина России для 44-ФЗ и для 223-ФЗ предварительно вступит в силу с 01.01.2025). Это должно значительно упростить взаимодействие заказчиков и поставщиков, что положительно скажется на практике закупки отечественных товаров.
– Как, по вашему мнению, изменится ситуация на рынке, когда поправки вступят в силу? Оптимальный сценарий развития?
А. Матушанский: Оптимизационные изменения, направленные на сокращение числа НПА «национального режима» (сейчас их 9), положительно скажутся на взаимодействии поставщиков и заказчиков, что, в свою очередь, распространит практику закупки российской продукции.
– Насколько сейчас критичен фактор происхождения продукции на российском рынке?
А. Матушанский: В настоящее время достижение технологического суверенитета – это не только глобальный вызов для российской экономики, но и комплексная задача, требующая одновременно адаптивной гибкости к постоянно изменяющимся условиям.
В частности, президентом в послании Федеральному собранию 29 февраля этого года (№ Пр-616 от 30.03.2024) и в майском указе о национальных целях развития (от 07.05.2024 № 309) определены приоритетные направления технологического развития нашей страны на ближайшее десятилетие. Напомню, что президент поставил задачу обеспечить технологическую независимость, в том числе по таким направлениям как: биоэкономика, беспилотные летательные системы, средства производства и автоматизации, транспорт, экономика данных, искусственный интеллект, новые материалы и химия, космические технологии, новые энергетические технологии.
При этом с 2015 года введен и успешно зарекомендовал себя механизм подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в рамках постановления № 719 (ПП РФ от 17.07.2015). Данный механизм является инструментом как для стимулирования локализации товаров отечественными производителями, так и для получения дополнительных мер поддержки для товаропроизводителей.
Статус российского товара для производителей предоставляет приоритет в закупках перед иностранными товарами в рамках законов № 44-ФЗ и № 223-Ф. А также дает возможность получать субсидии как по линии Минпромторга России, так и по линии других ведомств, открывает доступ к наиболее выгодным займам Фонда развития промышленности, и является ключевым условием для предоставления налоговых льгот как для производителей российской продукции, так и для потребителей.
Количество выданных займов Фондом развития промышленности, где одним из основных требований является подтверждение российского происхождения, составляет 176 единиц на общую сумму более 124 млрд рублей. Еще 23 субсидии Минпромторга России, учитывающие производственную и отраслевую специфику, также привязаны к требованиям в рамках постановления № 719. Кроме того, требование о наличии реестровой записи в реестре российской промышленной продукции предусмотрено и при предоставлении налоговых льгот (коэффициент 1,5 для основного средства в рамках 25 главы НК РФ). Наличие промышленной продукции в реестре является обязательной характеристикой для отнесения такой продукции к российскому высокотехнологичному оборудованию*.
– В чем суть унификации норм 44-ФЗ и 223-ФЗ? Как объединение норм законов об электронных торгах повлияет на работу российских и иностранных поставщиков?
А. Матушанский: Правительство Российской Федерации подготовило законопроект (принят Госдумой РФ 19.03.2024 в первом чтении, запланировано рассмотрение во втором чтении в июле 2024, ответственный – Минфин России), которым предусмотрено распространение аналогичных положений национального режима из 44-ФЗ на 223-ФЗ (закупки юридических лиц). В частности, законопроектом предусмотрен запрет, ограничение закупок иностранного товара («второй лишний»), ценовое преимущество для закупок, проводимых в соответствии с законом № 223-ФЗ. Законопроект также вводит оценку предложений промышленной продукции в зависимости от уровня ее локализации. Промышленный товар, являющийся более локализованным на территории России (критерии из закона о промышленной политике), имеет преимущество в рамках закупочных процедур по 44-му и 223-му законам. При этом все подзаконные нормативные правовые акты, которые предусматривают указанные преференции, будут связаны реестром российской промышленной продукции и евразийским реестром промышленных товаров.
- Сохранил ли Минпромторг планы по изменению кластерной инвестиционной платформы (КИП) для импортозамещения критически важной продукции в промышленности (курс на импортозамещение не готовой продукции, а на комплектующие и средние переделы)? Какие отрасли промышленности сейчас в приоритете?
А. Матушанский: Ключевыми приоритетами реализации кластерной инвестиционной платформы остаются:
- поддержка проектов, направленных на достижение технологического суверенитета за счет создания на территории России производств импортозамещающей продукции в целях удовлетворения внутренних потребностей рынка в сложившейся макроэкономической ситуации;
- повышение уровня локализации промышленной продукции на территории РФ в ходе реализации таких проектов в рамках КИП, влияние проекта на развитие других отраслей промышленности (мультипликативный эффект);
- наработка новых (ранее отсутствующих) технологических компетенций при производстве приоритетной промышленной продукции или сохранение значимых для промышленности компетенций, по которым имеет место риск утраты.
На данный момент в рамках реализации механизма сформирован перечень приоритетной продукции, состоящий из 317 позиций. В него вошли: сырье, материалы, комплектующие и конечные изделия. На текущий момент больше всего поддержано проектов из отраслей металлургии, транспортного и тяжелого машиностроения, химической и фармацевтической промышленности. Дополнительно нужно отметить, что перечень приоритетной продукции сформирован с учетом продукции, включенной в механизм таксономии (постановление Правительства РФ от 15.04.2023 № 603).
Говоря о курсе изменения механизма КИП, хочу отметить, что мы прорабатываем возможность поддержки проектов на базе российских технологий и оборудования без ограничения по кодам продукции ОКПД 2, ввиду тенденции к ограничению доступа к современным технологиям производства со стороны иностранных государств и риска утраты технологического суверенитета по продукции, которая производится на территории РФ.
– Как работает программа обратного инжиниринга комплектующих? Сколько грантов в ее рамках уже выдано? Есть ли среди получателей грантов производители систем безопасности?
А. Матушанский: С 18 февраля 2022 года Агентство по технологическому развитию реализует грантовую программу по разработке конструкторской документации и созданию опытных образцов комплектующих, востребованных в российской промышленности.
Агентство предоставляет гранты в размере до 100 млн рублей на обратный инжиниринг комплектующих для их дальнейшего серийного производства. Оператором софинансируется не более 80% затрат (расходов) по проекту, а 20% – привлеченные исполнителями внебюджетные средства. Максимальный срок разработки комплекта конструкторской документации – 24 месяца.
Как оператор, Агентство выступает интегратором трех сторон – потребителей, разработчиков и производителей.
Потребители – это предприятия, которым нужно заменить импортные материалы, запасные части, сырье или инструменты российскими аналогами. Для этого они направляют в Агентство запросы с обоснованием необходимости их обратного инжиниринга. Разработчики в лице инжиниринговых компаний и подразделений вузов на конкурсной основе получают гранты для реализации проектов по обратному инжинирингу комплектующих. Производители же выпускают продукцию на основе конструкторской документации, подготовленной разработчиками, а также осуществляют поставку комплектующих потребителю. Получатели грантов передают комплекты конструкторской документации Агентству для возможности дальнейшего тиражирования. По итогам проекта предусмотрено получение выручки в объеме 2 рубля на каждый рубль гранта в течение 4 (четырех) лет накопительным итогом**.
* В настоящее время в реестре российской промышленной продукции содержится более 317 тысяч промышленных товаров, 4 794 производителя. С 2020 года число позиций в реестре увеличилось более чем на 271 000 промышленных товаров, а ежемесячный прирост составляет от 5 до 7%. Количество заявок на признание товара российским в ТПП России сейчас составляет более 3 000, что подтверждает спрос на указанный механизм.
** За весь срок действия программы Агентство поддержало 220 проектов, охватывающие базовые отрасли промышленности, с общим объемом финансирования порядка 10 млрд рублей. Реализация проектов обеспечит выпуск новой продукции на сумму более 20 млрд рублей.
Портфель поддержанных проектов реализуется в том числе в интересах таких организаций, как ГК «Ростех», «Атомэнергомаш», «Росгеология», «Камаз». Отраслевая структура поддержанных проектов как по количеству, так и по объему поддержки является диверсифицированной. В ней преобладают топливно-энергетический комплекс, различные отрасли машиностроения, медицина и реабилитационная индустрия, а также химия.
Вместе с тем, в составе поддержанного портфеля присутствуют несколько проектов, имеющих отношение к спасательным службам и обеспечения безопасности, в частности водяной плунжерный насос для мобильных и стационарных систем пожаротушения (планируемый выпуск – не менее 50 ед. ежегодно). Также Агентством поддержана разработка конструкторской документации на модули управления и связи спасательного набора для спасательных служб. В стадии подготовки к конкурсным процедурам находится корпус вышеуказанного спасательного набора, отличительной особенностью которого является повышенная устойчивость к механическим, температурным и иным экстремальным нагрузкам, что позволяет обеспечить надежность хранения и транспортировки аппаратуры и оборудования в ходе проведения аварийно-спасательных работ. Планируемый выпуск по каждому комплектующему – не менее 500 ед. в год.