Виктория Авдюшкина: «Отечественным вендорам надо тщательно планировать объемы производства»
Виктория Авдюшкина, руководитель отдела маркетинга Secumarket, рассказала журналу RUБЕЖ о работе первого в России отраслевого маркетплейса систем безопасности, стратегии проекта и российских производителях.
- На чем удалось заработать в компании в 2023-м?
Виктория Авдюшкина: Secumarket мы запустили в прошлом году, и сейчас проект находится на стадии посева, это такой этап развития стартапа, когда проект выведен на рынок и есть статистика ключевых показателей, подтверждающих его жизнеспособность. Также особенность Secumarket в том, что это отраслевой маркетплейс. Специфика заработка отличается от классической модели дистрибьюции тем, что цены регулируют сами продавцы. На нашей площадке размещаются как дистрибьюторы, так и производители.
Товарные группы, которые задали нам в прошлом году основной тренд продаж, — это охранно-пожарные системы (ОПС), видеонаблюдение и СКУД. Был ажиотажный спрос на домофоны российской компании «Спутник».
- Какой ассортимент представлен на маркетплейсе?
В. Авдюшкина: Мы сейчас работаем в основном с канальным оборудованием. Проектного оборудования в формате онлайн продается немного, потому что здесь важную роль играет личное общение между закупщиками, проектировщиками, инсталляторами и т. д. Но мы работаем над тем, чтобы проектное оборудование тоже можно было купить на маркетплейсе, для этого развиваем сервис защиты проекта у производителя.
- Кто ваши конкуренты?
В. Авдюшкина: Secumarket — B2B отраслевой маркетплейс систем безопасности, и в этом формате на российском рынке у нас еще нет конкурентов. Возможно, к 2025 году они появятся, потому что популярность именно отраслевых торговых площадок наблюдается во всех нишах бизнеса. И рынок систем безопасности — не исключение, здесь есть яркие игроки.
В пространстве электронной коммерции мы ориентируемся на «Тинко», «Видеоглаз», ЭТМ и «Лайта». Одно из наших преимуществ — представленность на одной площадке оборудования от разных производителей, а также дополнительные услуги по проектированию и монтажу. Из финансовых преференций — услуга рассрочки платежа от Сбербанка для юридических лиц. Удобство для закупщика систем безопасности — это формирование в личном кабинете единого счета при заказе товаров от разных продавцов. Плюсом также является, что мы привозим товар напрямую от продавца клиенту, что повышает скорость доставки.
- Что, по вашему мнению, ждет российский рынок систем безопасности в 2024 году?
В. Авдюшкина: Продолжится цифровизация закупок. Торговые дома понимают, что необходимо развивать отраслевые сервисы, чтобы удержать аудиторию. Будет расти спрос на отечественное оборудование.
- Каковы основные пункты вашей стратегии на 2024 год?
В. Авдюшкина: На маркетплейсе предоставлены отечественные разработки по ОПС, СКУД, домофонии, пожаротушению и т. д. Мы делаем ставку на дальнейшее увеличение доли присутствия и продаж оборудования российских производителей.
Помимо расширения ассортиментной линейки компания делает акцент на развитии дополнительных услуг. Думаю, что и другие торговые компании выбрали эту стратегию, так как исключительно на продаже товаров сильного «скачка» уже не сделать. Сейчас на маркетплейсе можно заказать монтаж и проектирование. Реализован формат защиты проекта.
- Как будут вести себя китайские производители в 2024 году? Что имеет смысл предпринять российским компаниям в связи с этим?
В. Авдюшкина: Отечественным вендорам надо тщательно планировать объемы производства. В прошлом году мы столкнулись с тем, что некоторые российские производители оказались не полностью готовы к образовавшемуся спросу. Перебои в поставках дают китайским производителям фору. Как только российские производители перейдут на новые объемы производства, они потеснят иностранных конкурентов.