Олег Усов: «Планируем занять до 50% рынка в сегменте охранного оборудования»
Олег Усов, коммерческий директор компании «Ритм», рассказал журналу RUБЕЖ, как зарабатывать «потеряв», почему китайские вендоры – не конкуренты и каких новинок ждать рынку в ближайшие полгода.
- Как вы считаете, что ждет российский рынок систем безопасности? Три-пять трендов или факторов влияния на рынок в 2023 году? С чем столкнулись? В 2024 году что изменится?
Олег Усов: Первый основной тренд – импортозамещение. Это в первую очередь – замена тех компонентов, которые используются у нас в производстве, на российские аналоги. Во вторую – поиск этих отечественных аналогов.
Второй тренд, который мы явно наблюдаем именно в нашей сфере охранного оборудования, — повышение безопасности: внедрение новых технологий по шифрованию, обмену, передаче.
Третий тренд — переход на отечественное программное обеспечение. Сюда входит и серверное программное обеспечение, и софт для оборудования, например, центральных пультов охраны. Глобальный переход на отечественное.
Эти три тренда взаимосвязаны. Импортозамещение — это непосредственно оборудование. Безопасная передача данных — от оборудования на программное обеспечение, которое также должно быть отечественным. Поэтому получается единый комплекс.
- На чем удалось заработать в 2023 году, а на чем потеряли? На чем планируете зарабатывать в 2024 году?
О. Усов: Основные материальные «потери», с одной стороны – трудозатраты, с другой – импортозамещение: поиск новых комплектующих и переход на них. Это те затраты, которые изначально, конечно, не планировались. В результате все равно мы ничего не потеряли, а только приобрели. Потому что мы получили более качественные, конкурентоспособные по цене комплектующие. Что позволило нам выпускать более конкурентоспособную продукцию.
В этом году у нас, во-первых, запланирован запуск совершенно новой линейки оборудования, которое построено немного на иных принципах и технологически превосходит то, что мы выпускали много лет. Во-вторых, основное, на что мы в этом году будем делать упор, — увеличение производственных мощностей и снижение затрат на производство. Переходим на более автоматизированную систему, новые станки, линии, внедряем новые технологий для производства, которые ранее не использовали. Это позволит нам увеличить выпуск продукции и уменьшить ее себестоимость.
- Будете ли менять портфель продуктов?
О. Усов: Одним из основных в нашем оборудовании является GSM-канал, по которому передаются сигналы от оборудования. И у нас из линейки фактически будут уходить приборы с поддержкой старых форматов передачи данных по GSM-связи. И в этом году планируем запускать линейки с новыми стандартами – 4G, LTE.
- Какие новинки еще планируете выпустить на рынок?
О. Усов: Как я уже сказал, мы запускаем новую линейку радиоканального оборудования. На самом деле она разрабатывалась довольно давно, но не была доведена до производства в силу общей ситуации, которая у нас происходит на рынке последние два года. Но в 2023 году мы все-таки завершили этот процесс, и вот в первой половине 2024 года эта линейка уже поступит в продажу. Это радиоканальные датчики высокой дальности и большей емкости системы.
Ранее мы запустили новую линейку охранно-пожарного оборудования «Мега», и в этом году начинаем расширять ее функции. Потому что в ней изначально была заложена возможность расширения функционала с помощью дополнительных модулей. Еще в наших планах на 2024 год – запуск проводной адресной системы.
- Понятно, что вы явно собираетесь долю на рынке увеличить в 2024 году?
О. Усов: Да. И за счет увеличения объемов выпуска продукции в том числе. В прошлом году мы уже увеличивали объем производства, но запрос от заказчиков все равно больше. Это хорошая тенденция, и она держит нас в тонусе. Поэтому мы в этом году планируем увеличить производство по ряду позиций продукции, и оно будет увеличено в разы.
И если мы говорим о доле на рынке, то как бы это амбициозно ни звучало, но в нашем сегменте мы планируем выйти на объемы до 50% всего рынка.
- Будете ли вы расширять экспорт в страны ЕАЭС, еще куда-то в 2024 году? Или внутренний рынок забирает все?
О. Усов: Внутренний рынок действительно очень много на себя оттягивает. Но мы продолжаем работать и с ближним зарубежьем: вся линейка оборудования как была, так и остается там востребована, но не дает такого взрывного роста, как на территории нашей страны. Тем не менее мы планируем открытие собственных представительств в ряде стран Таможенного союза – с созданием складских запасов, чтобы клиенты не заказывали у нас оборудование, а имели возможность приобрести его локально.
- Как будут вести себя китайские производители в 2024 году? Что имеет смысл делать российским компаниям в связи с этим? Какие заградительные барьеры можно выстроить?
О. Усов: Наш кусок рынка фактически не затронут китайскими производителями. Потому что есть определенная специфика, и чтобы работать с ней, нужно находиться тут, иметь тесный контакт с клиентами, требования которых достаточно жесткие и прямые. Китайские производители выпускают оборудование для более широкого рынка, для масс-маркета. А для российского рынка оно почти не подходит. Те китайские производители, которые присутствуют на нашем рынке, занимают настолько маленькую долю, что мы вообще не встречаемся с ними как конкуренты. Ситуация такова, что нашими конкурентами являются наши же российские производители. Потому что западные производители, которые ранее составляли нам конкуренцию, с нашего рынка ушли.
- С какими новыми иностранными партнерами удалось выстроить отношения в 2023 году и что из этого получилось?
О. Усов: Мы нашли несколько новых иностранных партнеров в 2023 году, именно в результате поиска альтернативы комплектующим, которые попали под санкции. И среди них есть производители, которые предлагают хороший, качественный и более доступный по цене продукт. Мы наладили взаимодействие с рядом заводов, достигли договоренностей о выпуске комплектующих конкретно под наши параметры. И всего этого никак не получалось достичь, работая с бывшими западными партнерами.