Евгений Булдаков: «Для пожарной защиты особо опасных объектов нужны уникальные решения»
При оснащении промышленных площадок системами противопожарной защиты необходимо обеспечить безопасность не только производственных помещений, но и оборудования. Чтобы выполнить эту задачу, требуются платформенные решения с интеграцией нескольких систем безопасности. Евгений Булдаков, главный инженер проектов «Норникель Спутник», рассказал журналу RUБЕЖ, каких разработок от российских производителей ждут предприятия ТЭК.
- Как в «Норникеле» выстроена процедура рассмотрения предложений производителей, желающих попасть в вендор-листы компании?
Евгений Булдаков: Каких-то конкретных ограничений нет. Производителей оборудования выбирают проектировщики и ГИПы собственного проектного отдела в зависимости от особенностей объекта защиты.
Можно выделить несколько основных критериев. Оборудование должно соответствовать условиям эксплуатации – очень много производственных объектов расположено в локациях с северным климатом или имеющих жесткие условия эксплуатации; высокую температуру и влажность, запыленность, разъедающие металл пары/газы, неотапливаемые здания, взрывоопасные объекты, подземные объекты в рудниках. Поэтому оно должно быть качественным, надежным, интегрироваться с действующими системами.
В связи с уходом иностранных поставщиков противопожарного оборудования была собрана информация о производителях уже смонтированного оборудования на всех объектах компании. В результате анализа полученной информации выяснилось, что доля импортного составляет 2-4% в разных системах, в основном используются решения российских производителей. Провели научно технический совет (НТС), на котором рассмотрели различных производителей отечественного оборудования.
В их презентациях особое внимание уделялось ассортименту, наличию сертификатов соответствия, объемам производства, наличию складских запасов, срокам поставки и изготовления не складских позиций. А также обсуждались вопросы о местах производства (в России или за рубежом) и содержания импортных комплектующих и программы по их замещению. По результатам составили список производителей, рекомендуемых к участию в проектах.
Если возникнет необходимость в оборудовании производителя, не вошедшего в перечень, но обладающего преимуществами или уникальностью, то собирается необходимая информация, которая рассматривается на НТС, и если не обнаруживаем стоп-факторов, то новый производитель вносится в перечень. Естественно, приоритет отдается отечественным продуктам.
- На опасных производственных объектах требуются специальные решения, которым вы отдаете предпочтение?
Е. Булдаков: На мой взгляд, сейчас на рынке для взрывоопасных объектов и объектов с жесткими условиями эксплуатации представлено много различных решений, в том числе и для монтажа огнестойких кабельных линий и кабельных проходок для разных категорий сложности объектов. Мы не отдаем приоритета одному производителю – такова политика предприятия. Существенным фактором в выборе оборудования сейчас выступает СП 484, которое требует для объектов с массовым пребыванием, особо опасных и технически сложных объектов использования адресных систем безопасности, а таких объектов у компании много.
- Есть в вашей практике объекты, для которых было трудно найти соответствующее оборудование?
Е. Булдаков: Конечно, есть объекты, где необходимо решить какую-то конкретную задачу. Например, промплощадки со сложным производственным процессом, где есть насосные станции или вентстанции, обслуживающие подземные объекты рудника, которые никогда нельзя отключать. Данные помещения необходимо оснащать пожарной сигнализацией и системой оповещения, а иногда и системой пожаротушения.
Но сложность в том, что под защитой должны находиться не только сами помещения, но и дорогостоящее оборудование. За его состоянием нужно наблюдать: чтобы при реальном возгорании в короткие сроки запустить систему пожаротушения, а при ложном срабатывании – не допустить отключения. И для выполнения этой задачи потребовалось решение по видеодетекции огня. При этом видеоизображение должно было выводиться на монитор, чтобы оператор принял меры в ручном режиме в случае сработки системы ПС. Поэтому для данного объекта использовалось комбинированное решение: пожарная сигнализация в сочетании с видеоаналитикой.
Хочется отметить, что на сегодняшний день отсутствуют сертифицированные пожарные извещатели отечественного производства с видеоканалом обнаружения, которые уже разрешены к применению в СП 484 и которые бы позволили создать автоматическую систему ПС, отвечающую всем нормам.
- Какие основные препятствия вы видите при переходе с иностранных противопожарных систем на российские? На что нужно обратить внимание отечественным производителям?
Е. Булдаков: Мы пока с подобной проблемой не столкнулись. Почти весь ассортимент противопожарных систем, которыми оборудованы наши объекты, изначально был российского производства, поэтому вопросы с эксплуатацией и техническим обслуживанием не возникают. Проблемы могут возникнуть только в сроках поставки. После завершения проектирования монтаж может начаться через месяц, а может и через год. За это время оборудование, заложенное в проекте, могут снять с производства. В данном случае приходится либо искать аналог, либо применять другое проектное решение. При этом приходится вносить изменения в проект. Импортное оборудование при выходе из строя заменяется на отечественное.
- Как у представителя заказчика, есть ли у вас пожелания к производителям российским систем пожарной автоматики?
Е. Булдаков: Нам интересны решения с интеграцией видеоаналитики и противопожарных систем или появление пожарных извещателей с видеоканалом, а также расширение ассортимента оповещателей и адресных извещателей в промышленном и взрывозащищенном исполнении. Возможно, такие платформенные решения появятся на российском рынке в ближайшее время, поскольку на них есть спрос.