Артур Хасиятуллин:«Российский аналог BIM - ТИМ - будет развиваться по собственному сценарию»
General Manager EMEA компании TraceAir Артур Хасиятуллин прокомментировал журналу RUБЕЖ, что сулит рынку систем безопасности 2022 год.
Что ожидаете от 2022 года? Роста/сокращения рынка? На сколько?
Артур Хасиятуллин: безусловно, тренды 2021 года требуют переосмысления в условиях сложившихся внешних обстоятельств. Развитие цифрового маркетинга замедлится по причине высокой стоимости разработки приложений и сайтов. В условиях нехватки IT-разработчиков в России и их стремительной релокации в другие страны цены на digital-услуги будут расти. Сейчас разработка приложения для Android или iOS в среднем стоит в диапазоне от 1 млн до 5 млн рублей. Но очевидно, что студии, переехавшие, например, на Кипр, столкнулись с новыми расходами: переезд сотрудников и их семей, оплата офиса в евро и пр. Не стоит забывать, что многие digital-агентства потеряли крупных международных клиентов, которые приостановили свою деятельность в России, а значит, сервисная работа над приложениями уже не требуется. Все эти условия будут влиять на стоимость разработки и, естественно, на конечного заказчика услуги.
15 марта 2022 года стало известно, что Минстрой предложил отменить обязательное 3D-моделирование для госстроек. Замглавы Минстроя Константин Михайлик определил низкую степень готовности субъектов РФ к внедрению технологических моделей. В случае утверждения инициативы Минстроя России по изменению постановления правительства России №1431 и отказа от обязательного 3D-моделирования можно заключить, что российский аналог BIM – ТИМ – будет развиваться по собственному сценарию. Это необычно, ведь замысел BIM состоит именно в создании цифровой копии объекта в трехмерной модели.
Можно точно заключить, что российский BIM-рынок не достигнет европейских показателей автоматизации строительства. Например, уровень внедрения BIM в Великобритании составляет сейчас 70%.Эксперты PwC прогнозировали увеличение российского рынка BIM-технологий на 50% к 2023 году. Но затем в аналитику 2019 года вмешалась пандемия, продлившаяся два года. Сейчас мы столкнулись с новыми вызовами в условиях санкций.
Согласно данным Цифровой академии, Дом.рф, меньше 10% строительных компаний в России применяют технологии информационного моделирования на этапе строительно-монтажных работ (CMP).
Дополнительный тревожный фактор будущей цифровизации строительства обозначил президент НОСТРОЙ Антон Глушков. В марте на заседании Комиссии РСПП по развитию строительного комплекса он отметил, что НОСТРОЙ будет уделять приоритетное внимание минимизации количества банкротств в отрасли. Думаю, что подобный вектор развития станет распространяться и на другие государственные учреждения, и на корпорации. Особенно это будет касаться тех, кто оказался в списках антироссийских санкций и кому придется заниматься поиском новых рынков сбыта. Подобные вызовы меняют деятельность корпораций и сокращают их инвестиции в цифровые решения.
С другой стороны, нельзя отрицать того факта, что Россия справляется с IT-импортозамещением в области уже созданных ПО для BIM. Уже разработано достаточное количество отечественных BIM-продуктов. В едином реестре российских программ существует свыше 50 решений, среди которых 1C:BIM, CADlib, Ingipro, Pilot-Bim и др.
Ключевая сложность функционирования отечественной инфраструктуры заключается в системной организации обучения BIM-специалистов работе с российскими аналогами. За весь прошлый год программу переквалификации прошли 6000 специалистов. Однако к 2024 году, согласно национальному проекту «Цифровая экономика», их количество должно составлять около 300 000 человек. С учетом темпа 2021 года должное количество специалистов будет достигнуто только к 2071 году!
Также стоит учитывать тот факт, что многие компании преимущественно используют зарубежные ПО для BIM: Autodesk BIM 360, Aveva, BIM cloud и др. Это подтверждает опрос, который провела компания 1C среди своих заказчиков: 71% компаний используют зарубежное программное обеспечение и только 19% –интегрируют отечественные аналоги.
В условиях новых санкций со стороны ЕС и США, ряда крупных промышленных компаний и направленности на импортозамещение в области российских ПО, у государственных корпораций появляется вынужденная необходимость отказа от зарубежных IT-решений в BIM.Для индустрии это означает, что не стоит ожидать широкого комплексного проникновения BIM в строительство как минимум в течение последующих 10 лет.