Алексей Кирьяков. ООО «СОУЭ «Тромбон»
Более 300 млрд рублей до 2024 года планирует потратить Правительство РФ на поддержку российской электроники. Журнал RUБЕЖ опросил российский производителей систем безопасности, и выяснил, кто из них уже получил помощь государства, а кто только рассчитывает на поддержку, в каких объемах и для производства каких решений.
Алексей Кирьяков, заместитель директора по развитию ООО «СОУЭ «Тромбон»
RUБЕЖ: Имеете ли вы статус отечественного производителя? Чем и как он подтвержден документально – сертификаты, участие в реестрах?
Подтверждали статус отечественного производителя в Минпромторге. Нашей продукции присвоен уникальный реестровый номер в Реестре продукции, произведенной на территории РФ.
RUБЕЖ: Как импортозамещение повлияло на ваш бизнес? Как изменился оборот компании? Как изменилась продуктовая линейка? Как вы корректировали ценовую политику в связи с импортозамещением? Как менялись конкурентные позиции продукции и компании - выросла или сократилась конкуренция с иностранными компаниями? Как изменилась доля побед в закупках и тендеров?
Повлияло весьма серьезно. Появилась возможность заходить со своим оборудованием к заказчикам, которые раньше были ориентированы на импортные изделия. Типичная ситуация выглядит так: в проект у заказчика было заложено импортное оборудование, потом из-за санкций или решения учредителя принято решение заменить его отечественным аналогом. Это требует серьезных пересчетов проекта, и мы даже создали в рамках своей компании особый отдел проектных решений, который занимается именно такими пересчетами.
Сейчас в конкурсных условиях многих тендеров отдельно оговаривается пункт о возможности предложения равноценного российского аналога первоначального оборудования. Это играет на руку российским производителям. Правда, иногда доходит до излишеств: в Северо-Западном федеральном округе на уровне полпреда принималось решение о том, что заказчики должны отдавать предпочтение оборудованию, произведенному на территории округа. Это перебор.
Конкуренция с импортными игроками, конечно, не исчезла. По-прежнему сильные позиции у Bosch, Honeywell, присутствует ряд корейских производителей.
На нашу продуктовую линейку импортозамещение не повлияло, 123-ФЗ о требованиях пожарной безопасности остался прежним. Просто стараемся идти в ногу со временем, переходим от аналоговых решений к цифровым.
Что касается цен, то их мы держим в рублях и корректируем только раз в год. У нашего предприятия есть один важный козырь, каким мало кто может похвастаться: мы держим большой запас продукции на складе и можем обеспечить очень быструю отгрузку, по большинству позиций – в пределах недели. За годы работы удалось почувствовать рынок, понять его сезонность. Как известно, в конце года многие бюджетники аврально осваивают недорасходованные средства. Поэтому весной-летом мы можем активно работать на склад, чтобы осенью обеспечить срочные отгрузки. Это, с одной стороны, конкурентное преимущество по сравнению с зарубежными производителями, а с другой – позволяет снизить зависимость от мелких колебаний валютных курсов.
RUБЕЖ: В каких программах поддержки отечественных производителей уже принимает участие ваша компания? В каком объеме получали поддержку? На что потратили?
Эту тему мы пробивали довольно плотно. Отдача идет не в виде прямой поддержки, а в виде поступления запросов на участие в тендерных проектах. Стандартная схема нашей работы – налаживание отношений с проектными институтами и компаниями, торговыми домами. Они закладывают наши решения в свои проекты и сами участвуют в тендерах, обращают внимание на локализацию продукции. Но в период карантина торговые дома временно вышли из игры, и многие заказчики начали обращаться к нам напрямую. COVID поспособствовал импортозамещению.
RUБЕЖ: Считаете ли вы существующие меры поддержки российских производителей эффективными и достаточными? Каких мер не хватает? Почему?
Вообще в нашей стране поддержка направлена на достаточно узкие, стратегически важные сегменты: нефтегаз, оборонка. Это во многом понятно. В нашем случае можно говорить о косвенной поддержке, благоприятных факторах, связанных с деятельностью государства. Например, через региональные ТПП в период карантина мы смогли сменить ОКВЭДы и не закрываться на период самоизоляции. Поскольку торговые дома закрылись, мы получили напрямую ряд государственных заказчиков, в частности, оборудовали системами пожарной безопасности несколько больниц. Это можно считать поддержкой. Но главное – в России достаточно жесткие требования к пожарной безопасности, более жесткие, чем в среднем в мире. Это гарантирует нашей отрасли, что без работы мы не останемся. Стабильность важна для производителя, и у нас она есть, во многом благодаря государственной политике.
RUБЕЖ: Какие факторы сдерживания для нерезидентов при выходе на российский рынок систем безопасности вы бы предложили?
«Нерезиденты» – мировые лидеры. У них много решений, которые можно и нужно заимствовать, конкурируя с ними. Сейчас ситуация такова, что уход иностранных производителей не откроет перед отечественными каких-то новых горизонтов. Поэтому какого-то специального сдерживания не нужно.
Кроме того, при разработке новых продуктов всем приходится обращаться к иностранным компонентам. Их требуют разработчики. Российские аналоги соответствующего качества есть далеко не всегда. Поэтому непродуманные барьеры могут нанести вред. В период пандемии из-за ограничений на ввод комплектующих ощущались определенные проблемы. Отрубать Россию от мирового рынка нельзя.