Александр Бреганов. ООО «НТЦ ПРОТЕЙ»
Журнал RUБЕЖ опросил крупнейших системных интеграторов о правилах игры в муниципальных проектах цифровизации и выяснил, какие платформы получили наиболее широкое распространение.
Отвечает Александр Бреганов, заместитель директора ООО «НТЦ ПРОТЕЙ»
RUБЕЖ: Какие платформы верхнего уровня для цифровизации городской среды, по вашему опыту, получили наиболее широкое распространение в 2019-2020 гг.?
Самыми востребованными для цифровизации городской среды в настоящее время является АПК «Безопасный город» и его компоненты, прежде всего платформы видеонаблюдения и поддерживающие их средства видеоаналитики. Доступность IP-камер, возможность их интеграции в единую сеть плюс средства анализа изображения позволяют строить развернутые системы видеонаблюдения для контроля безопасности, анализа транспортных потоков, выявления и предотвращения различных нарушений. Все эти информационные потоки при должном анализе и интеграции с АПК «Безопасный город/регион» позволяют формировать целостную картину в субъекте и помогают решению текущих задач и способствуют цифровой трансформации России.
RUБЕЖ: Существуют ли проблемы с интеграцией в названные платформы? Удалось ли создателям проектов типа «Умный город/Безопасный город» уйти от «зоопарка» систем?
Глобальных технических проблем интеграции конкретно с нашей платформой для АПК «Безопасный город» мы не имели. Мы разработали полноценную систему со встроенной аналитикой, собственной подсистемой видеонаблюдения, способной принимать сигналы внешних систем мониторинга и различных датчиков. Наша система изначально была нацелена именно на интеграцию с различными действующими решениями. Именно задачу интеграции в единое информационное пространство всех систем «зоопарка» мы планировали решать. Если какие либо системы АПК «БГ» нельзя, да и не нужно, напрямую интегрировать между собой, то эту задачу успешно решает именно интеграционная платформа, обеспечивающая комплексный анализ и реагирование на событие.
А окончательно уйти от «зоопарка», скорее всего, не получится по нормативным и финансовым соображениям. Все разрушить и сразу внедрить суперсистему, отвечающую за все возможные варианты автоматизации — это не только безумно дорого и долго, но еще и неочевидно с нормативной точки зрения. Мы идем по более «мягкому» пути, предоставляя среду для интеграции и анализа данных от любых автоматизированных систем с возможностью постепенного и практически неограниченного наращивания функционала и состава.
Это полностью соответствует актуальной «Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» № 2446-р от 3 декабря 2014 г., которая предполагает «максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в рамках государственных программ безопасности».
RUБЕЖ: В чем их преимущества вашей платформы для АПК «БГ» перед аналогичными решениями?
Да, мы уже несколько лет поставляем АПК «Безопасный город» и его отдельные элементы, отвечающие всем нормативным требованиям. Это полностью отечественный программно-аппаратный комплекс, который обеспечивает интеграцию данных и событий от любых систем мониторинга, Системы-112, видеонаблюдения и любых других источников информации в рамках единого ситуационно-аналитического центра.
Главное наше преимущество – это богатый опыт внедрения и эксплуатации различных автоматизированных систем, а также возможность специализации и адаптации к особенностям каждой административно-территориальной единицы. Решение позволяет создавать и развивать глобальную масштабируемую систему, имеет встроенные подсистемы для анализа ситуации и контроля реагирования, поддерживает средства видеоаналитики собственной разработки и соответствует требованиям всех руководящих документов.
RUБЕЖ: Какие организации чаще всего выступали вашими заказчиками в таких проектах по цифровизации территорий?
Руководство субъектов РФ выступает заказчиками подобных проектов, ведь мы внедряем решения именно регионального значения.
RUБЕЖ: Что вы знаете о финансировании проектов по цифровизации – какие схемы финансирования применяются наиболее часто: ГЧП, субсидиарное финансирование, концессии, инвестиционные (на стороне вендора) или какие-то другие?
Согласно нашей практике, для финансирования проектов по цифровизации наиболее часто использовалась схема выделения средств из регионального бюджета. Реже это были инвестиционные проекты по программе ПАО «Ростелеком», и в единичных случаях был опыт ГПЧ. В целом наши проекты имеют значение на уровне субъектов РФ, поэтому именно местное руководство заинтересованы во повышении безопасности и благосостояния граждан своего региона.
RUБЕЖ: Как поменялись «правила игры» в проектах по цифровизации городской среды и «цифровой экономике» с 2018 года?
Стало больше определенности со стороны заказчика, что необходимо региону и что можем предоставить. Благодаря нашему многолетнему опыту мы готовы предоставить свое экспертное видение ситуации в каждом конкретном регионе и соответственно адаптировать наше решение. Система мониторинга химически-опасных объектов будет актуальна на специализированном производстве, а прогнозирование развития лесных пожаров на просторах Нижегородской области.
RUБЕЖ: На какие решения сейчас существует повышенный спрос на рынке цифровизации городского хозяйства?
В зависимости от потребностей региона формируется и спрос на проекты по цифровизации. В сфере безопасности самой востребованной системой являются системы фотовидеофиксации, транспортный мониторинг, прогнозирование ЧС и экстренное оповещение. Эти системы помогают отслеживать актуальное состояние транспортных потоков и средств, своевременно выявлять административные правонарушения и контролировать безопасность на уровне потенциальных угроз.
RUБЕЖ: В каких проектах по цифровизации городской среды и «Цифровой экономике» принимала участие ваша компания в 2019-2020 гг.? Какие решения вы предлагаете для «Цифровой экономики»?
Наш вклад в «Цифровую экономику» – это создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры «Безопасных городов/регионов». В 2019-2020 годах мы реализуем проекты для Курской, Нижегородской, Томской областей, а также в Республике Коми. Причем для каждого субъекта реализованы свои уникальные проекты на базе нашей интеграционной платформы КСОБЖН, плюс намечены перспективы развития каждой из реализованных систем.
RUБЕЖ: В каких проектах «Цифровой экономики» (Цифровой регион, Безопасный регион, Умный город, Центры управления регионом, Цифровые двойники) собираетесь участвовать?
В настоящее время наша ниша четко определена – это Безопасный город/регион и в перспективе Умный город. Однако мы готовы и к сотрудничеству по проектам Центры управления регионами, так как имеем опыт создания ситуационно-аналитических центров.
RUБЕЖ: Считаете ли вы свою бизнес-модель оптимальной для участия в проектах «Цифровой экономики»?
НТЦ ПРОТЕЙ является разработчиком и производителем собственных программно-аппаратных продуктов. Причем весь цикл разработки сосредоточен в Санкт-Петербурге и реализуется силами российских специалистов. Одновременно с ПО мы создаем и аппаратную базу для наших решений. Такая бизнес-модель позволяет нам гарантировать качество нашего оборудования, полностью российское происхождение продуктов и эффективно решать задачи коммерческих и государственных заказчиков. Мы уверенно держим курс на развитие высокотехнологичных решений в интересах цифровизации России, постоянно отслеживаем и мировые тенденции, и российские законодательные инициативы.