Антон Долгоновский
Директор практики «Безопасный город» компании AT Consulting (входит в Лигу Цифровой Экономики)
Антон Долгоновский. AT Consulting
Журнал RUБЕЖ опросил крупнейших системных интеграторов о правилах игры в муниципальных проектах цифровизации и выяснил, какие платформы получили наиболее широкое распространение.
Отвечает Антон Долгоновский, директор практики «Безопасный город» компании AT Consulting (входит в Лигу Цифровой Экономики)
RUБЕЖ: Какие платформы для цифровизации городской среды, по вашему опыту, получили наиболее широкое распространение в 2019–2020 гг.?
За 2019–2020 гг. можно наблюдать распространение решений, которые позиционируются как платформы «Умного города». Появилось много решений по типу «Активного гражданина», мобильные приложения для граждан. Появились платформы по сбору данных с различных типов IoT-устройств, системы управления «умным светом», платформенные решения для интеллектуальных транспортных систем.
Сегодня прослеживается стремление к созданию выверенных баз данных ИТ-систем – так называемых мастер-данных, к созданию интеграционных решений для обеспечения информационного взаимодействия между различными ведомствами.
Что касается цифровизации городской среды, то новые решения всегда нацелены на вовлечение граждан посредством мобильных приложений, официальных порталов. Отсюда еще один приоритет – создание единой точки входа для удобства граждан, участвующих в развитии городской среды.
Участники рынка пытаются разработать тактику цифровизации в муниципалитете, регионе, стране. Лига Цифровой Экономики также ведет работу в этом направлении и имеет несколько наработок.
RUБЕЖ: Существуют ли проблемы с интеграцией в названные платформы? Удалось ли создателям проектов типа «Умный город/Безопасный город» уйти от «зоопарка» систем?
Проблемы с интеграцией были и будут всегда. И очень хорошо, что государственный заказчик сам требует предоставления открытого API, коннекторов и так далее. Там, где заказчик не позаботился о том, чтобы исполнитель полностью передал ему ключи от решения, мы наблюдаем ситуацию, когда каждая интеграция – это дополнительный заработок для создателя системы и, соответственно, дополнительные бюджетные расходы.
Уйти от «зоопарка», конечно же, не удалось. Мы живем в стране с действующим законом о контрактной системе в сфере закупок, существует открытая конкуренция – невозможно заставить всех «пересесть» на единое решение, если это не общая федеральная платформа. «Зоопарк» будет существовать и далее, у каждого заказчика свои показатели, нормативные акты, уровень защиты данных. Система должна иметь интерфейсы для автоматической интеграции и обмена данными с другими системами и органами власти.
Существует более 15 технологических решений по фотовидеофиксации, около 5 решений по «Системе-112», большое количество производителей оконечного оборудования: метеостанций, гидропостов, пожарных датчиков, камер. Избавиться от «зоопарка» ИТ-систем – это принять одно, «единственно правильное решение» и тем самым уничтожить рынок. То есть в такое «прекрасное будущее» попадут не все.
Проблема не в «зоопарке», а в правилах игры. Были и есть попытки прописать общие требования к форматам передачи данных, к межсистемным протоколам. Надеюсь, когда-нибудь это увенчается успехом. И все участники процесса создания, развития и эксплуатации получат возможность действовать по принципу plug and play, с учетом требований по информационной безопасности, естественно.
RUБЕЖ: Предоставляете ли вы платформы верхнего уровня? Какие? В чем их преимущества перед аналогичными решениями?
Одним из направлений нашей работы является собственная разработка информационно-аналитической платформы, предназначенной для цифровизации деятельности высших должностных лиц субъектов РФ, органов исполнительной власти, глав городов.
Основными преимуществами нашего решения мы считаем возможности по моделированию и прогнозированию ситуации в различных сферах деятельности, функции по верификации и оценке надежности данных, гибкость системы, возможность ее настройки силами пользователя. То есть мы не продаем «прибитые гвоздями» наборы дашбордов или моделей, а предлагаем реальный гибкий инструмент для работы с данными.
Специалистами Лиги Цифровой Экономики создана также электронная система обходов оборудования, которая способствует созданию безопасной среды на производстве. Результат достигается за счет выполнения процесса оперативного сбора, хранения и обработки данных при технологических обходах с целью своевременного проведения профилактических работ, недопущения выхода из строя оборудования или возникновения аварийных ситуаций.
RUБЕЖ: Какие организации чаще всего выступали вашими заказчиками в проектах по цифровизации территорий?
Основные наши заказчики – это региональные органы власти и их подведомственные организации, уполномоченные в сферах информатизации и связи или безопасности населения.
Есть единичные примеры муниципальных заказчиков, но их действительно мало – очень тяжело найти на этом уровне достаточные ресурсы для создания технически сложных решений.
RUБЕЖ: Какие схемы финансирования применяются наиболее часто в проектах по цифровизации территорий: ГЧП, субсидиарное финансирование, концессии, инвестиционные или какие-то другие?
Наиболее понятные нам инструменты: прямая закупка, аренда, оказание услуги, концессия.
Поскольку прямого федерального финансирования ни на «Безопасный город», ни на «Умный город» не определено, государственный заказчик ищет возможности создания решений в этих сегментах за счет инструментов ГЧП.
RUБЕЖ: Как изменились правила игры в таких проектах с 2018 года?
По поводу правил игры: федеральным законом от 29.06.2018 N 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена возможность заключения концессионных соглашений, объектами которых являются объекты информационных технологий или объекты информационных технологий и технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий. Это большой и правильный шаг навстречу субъектам РФ в развитии цифровизации. Он позволяет привлекать средства частных инвесторов для решения масштабных и сложных задач в ИТ-области.
Есть много положительных примеров, когда информационные системы создавались в рамках концессии. Единственное, чего на самом деле не хватает, учитывая разные потребности региональных властей и органов местного самоуправления в части цифровизации и создания соответствующей инфраструктуры, так это возможности заключить единое концессионное соглашение с субъектом РФ и муниципальными образованиями, которое объединит расходы муниципального и регионального бюджетов.
RUБЕЖ: На какие решения сейчас существует повышенный спрос на рынке цифровизации городского хозяйства?
Можно выделить два основных тренда: бюджетная и экономическая эффективность; сервисы для населения и бизнеса.
С первым понятно – при отсутствии достаточного финансирования органы власти и местного самоуправления ищут сбалансированные решения, которые будут окупать себя, системы, которые могут дать прямой экономический эффект: фотовидеофиксация, весогабаритный контроль, энергосервисные контракты и т.д.
Второе – это фактически направление цифровой трансформации, цель которой –повышение удовлетворенности граждан государственными и муниципальными услугами и сервисами, в том числе цифровыми, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.
RUБЕЖ: В каких проектах по цифровизации городской среды и цифровой экономике принимала участие ваша компания в 2019–2020 гг.? Какие решения вы предлагаете для цифровой экономики?
Мы участвовали в проекте по цифровизации городского хозяйства, строили ситуационные центры губернаторов в нескольких регионах.
Лига Цифровой Экономики предлагает широкий перечень решений, таких как интеллектуальный центр городского управления, платформа вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, геоинформационная система, системы мониторинга ЖКХ, решения по энергоэффективности, электронная система обходов и т.д.
RUБЕЖ: В каких проектах цифровой экономики («Цифровой регион», «Безопасный регион», «Умный город», центры управления регионом, создание цифровых двойников и др.) собираетесь участвовать?
Во всех перечисленных. У нас есть опыт работы по «Безопасному городу» и ситуационным центрам, у нас своя цифровая платформа, мы получили большой опыт интеграции с оконечными устройствами и сторонними платформами. Мы понимаем потребности государственного и муниципального заказчика и готовы участвовать в муниципально-частном и государственно-частном партнерстве.
RUБЕЖ: Считаете ли вы свою бизнес-модель оптимальной для участия в проектах цифровой экономики? Какие изменения в продуктовой и бизнес-модели вашей компании необходимы?
Однозначно да – мы нашли оптимальный подход с точки зрения бизнес-модели, методики управления проектами и механизмов взаимодействия с партнерами и заказчиками.
Изменения в любой государственной или коммерческой структуре – это совершенно нормально и необходимо. Организация представляет собой живой организм, который должен быть готов к любым вызовам времени. Можно с уверенностью сказать, что мы всегда стараемся быть гибкими и вместе с заказчиками создавать достойные решения.
Наша компания способна заниматься самыми разными проектами, в том числе по формированию цифровой экономики страны, что сегодня является важным направлением деятельности во многих сферах и главным трендом последних лет.