/

Михаил Родоманченко. АО «Росжелдорпроект»

Михаил Родоманченко. АО «Росжелдорпроект»

Михаил Родоманченко

Первый заместитель генерального директора – главный инженер АО «Росжелдорпроект»

Михаил Родоманченко. АО «Росжелдорпроект»

17 февраля 2020, 11:00    1812

Транспортная безопасность:
проектировщики ждут конкретики

 

В 2019 году с инициативой принятия концепции развития документов стандартизации и технического нормирования в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте выступил Росжелдор. В преддверии опубликования концепции на вопросы журнала RUБЕЖ о проблемах, возникающих при разработке проектной документации систем безопасности объектов железнодорожного транспорта, ответил Первый заместитель генерального директора – главный инженер АО «Росжелдорпроект» Михаил Родоманченко.

Беседовал: Юрий Стенов

Михаил Георгиевич, как бы вы сказали, в чем специфика проектирования систем безопасности объектов транспортной инфраструктуры?

Проектирование систем транспортной безопасности объектов инфраструктуры на железнодорожном транспорте, в соответствии с законодательством, должно осуществляться на:

  • железнодорожных станциях и вокзалах;
  • мостах, эстакадах, тоннелях;
  • объектах систем связи и управления движением поездов;
  • выделенных участках железнодорожных путей, зданий и сооружений, определяемых Правительством РФ.

Однако помимо термина «станция» в Правилах технической эксплуатации железных дорог РФ существуют термины «разъезд» и «обгонный пункт», которые по сути являются разновидностями станции, но по формальным признакам к ним не отнесены.

Сегодня проектируются транспортно-пересадочные узлы, остановочные пункты с пассажирскими платформами, которые также не являются объектами транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом №16-ФЗ «О транспортной безопасности», но оборудуются техническими средствами и системами безопасности.

Кроме того, на железнодорожных станциях находится масса других объектов, обеспечивающих технологические процессы, и четкого понимания по границам проектирования средств и систем транспортной безопасности станции нет. Как, например, оградить пути на входе и выходе со станций?

Все эти недочеты в документах влекут за собой неоднозначность трактовки норм, что приводит к серьезным разногласиям при согласовании проектной документации и прохождении экспертизы. Поэтому, необходима конкретизация требований к оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, а также исключение избыточных требований.

Как могут выглядеть изменения? Приведите, пожалуйста, пример.

Например, значительное снижение затрат может быть достигнуто за счет внесения дополнений в утвержденный приказом Минтранса № 196 от 23 июня 2014 года «Перечень объектов инфраструктуры, не подлежащих категорированию», по объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта (по аналогии с объектами дорожного хозяйства).

Для объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта это могут быть:

  • искусственные сооружения (мосты, путепроводы, тоннели) длиной до 25 м включительно для всех категорий линий; на линиях III, IV, V категорий, на внутристанционных соединительных и подъездных путях - длиной до 50 м;
  • железнодорожные станции на малодеятельных участках;
  • вокзалы, расположенные в границах населенных пунктов с пассажиропотоком 50 и менее пассажиров в сутки.

В целом, насколько обеспечен процесс проектирования систем безопасности на транспорте нормативными и нормативно-техническими документами сегодня?

Действующее законодательство в сфере транспортной безопасности в полной мере определяет действия субъектов транспортной инфраструктуры при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, но не конкретизирует отдельные критерии отнесения объекта к той или иной категории при предварительном её назначении на стадии проектирования и не определяет конкретный перечень мероприятий по транспортной безопасности. Это приводит к избыточным или недостаточным мероприятиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе после проведения оценки уязвимости и назначении окончательной категории объекта, утверждаемой Росжелдором в плане обеспечения транспортной безопасности.

В настоящий момент в области транспортной безопасности существуют десятки различных нормативных документов, в которых достаточно сложно ориентироваться проектировщикам. В то же время имеются вопросы, требующие конкретизации, а также избыточные требования, влекущие за собой существенные затраты. Например, по некоторым протяженным линейным объектам количество работников охраны и сил реагирования сопоставим или превышает контингент эксплуатационного штата проектируемой линии.

Как часто возникает необходимость разработки специальных технических условий (СТУ) при проектировании систем безопасности объектов?

АО «Росжелдорпроект» специальные технические условия (СТУ) по разделам транспортной безопасности не разрабатывал из-за достаточности требований к инженерно-техническим системам транспортной безопасности. Пусть требования и не всегда конкретны.

Какие факторы влияют на выбор оборудования, которое будет заложено в проект?

Выбор оборудования обусловлен требованиями Постановлений Правительства РФ № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов» и № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проектные организации в проектной документации указывают только технические характеристики и параметры применяемого и в обязательном порядке сертифицированного оборудования. Конкретный тип и марку оборудования определяет заказчик.


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.4300 s
queries: 232 (0.0340 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.