/

Елена Семенова. Господдержка на внедрение «Умных городов» будет определена на конкурсной основе

Елена Семенова

Елена Семенова

Координатор ведомственного проекта Минстроя России, Заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»

Елена Семенова. Господдержка на внедрение «Умных городов» будет определена на конкурсной основе

13 ноября 2019, 22:12    1689

Минстрой РФ реализует ведомственный проект «Умный город» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и  национальной программы «Цифровая экономика». Будет ли учтен в этой работе опыт предыдущего проекта по развитию территорий – построения Аппаратно-программного комплекса  «Безопасный город» под кураторством МЧС? Разговор на данную тему между представителями двух министерств собрал полный зал на сочинском форуме «Взгляд в цифровое будущее» в октябре 2019 года. По итогам дискуссии собеседником журнала RUБЕЖ стала Елена Семенова – координатор ведомственного проекта Минстроя России, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России», она рассказала о новых перспективах построения Умных городов.  

Беседовал: Михаил Динеев

- Как сказались на развитии «Умных городов» кадровые изменения в структуре Минстроя, которые произошли за последний год?

- Проект продолжает развиваться,  его лично курирует Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев, и замминистра Максим Егоров.  Начинал  проект  Андрей Чибис – сейчас он губернатор Мурманской области, однако по-прежнему уделяет внимание этой теме.

-  Идет ли пополнение банка решений для «Умных городов»? Темпы не снизились?

- Банк продолжает пополняться новыми практиками, на сегодняшний день их более 350, проекты реализованы в 500 городах. Но этот процесс не должен стать самоцелью. Проекты, размещенные в банке решений, должны не просто формально соответствовать категории smart city, они должны принести именно экономический эффект. Установка одного «умного павильона» в городе кардинально ничего не изменит.

- Что сейчас главное в понимании концепции «Умных городов»?

- Необходим аудит данных практик. Как они влияют на городскую инфраструктуру, Нельзя говорить про «Умный город» только на основе точечных внедрений, если нет инфраструктуры как таковой, если нет качественных дорог, нет работающего по стабильному расписанию общественного транспорта. Пока муниципалитеты не научатся экономить, оптимизировать расходы за счет именно цифровых решений, об эффективности всей концепции Smart City трудно говорить.

- Значит ли это, что вектор в реализации проекта «Умных городов» сменился на тормозящий – аудиты, перепроверки, ревизии сделанного. В чем причина такой осторожности?

- Наверное, лучше сейчас сделать шаг назад, чем бездумно внедрять решения, тратить федеральные, муниципальные и региональные деньги. Для начала необходимо провести аудит. Нельзя говорить об эффективности когда каждое ведомство делает, может быть где-то параллельные вещи, у каждого свой бюджет, своя система, все работают в своих «отраслевых колодцах».  Данные должны быть максимально открыты и доступны, сведены на один уровень.

- Концепция «Умного города», в отличие от «Безопасного города», предполагает более широкое, не только в рамках задач по безопасности, использование Big Data для принятия управленческих решений. Есть ли сейчас у муниципалитетов реальные предпосылки для такого подхода к управлению их развитием?

- Внедрение цифровых двойников территорий, в соответствии со стандартом «Умного города», разработанным Минстроем России,  должно произойти к 2024 году. До тех пор работа по переходу на использование больших данных будет носить подготовительный характер. Согласитесь, внедрения такого уровня невозможно сделать за год. Еще раз подчеркну. Прежде чем видоизменять инфраструктуру города, нужно провести инвентаризацию тех ресурсов, которыми располагают городские поселения.  

- Какие самые слабые места есть у городов, участвующих в программах цифрового развития территорий?

- Больше всего проблем с объектами жилищно-коммунального хозяйства. База у всех изначально разная, все находятся в разных условиях.  

Например, в Московской области уже есть платформа, куда стекаются и обрабатываются различные данные. А во многих других регионах к созданию такого инструмента управления городским хозяйством даже не приступали. Именно по этой причине Минстроем России будет детально доработана концепция проекта, создан единый понятийный аппарат, определены основные задачи и принципы построения «умного города». Эта работа будет завершена до конца 2019 года.

- Как «Умное ЖКХ» должно изменить подходы к управлению городами в условиях цифровой экономики?  

- Цифровизация ЖКХ является одним из пяти принципов «Умного города». Она основана на автоматизации контроля потребления/качества ресурсов, экономии за счет энергоэффективности (переход на энергосервисные контракты), новых сервисах для конечных пользователей (онлайн-информация о техническом состоянии домов и т.д.). Минстроем России сформированы пять принципов «Умного города». Среди них ориентация на человека, качество управления городскими ресурсами и эффективное городское планирование, умное ЖКХ, комфортная и безопасная городская среда, и экономика сервиса. Сейчас строится новое жилье, по новым технологиям. Очевидно, что эти дома нужно обслуживать в совершенно ином качестве, основываясь на современных принципах. Достижению этих целей будет способствовать внедрение умного ЖКХ.

- Насколько активно будет использоваться формат государственно-частного партнерства в развитии smart-технологий в российских городах?

- В 2020 году Минстрой России планирует провести конкурс, по итогам которого мы отберем решения именно тех платформ, которые потом можно будет тиражировать. Средства в бюджете на данные цели уже заложены.

- Какие возможности по монетизации будут предусмотрены для инвесторов «Умных городов»? В АПК «Безопасный город» ставка делалась на штрафы за нарушение ПДД. Но оказалось, что для этого нужно внести корректировки в порядка 20 федеральных законов, включая Бюджетный кодекс. Как уйти от этой проблемы в «Умном городе»?

- Безусловно, проработка нормативной базы неизбежна, в том числе, по такому направлению, как видеонаблюдение. Этой темой занимается Межведомственная  комиссия по внедрению  и развитию систем аппаратно-программного комплекса технически средств» Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и Государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Еще одна проблема – интеграция частных камер в городскую систему видеонаблюдения. В этом случае нужно регулирование, разработка  отдельного закона. Существует опыт Китая, где достаточно активно развита система с видеонаблюдения и есть нормативное регулирование в части функционирования системы видеонаблюдения.  

- Вопрос, который волнует многих. Как могут взаимодействовать между собой решения от каждой из концепций – «Безопасный город» и «Умный город»?

- Когда стартовала разработка проекта «Умного города» мы проводили  консультации с МЧС России. Важно было понять, насколько активно в регионах использованы системы по безопасности городов. После чего было принято решение  внедрять оба проекта синхронно. Однако в случаях, когда в регионе уже разработана информационная платформа «Безопасный город» и она продемонстрировала свою эффективность, нет необходимости создавать новую, параллельную систему.  ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба – ред.) в каждом городе может стать центром сбора и обработки данных для «Умного города».

- Для этого требуется какая-то работа по согласованию ведомственных регламентов?

- Нет, это лишь вопрос желания и политической воли. Есть уже накопленный опыт Московской, Тульской, Курской области и других регионов. Они давно работают над развитием АПК «Безопасный город».  Конечно же необходимо синхронизировать мероприятия, которые проводятся в рамках АПК «Безопасный город» и проекта Минстроя России. Использовать уже имеющуюся инфраструктуру, видеокамеры, диспетчерские службы для решения общих задач города.

И таких примеров в стране достаточное количество. Так, например, в Красноярске для развития цифровизации будет активно использована уже имеющаяся база Универсиады, это и центр обработки данных, и системы мониторинга и технической поддержки, и информационные системы обеспечения деятельности, системы проектного управления и управления инцидентами, телекоммуникационные системы, транспортная система и так далее, в том числе по общественной безопасности, созданный главный операционный центр, станет центром управления городом и регионом.

В городе Новомосковске Тульской области Единая дежурно-диспетчерская служба города помогает и экстренным службам, и службам жилищно-коммунального хозяйства оперативно реагировать на возникающие нештатные ситуации. Глава города оперативно получает всю информацию он-лайн.

- Если рассматривать этапы развития проекта «Безопасный город», то складывается впечатление, что руководители на местах до сих ждут какой-то команды сверху. Повторится ли такая же история с «Умным городом»?

 -  Разработанный стандарт проекта «Умный город» содержит рекомендации министерства. Например, базовые требования по всем сегментам проекта -  транспорт, безопасность, ЖКХ, экология и т.д. Но определенная свобода действий должна быть предоставлена и регионам. Потому что не все то, что работает в Тюмени, можно применить в Краснодаре. Опыт Москвы в цифровизации городского пространства, наверное, лучший в стране. Но не все из этого опыта будет доступно регионам для повторения.

- Какие изменения в концепции политики стратегии «Умных городов» мы можем  увидеть в следующем году?

-  К концу следующего года мы должны говорить не о концепции, а смотреть на конкретные изменения, которые произошли в городах.

- На форуме прозвучали планы Минстроя измерять IQ городов. На что он будет влиять?

- Для определения базового уровня цифровизации городского хозяйства и эффективности решений, которые внедряю города и регионы, мы приступили к разработке индекса «IQ городов». Он будет максимально широко отражать состояние городской инфраструктуры – городского управления, транспортной системы и инфраструктуры, системы социальных услуг (здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.), экономическое состояние и инвестиционный климат города, состояние систем общественной безопасности, экологическую и демографическую ситуацию, рынок труда, развитие культурной сферы и уровень развития туризма.

IQ городов позволит ежегодно оценивать уровень цифровизации городского хозяйства и внедрения решений «Умного города», определять существующий уровень технологического развития городов и выявлять перспективные направления их дальнейшего развития. А также использовать данные индекса для определения приоритетности финансирования проектов.  

Первые результаты измерения «IQ городов» мы получим в 2019 году. Промежуточные результаты методики будут обсуждаться с экспертным сообществом, представителями регионов и муниципалитетов, участвующих в проекте. Основную работу здесь ведет МГУ им. Ломоносова, который был определен по итогам конкурса.

 - Возможен ли вариант, когда вендор сможет получить средства из бюджета на проведение опытной эксплуатации своих решений в муниципалитете?

- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сейчас на конкурсной основе выделяет грантовую поддержку на внедрение решения на территории региона. Деньги предоставляются не региону, а компании на условии софинансирования. То есть 50% расходов покрывается за счет средств бюджета, 50% - за счет средств инвестора. Условия участия - окупаемость проекта, и возможность тиражирования.

- На ваш взгляд, как можно использовать технологии информационного моделирования (BIM) при реализации проекта «Умный город»?

- Минстроем разработана Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года, которая содержит раздел по цифровизации. Поэтому у нас интегрирована тема цифровизации в развитие строительной стратегии. Причем BIM важно применять не только при проектировании, но и при эксплуатации объекта. Когда данные становятся прозрачными и понятными для всех, исключается возможность для каких-то коррупционных составляющих. Сейчас BIM достаточно активно развивается в Москве и Екатеринбурге, где крупные застройщики активно  используют эту самую передовую технологию. 


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2617 s
queries: 240 (0.0253 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.