/

Анатолий Курманов. «Умные города» Подмосковья. От пилотов - к общей платформе

Анатолий Курманов. «Умные города» Подмосковья. От пилотов - к общей платформе

Анатолий Курманов

Советник генерального директора предприятия Госкорпорации «Росатом» АО «НПК «Дедал», Советник главы администрации Дубны

Анатолий Курманов. «Умные города» Подмосковья. От пилотов - к общей платформе

11 декабря 2018, 17:32    1000

В список пилотных территорий федерального проекта по развитию «Умных городов» подмосковная Дубна вошла одной из первых. Во многом – благодаря уже наработанной практике внедрения интеллектуальных решений в сфере городского управления. Анатолий Курманов, Советник генерального директора предприятия Госкорпорации «Росатом» АО «НПК «Дедал» и Советник главы администрации Дубны рассказал журналу RUБЕЖ, как устроен алгоритм эффективного привлечения инвесторов к проектам развития территорий в формате Smart City, и чем опыт «атомного» наукограда может быть полезен как пример для других муниципалитетов России.

Беседовал: Михаил Динеев

RUБЕЖ: В чем, на Ваш взгляд, особенность концепции «Умный город», предложенной Минстроем в рамках цифровой экономики?

Анатолий Курманов: Проект рассчитан на абсолютно разные территории, с разной готовностью к внедрению цифровых технологий. Федеральный координатор - Министерство строительства и ЖКХ – четко зафиксировал пять ключевых принципов умного города. Первый принцип – это ориентация на человека.

Далее следует технологичная инфраструктура, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда. И акцент на экономической эффективности. Но это не условия создания умного города. Все-таки,мы о чем говорим? Мы говорим про разработку и утверждение единых требований для цифровой городской платформы, синхронизации муниципальных, региональных и федеральных требований. А также создание единой интеллектуальной системы управления умного города, собственно создание цифровых сервисов.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России 31 октября утвержден ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город».

Коллеги из Минстроя совместно с экспертами разработали Методические рекомендации по подготовке пакета региональных программ цифрового развития субъектов Российской Федерации.

Нужно отметить очень высокое качество этих документов и вообще в целом работу команды под руководством заместителя министра Андрея Чибиса.

RU: На «Росатом»возложено право осуществить внедрение цифровых технологий в инфраструктуру нескольких пилотных городов. На основе каких компетенций?

АК: «Росатом» – это огромная международная корпорация. Отраслевым интегратором проекта выступает специально созданная компания «Русатом – Инфраструктурные решения».У «Дедала» (АО «НПК «Дедал» – специализированное предприятие направления «Системы безопасности» Госкорпорации «Росатом» - прим. редакции), который является интегратором «Умного города» в Дубне, есть какие-то нишевые решения, например, для безопасности, в том числе на  транспорте.

Главное решение, которое мы для себя приняли как госкорпорация – использовать свою единую платформу.

Развитие и апробация платформы проходит на базе города Саров в Нижегородской области. Это своего рода база, на которую накладываются любые решения. А решения эти применяются в совершенно разных городах, это и ЗАТО(закрытые административно-территориальные образования), и города-спутники атомных электростанций, и города присутствия предприятий Госкорпорации. Поэтому с  точки зрения методологии - для всех показатели примерно  одинаковы, должны быть по результативности.

«Умный город» должен быть неким конструктором, как Lego. Главное, о чем нужно договориться, - о едином обязательном формате передачи данных. Потому что одну ошибку государство уже совершило, когда шла работа над программой «Открытые данные». Эксперты неоднократно говорили, что открытые данные обязательно должны быть геопривязаны, но сделано это не было. В результате государство потратило несколько лет, собрав огромное количество открытых машиночитаемых данных, которые, между прочим, могли бы  уже сейчас стать основой для «Умного города». Могли бы, но не стали. Выглядит красиво, а использовать нельзя.

RU: По какому пути пойдет реализация пилотного проекта «Умный город» в Дубне?

АК: В 2019 два документа будут определять фарватер реализации – Региональная программа «Умные города Подмосковья» и Дорожная карта пилотного проекта в Дубне.

К сожалению, опыт Москвы, которая уже входит в ТОП-лист международной элиты интеллектуальной урбанизации, не применим к большинству малых и средних городов.  Условия для развития у всех очень разные.

А  в городах, подобных Дубне, с населением по 50, 100, 200 тысяч проживает почти половина городского населения России.

Благодаря Объединенному институту ядерных исследований (ОИЯИ), Дубна – известный международный научный центр. Город с положительным приростом населения, в котором исторически есть и серьезная промышленность – предприятия машиностроения и ракетостроения. Здесь работает собственный университет. В город происходит приток  квалифицированных кадров за счет того, что в Дубне создана и функционирует лучшая в России особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Уже создано несколько тысяч рабочих мест и эта положительная динамика сохраняется. Соответственно и администрация муниципалитета и предприятия заинтересованы, чтобы выпускники нашего ВУЗа, новые специалисты никуда не уезжали, оставались здесь. А для этого нужно создать комфортную среду.

RU: Какие преимущества дает статус пилотного города?

АК: Такому муниципалитету оказывается максимальная помощь, как при формировании, так и при реализации проекта. Центр компетенций Минстроя осуществляет индивидуальное сопровождение. Есть возможность реализации проекта в так называемом «режиме песочницы» с нормативными послаблениями и ускоренными согласованиями.

Поставщики решений предлагают участникам пилота специальные условия.

RU: Какой опыт накопил дубнинский «Умный город» по итогам 2018 года? 

АК: Реализация пилотного проекта «Умный город» в Дубне в 2018 году велась по нескольким направлениям: содержание объектов дорожного хозяйства и общедомового имущества, благоустройство общедомовых территорий и территорий общего пользования, функционирование диспетчерских служб, мониторинг дорожного покрытия, вывоз мусора и т. д. Одним из условий прохождения пилота именно в Дубне было  – поставщик реализует свои решения за свой счет. Мы предоставляем ему пилотную площадку. «Первое маршрутное телевидение» создало, на примере пилотного проекта (МФЦ, Администрация города, ДК «Октябрь», дворец с порта «Волна», 24 транспортных средства пассажирского транспорта) единую систему оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и информирования ЕДДС (единой дежурной диспетчерской службы – ред.).

RU: Какие решения от компании «Дедал» использованы в «Умном городе» Дубны? 

АК: «Дедал» внедрил систему контроля за выполнением муниципального заказа с едиными требованиями к отчетам за выполнением таких работ в электронном виде с интеграцией с региональными информационными системами, в первую очередь,«Доброделом» и сейчас разрабатывает прототип ситуационного общегородского центра.

Также специалисты «Дедала» на примере пилотного участка попробовали автоматизировать сбор и обработку данных о состоянии улично-дорожной сети с использованием Интеллектуального комплекса сканирования автодорог «Беркут», разработанного специалистами Госкорпорации «Росатом». 

Совместно с коллегами из «Русатом – Инфраструктурные решения» запустили в опытную эксплуатацию единый портал «Умная Дубна» - www.dubna-smart.city.

В целях привлечения к формированию городской среды будущего для студентов и молодых специалистов провели на базе Государственного университета «Дубна» workshop «Лаборатория Урбантех». Сейчас на стыке решений между безопасным и умным городом разворачиваем очень интересное решение, поставщиком которого является Консорциум «Интегра-С».

Во время проведения выставки «Интерполитех» мы подписали соглашение о создании Инновационно-промышленного кластера «Безопасность». Кластер объединит усилия по созданию и продвижению, в том числев рамках проекта «Умный город»,продукции дубненских предприятий  АО «НПК «Дедал» (Госкорпорация «Росатом»), Научно-исследовательского института «Атолл» (Концерн «МорИнформСитстемы «Агат»), «Аспект», «Первое маршрутное телевидение, «Окто инжиниринг», «Зорг».

RU: «Дедал» как-то просчитывал перспективы внедрения своих решений в «Умных городах» с точки зрения окупаемости? Как в целом можно измерить экономические эффекты от развития проектов Smart City?

АК: Пока, к сожалению, невозможно сделать такую аналитику в виде привычных и понятных графиков и финансово-экономических моделей. В то же время «Умный город» - проект, который абсолютно очевидно скрывает в себе новый рынок. Если раньше мы в основном, только говорили о применениях компетенций предприятий ОПК в сфере ЖКХ, реально реализованные проекты были скорее исключением, то посмотрите, что происходит сейчас – вместе с ПАО «Ростелеком» основными исполнителями программы выступают Госкорпорации «Росатом» и «Ростех».

RU: Если не деньгами, то чем можно измерить эффективность внедрения smart-решений в городах?  И откуда брать финансирование?

АК: Давайте посмотрим на задачи каждого такого проекта. Повышение конкурентоспособности города, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. То есть, фактически речь идет о повышении эффективности использования существующих средств и предпосылках для появления дополнительных доходов муниципального бюджета.

При формировании и реализации программы «Умный город», например, в Дубне мы используем все возможности для получения консолидированного эффекта.

Это и федеральные программы, например – средства от конкурса малых и средних городов

России и губернаторские областные программы «Безопасный регион», «Светлый город», «Наше Подмосковье» и наши местные инициативы, в том числе – проекты, предложенные молодежью на Лаборатории «Урбантех». Из областного бюджета профинансирована замена в Дубне всех остановочных павильонов, также коллеги готовы решить вопрос с подачей на них интернет-канала и видеонаблюдения. «Первое маршрутное телевидение» готово оснастить павильоны информационными мониторами, а местный интернет-провайдер «ТМПК» высказал заинтересованность в организации на остановочных пунктах зон публичного Wi-Fi. Муниципалитету теперь осталось решить вопрос с подачей электропитания. Как результат – решение задачи с умными остановками. Дополнительно мы получаем усиление группировки видеокамер для обеспечения общественной безопасности.

С учетом камер, установленных по программе «Безопасной регион», и интеграции школьных камер, установленных в рамках обеспечения проведения ЕГЭ, мы имеем принципиально иной уровень решения этой задачи. Уверены, что к общей системе с удовольствием подключатся и частные предприниматели, в том числе предприятия потребительского рынка.

RU: Чем интересен проект «Умный город» для «НПК «Дедал» за пределами Дубны?

АК: АО «НПК «Дедал» действует в рамках общего центра компетенции Госкорпорации «Росатом» по направлению «умных городов». Именно поэтому «Дедал» как часть корпорации работает  в Дубне.  Совершенно логично: «Дедал» родом из Дубны, имеет к городу непосредственное отношение. Кроме того, «Дедал» изготавливает средства охраны и средства для обеспечения безопасности – их можно применять в организации умного города и безопасного города.

«Дедал» создает очень сложные решения для оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в том числе, с использованием нейросетей. У нас есть задача к 2025 году довести долю гражданской  продукции до 50%.

Любой регион поддерживает своих товаропроизводителей всегда. В Московской области для этого существует «Реестр инновационной продукции Московской области». Продукция, находящаяся в данном списке, имеет преференции при закупках для нужд Подмосковья.

RU: Какова возможная перспектива использования опыта Дубны в развитии «Умных городов» как федеральной программы?  Как можно сформулировать идеологию концепции?

АК: Не буду скрывать, для нас в приоритете – решения, которые реализуются компаниями из Подмосковья, тем более этих коллег мы хорошо знаем по рынку. Мы для себя обозначили некоторые критерии, без которых не рассматриваем возможность участия того или иного партнера в совместном с нами проекте.

Так,  мы рассматриваем только решения, уже реализованные, и которые дали конкретный результат. Например, если мы говорим про энергоэффективность, то это должна быть динамика показателей, то есть то, что можно увидеть наглядно измерить и посчитать.  Второе – это совершенно очевидно – в «Умном городе» есть составные элементы, которые, я условно, конечно, называю доходные и расходные. Решения, где есть прямая экономическая эффективность или она возможна, должны быть реализованы на инвестиционной основе.

RU: В чем, на Ваш взгляд, различаются подходы к инвестированию в «Умный город» в мегаполисах уровня Москвы и городах меньшего масштаба, таких, как Дубна?

АК: В первую очередь, разница в размерах городского бюджета и возможностях привлечения инвесторов. Малые и средние города, как Дубна, живут в основном в режиме не просто небольшого, а зачастую и дефицитного бюджета.

Проект дорожной карты по реализации программы «Умный город» на 2019 год предполагает минимум 30 млн. рублей. Для Дубны это немалая сумма. Скорее всего, внедрение умных технологий в городское коммунальное хозяйство будет происходить на основе сервисных моделей. Возможно, это будет форма государственно-частного партнерства, либо концессионного соглашения.

Есть и вопросы организационно-правового характера. Например – организация парковочного пространства. Реализовать схему с эвакуаторами и платными парковками в Дубне просто нереально. Инвесторов для организации парковочного пространства можно было бы привлечь, дав им возможность сбора штрафов.

В Москве для этого препятствий нет, так как город является одновременно субъектом федерации. У нас полномочия по администрированию штрафов находятся в ведении области. Если передать полномочия по организации сбора штрафов за нарушение в городском округе в муниципалитет, то Дубна смогла бы самостоятельное решить ряд вопросов по организации  не только парковочного пространства, но и внедрению отдельных элементов городской интеллектуальной транспортной системы.

RU: Есть мнение, что пилотным городам будут предоставляться какие-то финансовые преференции?

АК: Пилотный город – к нашему сожалению, это не город, куда сейчас вдруг потекут деньги рекой. Это заблуждение. В основном приходится вкладывать собственные ресурсы, особенно на первых этапах.

В то же время, Минстроем практически разработана и вскоре будет внедрена система определения уровня интеллекта муниципалитетов, этакого индекса IQ для городов. От него будет напрямую зависеть размер федеральных субвенций, которые предполагается распределять на конкурсной основе. Естественно, что тот, кто начал реализацию проекта, как пилотная территория, будет здесь иметь некоторое преимущество.

Отдельно надо отметить, что города Московской области находятся в очень благоприятной ситуации для тиражирования решений, которые будут внедрены в Дубне как пилотном городе. Московская область является одним из федеральных лидеров по цифровизации. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев держит этот вопрос под постоянным личным контролем. Созданные и функционирующие областные информационные системы более, чем на 50% уже покрывают потребность муниципалитетов по основным позициям, которые установлены Минстроем, как базовый рекомендованный набор элементов (систем) «умного» города - жилищно-коммунальное хозяйство, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, мониторинг и охрана окружающей среды, улицы и общественные пространства (в том числе, уличное освещение, поддержание доступности среды – уборка, ремонт, модернизация, общественная безопасность, транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки, городское управление, иное (социальная сфера).

Для нас, как АО «НПК «Дедал» это еще одна дополнительная возможность развития. Мы накопили большой опыт в плане создания продукции для обеспечения безопасности совершенно разных объектов в совершенно разных отраслях. В данной сфере нас можно считать экспертами.  Накопленный опыт мы можем использовать и при реализации проекта «Умный город».


 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2916 s
queries: 232 (0.0270 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.